Как повлияет демографический кризис 90-х годов на систему образования в РК?

В некоторой степени вузы Казахстана столкнулись со значительным дефицитом студентов.
Нынешним летом группа российских социологов в рамках работ по сравнительному изучению общественных процессов в Российской Федерации и в Казахстане провела исследование представителей высшей школы Сибири и Восточного Казахстана.
Полученные выводы, по словам одного из организаторов исследования социолога Дмитрия Слепнева, особенно актуальны сейчас. Ведь Евразийский союз, помимо прочего предполагает интеграцию образовательного пространства. А это, в свою очередь, не исключает конкурентную борьбу между вузами Казахстана и России.
– В некоторой степени вузы Казахстана столкнулись со значительным дефицитом студентов. По вполне понятным демографическим причинам – в студенческий возраст вошло поколение, родившееся в трудные 90-е, когда рождаемость серьезно сократилась. Сегодня в Казахстане насчитывается около 260 тысяч человек в возрасте 18 лет, и до 2020 года численность этой группы будет уменьшаться, то есть будет меньше потенциальных абитуриентов. И такая тенденция продлится еще несколько лет, пока не подрастет поколение бэби-бума нулевых.
Для вузов Восточного Казахстана, который соседствует с сильными образовательными центрами в России – Новосибирск, Томск, недалек и Красноярск с его новым Федеральным университетом, такая перспектива не видится позитивной. Тогда как казахстанские приграничные вузы сокращают свой контингент, с другой, российской стороны, ситуация с числом студентов стабильна. Хотя и демографический провал такой же, и проблемы в связи с этим схожие. Как удалось остановить падение численности студентов? За счет иностранных студентов, в частности казахстанцев.
Например, число казахстанских студентов в Сибирском государственном медицинском университете Томска за последние семь лет увеличилось со 158 до 650 человек. Всего в городе обучаются более четырех с половиной тысяч казахстанцев – это почти 70 процентов от всех иностранных студентов вузов города.
Мы специально выбирали не «флагманы отрасли» вроде Назарбаев Университета или МГУ, а рядовые институты в глубинке, чтобы понять проблемы региональных вузов. При этом мы провели фокус-группы и с казахстанскими студентами, обучающимися в Томске.
– Полученные заключения исследования стали ли для вас неожиданными?
– Можно сказать и так. Высшая школа Казахстана и Сибири формировалась в основном в советские годы как кузница кадров для одного большого экономического региона, связанного сложными технологическими связями. Вузы Семея, Павлодара или Усть-Каменогорска раньше обучали студентов Алтая, Кемерово, Новосибирска, так как была и отраслевая специализация, и репутация, и общие учебные программы. Сегодня все не совсем так: региональные вузы Казахстана продолжают поставлять в приграничные российские вузы абитуриентов, магистрантов, молодых ученых из Казахстана. А вот обратного движения нет. При том что в России почти семисоттысячная казахская диаспора.
Все опрошенные респонденты в Казахстане и казахстанцы в Томске отмечали, что материально-техническая база в РК серьезно выросла в последние годы. Даже стипендия выше, чем в России. С общежитиями ситуация в РК значительно лучше, чем была раньше. И тем не менее отток студентов из Казахстана в Россию не прекращается.
– Почему казахстанцы стремятся получить образование в РФ?
– Единого ответа не существует, потому что здесь действует целый комплекс причин.
В ходе исследования обнаружилось, что власть стереотипа о том, что «в России образование лучше, чем в Казахстане», пока несокрушима.
А тем временем страна теряет специалистов и граждан. Впрочем, теряют региональные вузы и профессорско-преподавательский состав – лучшие отбывают в мегаполисы и за границу.
Участники групп из числа преподавателей высказывали единую оценку и переходу на западные стандарты. Россия входит в Болонский процесс постепенно, сохраняя часть прежней системы. В Казахстане же решили сделать ставку на западную модель и внедрять ее мгновенно. Получилось нечто странное: западная форма без должного содержания.
– По итогам исследования специалисты обычно вырабатывают ряд рекомендаций, есть ли они у вас?
– В некоторых вузах нарушены вертикальные коммуникации: менеджмент вуза не выстраивает диалог со студенческим и преподавательским составом, делая ставку на формализацию процесса работы и учебы. Такой формализм отмечается многими респондентами как одна из главных причин стагнации качества образования. Преподаватели перегружены не только собственно учебным процессом, но и написанием бесконечных отчетов, «погоней за баллами», которые должны были бы по идее сказываться на их заработке, но в реальности выгода незначительна.
Времени на научную деятельность просто нет.
А что еще более важно – в Казахстане преобладает непрозрачный менеджмент в высших учебных заведениях. Общественные советы, которые сейчас создаются в вузах – просто фикция. Рядовой преподавательский состав (не говоря уж о студентах), как правило, не знает даже, кто в эти советы входит и как совет формируется.
– Какова конкурентоспособность приграничных вузов Казахстана?
– Каждую весну российские выездные приемные комиссии приезжают в Казахстан и позволяют выпускникам школ, минуя сдачу ЕНТ, попробовать поступить на бюджетные отделения российских вузов. Широкая и крайне позитивная практика академического обмена, когда студенты Казахстана по обмену могут ездить в вузы других стран, в частности в Россию, становится туром невозвращенцев.
Пока сибирские вузы строят свое будущее без оглядки на Казахстан, воспринимая его скорее как поставщика абитуриентов. Но вузы Казахстана сами не проявляют своей решимости.
Представьте, что в заштатный региональный вуз приходит новая команда: иностранные специалисты, менеджеры и преподаватели, принеся с собой совершенно новое качество знаний. Престиж учебного заведения вырос бы в разы.
Однако технология создания университета с иностранным менеджментом и преподавательским составом уже отрабатывается в Астане в Назарбаев Университете. И что мешает региональным вузам воспользоваться частью этой технологии?
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ