Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 10 октября 2014 года № 17-55/4487 «О создании Общественного совета либо Парламентской группы по мониторингу процесса приватизации»

15 октября 2014, 13:37
Фото:

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 10 октября 2014 года № 17-55/4487

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

На №ДЗ-187 от 11.09.14 г.

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев депутатский запрос касательно обеспечения прозрачности второй волны приватизации и создания Общественного совета либо Парламентской группы по мониторингу процесса приватизации, сообщаем следующее.

В целях обеспечения гласности и прозрачности решений, принимаемых по цене объектов и методах торгов, в комиссии по приватизации на всех уровнях включены представители Национальной палаты предпринимателей (далее - НПП), организации и общественные объединения. В состав комиссии по приватизации АО «ФНБ «Самрук-Казына» включены депутаты Мажилиса Парламента РК.

Кроме того, на веб-портале Реестра государственного имущества (далее - веб-портал) помимо помесячных графиков торгов, размещаются объявления о выставлении объекта на торги с указанием конкретной даты и условий торгов, отчет по оценке объекта, включающий в себя информацию об истории и дате создания объекта, о видах его деятельности, формировании уставного капитала, акционерах, анализ финансово-хозяйственной деятельности, входящем в его состав имуществе и его стоимости, анализ конкурентоспособности, таблицы расчета рыночной стоимости.

Объявления о продаже объектов государственной собственности, характеристики объектов также размещаются на сайте НПП и в ведущих средствах массовой информации на республиканском и областном уровне.

Для получения углубленной финансовой информации на веб-портале реализован функционал перехода в Депозитарий финансовой отчетности, который в свою очередь постоянно обновляется.

Аукционы и тендеры проводятся в электронном формате, поэтому исключена возможность контактов потенциальных покупателей с продавцом, членами комиссии и покупателей между собой.

Информация о проведенных торгах с указанием объекта приватизации, региона, количества участников торгов, стартовой и продажной цены и вида субъекта правоотношений также находится в открытом доступе на веб-портале.

Вместе с тем, учитывая конфиденциальность информации о победителях торгов, ее раскрытие требует их согласия, в этой связи в настоящее время данный вопрос прорабатывается Министерством финансов.

В целях информационного освещения и сопровождения хода второй волны приватизации разработан и утвержден Медиа-план, в соответствии с которым проводится мониторинг общественного мнения, а также мероприятия по информированию населения о реализации Комплексного плана приватизации.

Для обеспечения прозрачности процесса приватизации проводятся брифинги, круглые столы, семинары, размещаются статьи и видеоролики в средствах массовой информации.

Вместе с тем Ваше предложение о создании Общественного совета либо Парламентской группы по мониторингу процесса приватизации государственными органами поддерживается.

В этой связи, Министерству финансов совместно с государственными органами и организациями поручено проработать данный вопрос и направить в Ваш адрес предложения по алгоритму и механизму работы предлагаемых наблюдательных советов.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

Уважаемый Карим Кажимканович!

В стране утвержден Комплексный план приватизации на 2014-2016 годы в рамках исполнения соответствующего поручения Главы государства. Реализация данной программы призвана сократить участие государства в экономике страны и упрочить ее основы за счет увеличения в ней доли частного сектора.

В соответствии с Комплексным планом приватизации, Фондом «Самрук-Казына» в 2014-2020 годах планируется предложить к реализации различные пакеты акций и доли владения в 106 дочерних организациях группы «Самрук-Казына», а также организации, занимающиеся благоустройством населенных пунктов и вывозом твердых бытовых отходов, ремонтом автомобильных дорог, автобусные и троллейбусные парки, социальные объекты.

В части приватизации местных объектов предполагается, что по ним акимы примут отдельные решения и составят собственные планы.

Вместе с тем, вызывает озабоченность прозрачность проведения второй волны приватизации. Нам необходимо учесть ошибки первого опыта приватизации 90-х годов, в результате которой некоторые из проданных за смешные деньги объектов - например, здания детских садов - государству потом пришлось выкупать обратно за счет бюджетных средств.

Крайне важно, обеспечить широкий общественный доступ к процессу приватизации, прежде всего для отечественного бизнеса, а не ограниченного круга лиц, обладающий инсайдерской информацией.

Для создания прозрачных условий в рамках приватизации запущена единая электронная торговая площадка на портале Реестра государственного имущества - gosreestr.kz. Однако электронная платформа имеет технические недостатки. Кроме того, не полностью предоставлена информация об объектах приватизации, что делает затруднительным принятие решения об участии в торгах. Отчетные данные о прошедших торгах не детализированы, отсутствует единый методологический подход в работе комиссии в регионах.

К числу наиболее проблемных вопросов относятся: слабое освещение хода реализации второй волны приватизации на местном уровне, нет информации о времени, месте продажи объектов приватизации, количестве участников торгов, результатах торгов, предложенных ценах, цене продажи и конечных приобретателях.

На данный момент из 300 объектов, выставленных на продажу на 2014 год, уже продано 28 лучших объектов. Однако их приватизация была проведена без широкого оповещения общественности, включая потенциальных участников торгов в лице предпринимателей.

В связи с этим считаем необходимым усилить прозрачность данных мероприятий, включая публикацию итогов приватизации каждого объекта в открытом доступе. На подобные претензии министерство финансов отказалось размещать информацию о проведенных торгах и о его победителях, сославшись на коммерческую тайну.

Однако действующим законодательством под коммерческой тайной подразумевается информация, имеющая коммерческую ценность, которой владеют физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Государство к субъектам, занимающимся коммерческой деятельностью не относится. Партия «Ак жол» считает, что итоги приватизации государственной собственности не могут относиться к коммерческой тайне, так как они затрагивают интересы всех граждан Казахстана.

Более того, 6 августа текущего года в ходе расширенного заседания Правительства, Глава государства Нурсултан Назарбаев дал жесткое поручение проводить приватизацию открыто и прозрачно, при этом обойтись в процессе приватизации без участия «братьев, сватов, племянников».

Тема предстоящей приватизации заслуживает самого пристального общественного внимания.

В этой связи, в целях обеспечения прозрачности второй волны приватизации и с учётом выявленных спорных тенденций, партия «Ак жол» предлагает создать Общественный совет либо Парламентскую группу по мониторингу процесса приватизации, куда должны войти экономисты, представители бизнес-ассоциаций, всех парламентских партий и общественные деятели.

Со своей стороны, партия «Ак жол» выражает готовность направить своих представителей для участия в данной комиссии.

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»

Н. Жазылбеков А. Перуашев

Е. Никитинская А. Абильдаев

Т. Ергалиев С. Кадралиева

М. Казбекова А. Туртаев


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?