Независимый суд как гарант инвестиций (А. Абаев)

18 октября 2014, 12:44
Фото:

6В эпоху нестабильности мировой экономической системы и фактического прекращения «длинного» финансирования из-за рубежа государственные меры по развитию бизнеса в Казахстане становятся во многом определяющими. Во-первых, это системная работа по облегчению условий для отечественного бизнеса. Во-вторых, меры по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на длительный срок.

Отсюда принятие таких знаковых решений, как легализация имущества и капитала, вторая волна приватизации, снижение налоговой нагрузки, мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ). Приняты беспрецедентные меры по поощрению иностранных инвесторов в приоритетных для страны отраслях индустриализации. Это освобождение от ряда налогов, гарантированная стабильность ставок всех налогов и платежей, кроме НДС и акцизов. Для лучшей и оперативной защиты прав инвесторов создается институт «инвестиционного омбудсмена».

Одним из определяющих факторов экономической модернизации страны является уровень эффективности правосудия. И это понятно. Если инвестор видит, что нет четких и прозрачных правил взаимодействия бизнеса и государства, регламентированных справедливым законодательством, на защите которого стоят суды, он просто не будет вкладывать деньги в этом месте. Это аксиома бизнеса.

В данной статье сделана попытка анализа современного состояния системы правосудия сквозь призму ее роли в обеспечении инвестиционной привлекательности и экономического развития Казахстана. Каждый блок вопросов - это своего рода кирпичики, из которых складывается работа современных судов - система отбора судей, обеспечение независимости судебной власти, подходы к модернизации законодательства с учетом судебной практики, прозрачность работы судов и др.

Все это в совокупности позволит дать аргументированный ответ на главный вопрос - насколько сегодня судебная система Казахстана соответствует общемировым стандартам и отвечает национальным интересам страны.

Верховенство закона

Это один из главных показателей эффективности судебной системы. Ведь только истинная независимость позволяет судьям выносить решения, руководствуясь исключительно законами. О значимости судебной независимости исчерпывающе сказал на VI съезде судей в ноябре прошлого года президент страны: «В ХХI веке важнейший критерий развитости наций - это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд - стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества».

Понятное, прозрачное и доступное для всех членов общества, основанное на верховенстве закона правосудие, - вот цель, к которой стремятся все цивилизованные страны.

В 90-е годы советские эмигранты, устроившиеся в США, выделяли главное отличие - в Америке они чувствовали себя намного более защищенными. И причина эта состояла в реальной независимости тамошнего правосудия. Новых американцев удивляло, что если местные силовики все-таки нарушали законы, то рядовые граждане легко могли их привлечь к суду, и никакие высокие кресла и должности этому не были помехой.

Не будем забывать, что отечественная судебная система выросла из советской «шинели» правосудия, и в конфликтах интересов государства и частного бизнеса на заре независимости суды не рассматривали их как равноправных участников правосудия. И, конечно, налицо была неготовность судебной системы к работе в условиях рыночных отношений. Сейчас уже можно говорить о коренном изменении идеологии и практики работы судов. Если раньше, отстаивая свои права, бизнесмены бегали по высоким кабинетам, то теперь все чаще предприниматели стремятся добиться (и добиваются) справедливости в судах. И это безусловное достижение судебной системы республики.

Наиболее объективным показателем уровня развития нашей судебной системы является то, что Союз судей Казахстана единственный среди аналогичных сообществ постсоветских республик в 2011 году избран полноправным членом Международной ассоциации судей (МАС). Это профессиональная, неполитическая, международная организация, объединяющая национальные ассоциации судей. Ее главные критерии - верховенство закона и независимость правосудия. Отметим, что, к примеру, сообщество российских судей не является членом МАС. Оценка, по «зальцбургскому счету» - это профессиональное признание.

Другой важный показатель - неуклонно растет количество обращений в суды, что говорит о росте доверия к ним граждан. Согласно статистике, в год рассматривается порядка миллиона дел. Обжалуется всего около 9,5 % вынесенных судебных актов. По остальным делам судебные акты не оспариваются и вступают в законную силу в установленные сроки. Вышестоящими инстанциями отменяется и изменяется около 1,4 % судебных актов. Таким образом, более 98,6% всех судебных актов являются законными и обоснованными. Эти цифры свидетельствуют об эффективности судебной защиты.

Нужно также отметить и серьезное улучшение (с 111-ой позиции на 86-ую за три года) показателя национальной судебной системы по критерию «Независимость судов» - в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Ежегодно в опросе участвуют порядка 80-120 казахстанских и иностранных компаний, работающих в республике. При этом надо учитывать, что стремление соответствовать высоким мировым стандартам судопроизводства в немалой степени сопряжено с материальными возможностями страны и уровнем правосознания общества. Здесь, как и в политике, главное - искусство возможного.

Как известно, судебная система сыграла в недавнем прошлом важную роль при реализации антикризисных мер, принятых государством. Оперативное и качественное рассмотрение судебных дел, а также вынесение законных решений во многом способствовали стабилизации напряженной ситуации в долевом строительстве, ипотечном кредитовании, разрешении трудовых споров, восстановлении нарушенных прав отечественных и зарубежных инвесторов.

Все эти меры оказали положительное влияние не только на формирование единой судебной практики по защите интересов бизнеса и государства, но и в целом на создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

Качественно и быстро

Один из наиболее чувствительных вопросов в работе судов - это оперативность и простота процедур, создание максимально комфортных условий для отправления правосудия. Суды, работающие с людьми и предпринимателями, должны, прежде всего, ценить их время и, как любой государственный орган, предоставлять свои услуги качественно и оперативно. Говоря в целом, длительность судебных процессов - «ахиллесова пята» правосудия в большинстве стран, известны случаи, когда тяжбы продолжались десятилетиями. Это хорошо для адвокатов, но разорительно для бизнеса. Как говорил Карл Маркс, «всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени».

В этом контексте хочется отметить, что с переходом страны к рыночной экономике появились новые сферы деятельности государства, на которые судебная система отреагировала созданием специализированных судов - экономических, административных, ювенальных. Главное их достоинство в том, что они обеспечивают рассмотрение судебных дел специализированными в данной сфере судьями. Особо отметим эффективную работу специализированных экономических судов (СМЭС), которые созданы во всех областных центрах страны, а также в Астане и Алматы.

Согласно статистическим данным за 6 месяцев 2014 года в - СМЭСы поступило 61 970 заявлений, что на 42,6% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Важно подчеркнуть, что значительный рост заявлений в экономические суды объясняется деловой активностью в условиях благоприятного бизнес-климата в стране. Основные причины судебных споров - проблемы соблюдения законности уполномоченными госорганами, слабое знание инвесторами национального законодательства, недоработки при заключении договоров.

Еще один важный момент - это условия осуществления правосудия. Это очень важный аспект судебной работы. Ведь при сегодняшней интенсивности рассмотрения дел в судах, возросшей нагрузке на судей принципиально важно, чтобы были созданы все условия для судебного процесса. Скажем, две стороны по гражданскому делу не должны находиться в одном помещении, иначе выяснение отношений может начаться еще до начала заседания. И сам процесс должен начинаться вовремя в конкретно указанном зале.

Вместе с тем еще достаточно многие наши суды работают в зданиях советского периода или переоборудованных помещениях - суды живут так, как позволяют возможности страны. Понятно, что они не были рассчитаны на современные объемы работ. В устаревших помещениях в одном зале проводятся по 10-12 процессов в день, тогда как мировой стандарт - два процесса. Как результат, продолжительные задержки, частый перенос времени заседаний и повышенная нервозность людей, вынужденных находиться неопределенное время в тесных помещениях.

Однако в этом вопросе есть очевидный прогресс. Он напрямую связан с темпами бюджетного финансирования. Образцом помещения будущего является новый Дворец правосудия Астаны, отвечающий современным мировым стандартам. Он введен в эксплуатацию в 2014 году. В этом здании расположены четыре суда, в том числе и Специализированный межрайонный экономический суд Астаны. Площадь здания составляет свыше 32 тыс. кв. метров, где расположены 50 залов судебного заседания. Также в текущем году было построено здание областного суда в г.Усть-Каменогорске, расширено здание Алматинского областного суда в г.Талдыкоргане.

«А судьи кто?»

Как сказал великий римский оратор Цицерон, «судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья». Современный судья - это человек, наделенный государством особыми полномочиями, и поэтому его ошибки имеют высокую цену. Поэтому он, подобно жене цезаря, должен быть вне подозрений. Государством для формирования судебного корпуса введен конкурсный отбор, который носит публичный и многоступенчатый характер. Для выдвижения на руководящие судейские должности создан кадровый резерв, который позволяет отбирать лучших из них.

Перед законом все равны, даже судьи, поэтому их действия всегда находятся на острие общественного внимания и под прицелом СМИ. Но при этом важно помнить, что судьи могут сохранить истинную независимость только в условиях такой системы дисциплинарной ответственности, которая является надежной, предсказуемой, справедливой и защищенной от злоупотреблений.

Напомним, что ранее она была основана на подчинении по вертикали, поэтому допускалась возможность давления руководителя суда на рядового судью. Поэтому в 2012 году областные дисциплинарно-квалификационные коллегии судей были упразднены и их функции по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей переданы единому республиканскому коллегиальному органу - Судебному жюри. В него входят представители всех уровней судебной системы, мэтры своего дела, пользующиеся заслуженным авторитетом в судейском корпусе.

Сегодня рассматриваются вопросы ужесточения требований к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, в том числе и психологического тестирования. Предлагается также по примеру Германии ввести испытательный срок (три года) при первичном назначении судьи. Это вполне обоснованный шаг, поскольку за это время можно пройти необходимую адаптацию к профессии судьи, которая характеризуется огромной психологической нагрузкой.

Быстрое изменение экономических правоотношений и интенсивное законотворчество требует постоянного повышения профессионального уровня судей. По мнению председателя Верховного суда Кайрата Мами, при первичном назначении на должность судьи стоит отдавать предпочтение выпускникам Института правосудия Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан. Этот институт может стать кузницей судейских кадров, отвечающих современным вызовам.

Принципиальный вопрос - это оценка эффективности работы судей с определением ее объективных и понятных индикаторов. В этой связи в качестве инструмента оценки судебной деятельности с 2009 года введена система судебного мониторинга. Вначале оценивалось только качество работы отдельных судей. Но такой подход мог таить в себе скрытую угрозу судейской независимости. Поэтому с начала 2014 года введена принципиально новая система мониторинга - теперь оценивается деятельность суда в целом. В мировой практике такие инструменты используются для того, чтобы деятельность судов отвечала ожиданиям общества.

Кстати, на прошедшем недавно в Астане совещании председателей верховных судов государств-членов ШОС в числе других обсуждались и вопросы оценки деятельности судов, презентована действующая казахстанская модель судебного мониторинга.

Для повышения индекса «Судебная независимость» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности утверждена Дорожная карта - комплекс мероприятий, направленных на укрепление независимости судебной системы, обеспечение доступности и простоты в оспаривании действий государственной власти в судебном порядке, в том числе для частного бизнеса.

Так, с июля 2014 года во всех специализированных экономических судах проводится соцопрос среди субъектов бизнеса - участников судебных процессов о качестве работы указанных судов. По предварительным данным, более 86% респондентов выразили удовлетворение уровнем профессиональной компетентности судей. Отметим, что степень доступности и простоты оспаривания в судебном порядке действий госорганов респондентами оценена на «хорошо» (средний балл - 4,1). Степень независимости судебной системы от влияния государственной власти, граждан и частного бизнеса респондентами оценена на «хорошо» (средний балл - 4,3). Окончательные результаты соцопроса будут подведены в январе следующего года, поскольку мероприятие завершится в декабре текущего года.

В рамках проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение в судах республики независимого исследования путем анкетирования участников судебных процессов о качестве предоставляемых судебных услуг. Запланирована аналогичная работа в рамках проекта Всемирного банка «Институциональное укрепление сектора правосудия в Республике Казахстан».

Web живи, web судись

В идеале процесс судопроизводства должен быть максимально оперативным и прозрачным. Особенно важно это для бизнеса. Для этой цели в деятельность судов внедрены новые технологии, начиная от создания Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов РК (ЕАИАС) и рассылки SMS-сообщений участникам судебных процессов до проведения судебных заседаний посредством видеоконференций, использования виртуальных судебных кабинетов и т.д.

Если раньше главными инструментами судей были судейский молоток, мантия и писчая бумага, то сейчас суды республики активно используют новые технологии. Напомним, что президент страны поручил повсеместно внедрить электронную фиксацию судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства, а также отправления правосудия в дистанционном режиме. Это поручение успешно реализуется. Уже сегодня оснащенность залов судебных заседаний системами технической фиксации судебных процессов составляет около 60%.

Кроме того, в судах широко применяется система видеоконференцсвязи, позволяющая в том числе существенно повысить оперативность судебного процесса путем дистанционного отправления правосудия. Сегодня в пилотном режиме ведется запись судебных процессов, которая затем выкладывается на сайте Верховного суда.

Во всех судах республики внедрено электронное судопроизводство (е-суд). В 2013 году через портал «электронного правительства» поступило 17 539 электронных исковых заявлений, заявлений о выдаче судебного протокола в электронном виде и замечаний на протокол. Только за 8 месяцев текущего года таких заявлений поступило уже более 50 тысяч. Таким образом, практика электронного суда набирает обороты.

Реализован проект внедрения альтернативных (электронных) форматов извещений участников судопроизводства путем направления им повесток посредством SMS-сообщений.

Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов объединила все суды страны, позволила вести единый учет и мониторинг судебных дел, их архивное хранение и оперативный обмен материалами по ним. Она была высоко оценена зарубежными коллегами, в частности, для ознакомления с нею приезжали эксперты из России, США Франции. По казахстанской компьютерной разработке по инициативе США в Ташкенте был проведен специальный тренинг для стран Центральной Азии.

Важной составляющей открытости правосудия являются интернет-ресурсы всех судов РК, вплоть до районного уровня. На сегодня веб-сайт Верховного суда занимает лидирующее место в ежемесячном рейтинге официальных сайтов госорганов Казахстана (в июле и августе 1 место среди 27 конкурентов).

Оперативный доступ к судебным документам обеспечен посредством сервиса «Ознакомление с судебными документами». Пользователь с помощью логина и пароля, которые направляются сторонам в виде SMS-сообщений, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу. С начала года направлено более 1 млн. 500 тыс. SMS-сообщений.

Следующий важный проект - «Судебный кабинет», который также размещен на официальном сайте Верховного суда www.sud.kz. Он представляет собой своего рода единое окно доступа к онлайн-услугам судебных органов.

Как считают эксперты, применение современных технологий упрощает судопроизводство, способствует снижению подверженности к коррупции, экономит время и средства граждан.

Законы - орудие правосудия

«Нет такого закона, который был бы хорош для всех» - этот афоризм известного древнеримского философа Катона Старшего точно отражает взаимоотношения общества и законодательства. Если для обычного гражданина законы - это рамки дозволенного, то для судьи - это инструменты воздаяния каждому по справедливости. Осуществляя правосудие, судья непосредственно сталкивается с ситуациями, когда законы не работают - то есть имеют многозначное толкование, чрезмерно суровы, или наоборот, позволяют виновным уходить от ответственности, затягивать решения важных и актуальных вопросов. Но такова природа законов - они отражают устойчивые общественные отношения, и поэтому всегда будут несколько запаздывать от жизни. И именно судейская практика в концентрированном виде показывает необходимость «подтянуть» законодательство к новым вызовам.

Поэтому принципиально важно, чтобы суды занимались системной работой по модернизации законодательства, обобщая судебную практику и оперативно предлагая соответствующие корректировки в законодательство.

Верховным судом, совместно с другими заинтересованными государственными органами, проводится большая работа по модернизации законодательства. Президентом страны подписаны новые Уголовный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), а также Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые начнут действовать с 1 января 2015 года.

Мировая практика показывает, что способы обеспечения правопорядка должны соответствовать уровню развития общества. В странах, находящихся на переходном этапе, законодательство и правоприменительная практика вынуждено носят жесткий, порой карательный характер. Напротив, в экономически благополучных странах с развитой демократией поддерживать порядок позволяет «мягкое» законодательство - ничто так не смягчает нравы, как материальный достаток и благополучие.

На новом этапе развития страны, когда Казахстан уже вошел в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, лидер нации поставил задачу гyманизации уголовного закона и практики его применения в отношении предпринимательства, декриминализации преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

Пришло время утверждения принципа экономии уголовной репрессии, которая допустима только за те правонарушения, защита против которых невозможна иными средствами права. Новые кодексы как раз и должны привести к снижению карательных мер и сделать акцент на применении к нарушителям закона, в первую очередь, экономических санкций. Ибо цель правосудия не месть, а справедливость.

С этой точки зрения, главным содержанием нового УК является дальнейшая гуманизация уголовного закона. В частности, это введение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков. За уголовные проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости. Особенно важна декриминализация большинства нарушений закона в сфере экономики - именно этого долгое время и добивалось бизнес-сообщество. Искусственная криминализация бизнеса, вроде статьи «За незаконное предпринимательство», до недавнего времени давала огромные возможности «оборотням в погонах» использовать суровость законов как оружие для запугивания предпринимателей с дальнейшим их «крышеванием» или даже для рейдерского захвата чужой собственности.

Ликвидация подобных лазеек в законе для поборов приведет также и к оздоровлению рядов правоохранителей. В новом УПК главное новшество - расширение судебного контроля в уголовном процессе. Теперь большинство следственных действий, затрагивающих конституционные права и свободы человека, будут проводиться только с санкции суда.

Практически подготовлен Верховным судом проект нового Гражданско-процессуального кодекса (ГПК). В новой редакции предусматриваются меры по упрощению судебных процедур в сфере предпринимательства. В числе важных новаций проекта - введение процедуры судебной медиации с участием штатного судьи-медиатора по немецкому опыту. Предлагаемые изменения направлены на расширение примирительных процедур.

Существенно расширяется институт досудебного урегулирования споров, в частности коммерческих, между предпринимателями и юридическими лицами. Только после этой процедуры истец сможет обратиться в суд с заявлением.

Досудебное урегулирование предусматривается и для дел об обжаловании действий или бездействий должностных лиц, решений госорганов. Это важная для предпринимателей норма обязывает госорганы проводить проверки решений нижестоящих структур, а также устранять эти нарушения. Предлагается сократить число дел, подсудных Верховному суду. Предложены новые подходы к уплате государственной пошлины в судах. Кроме того, вводится упрощенное (письменное) производство - предусматривается рассмотрение соглашений, заключенных при досудебном урегулировании споров, в случае их неисполнения. Они будут рассматриваться на основе письменных доказательств без вызова сторон. При этом дела подлежат рассмотрению в месячный срок. В целом этот проект ГПК поддерживается как профессиональным сообществом, так и предпринимателями.

Верховный суд приступил к разработке нового Административного процессуального кодекса. Подготовлен проект концепции кодекса, который в ближайшее время будет направлен на повторное согласование в государственные органы. В соответствии с проектом предлагается создание системы административной юстиции на базе действующих специализированных межрайонных административных судов (далее - СМАС), с отнесением дел об административных правонарушениях к подведомственности судов общей юрисдикции. Административная юстиция будет выделена в самостоятельную ветвь судопроизводства (правосудия), занимающуюся рассмотрением правовых споров, возникающих только в сфере управления и направленная на обеспечение публичных прав и свобод граждан, а также других субъектов права.

К подсудности СМАС предлагается отнести дела об оспаривании решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в результате которых нарушены или созданы препятствия по осуществлению прав и свобод заявителей; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечены к ответственности.

Бизнес и Фемида

Пожалуй, один из главных трендов последних лет - это серьезный рост влияния бизнес-сообщества, которое государством воспринимается сейчас уже не просто как строптивый источник налогообложения, а как равноправный партнер. Показательно, что при подготовке договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) казахстанская делегация особое внимание уделяла экспертизе документов со стороны предпринимательского сообщества страны. Для этого был введен специальный механизм оценки последствия для ведения условий бизнеса - «Оценка регуляторного воздействия». Его суть заключается в том, что сначала предприниматели должны дать свое компетентное заключение по каждому подготовленному решению - как оно может повлиять на бизнес-условия. И официальная делегация страны голосовала с учетом этого экспертного заключения. Важно отметить, что казахстанский бизнес постепенно осознает свою силу и активно защищает жизненно важные позиции в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

В этом контексте, очевидно, что должна быть выстроена такая же эффективная совместная работа бизнес-сообщества в лице Национальной палаты предпринимателей (НПП) и с другой ветвью власти - судебной. Ведь, в конечном счете, судьба всех споров будет решаться именно в суде.

В августе этого года, в ходе встречи с председателем Верховного суда Кайратом Мами, президент Нурсултан Назарбаев отметил, что судебная система занимает особое место в совершенствовании госуправления, решении социально-экономических задач, защите прав субъектов МСБ и инвесторов, создании оптимальных условий для их деятельности.

«Доверие людей к правосудию зависит от работы судебных органов. В частности, следует улучшать работу специализированных экономических судов, чтобы все споры справедливо решались в отечественной судебной системе», - подчеркнул президент Казахстана. Показательно, что, спустя всего 10 дней после этой встречи, в селекторном совещании в Верховном суде приняли участие руководители Национальной палаты предпринимателей Казахстана и ее региональных представительств, а также судьи местных судов. Основной вывод по итогам этой знаковой встречи - системных проблем в системе правосудия, по оценкам предпринимателей, нет. Суды работают справедливо, в полном соответствии с действующим законодательством. Хотя к самому законодательству претензий и пожеланий достаточно.

Глава НПП Аблай Мырзахметов от имени бизнес-сообщества страны отметил ряд положительных моментов совместной деятельности палаты предпринимателей и судебной системы. Так, достаточно результативно идет работа по разработке законопроекта об арбитраже и третейских судах. По мнению бизнес-сообщества, разрабатываемый Верховным судом один из важнейших документов - ГПК - содержит много концептуальных новелл, направленных на улучшение и совершенствование работы гражданского судопроизводства.

Глава палаты выделил несколько вопросов, требующих совместных усилий по их разрешению. Это участие представителей НПП в качестве медиаторов во взаимоотношениях между предпринимателями, а также в судебных разбирательствах с их участием.

В соответствии с Законом «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» также предложено осуществлять обязательную экспертизу проектов законодательных и иных правовых актов, затрагивающих интересы частного бизнеса.

Для правовой защиты бизнеса у палаты возникает острая необходимость в изучении судебной практики на основании решений судов. Поэтому предлагается рассмотреть вопросы интеграции баз электронных данных.

Следующий важный момент - палата считает, что когда в суде доказана незаконность действий госорганов в отношении предпринимателя, необходимо предусмотреть обязанность суда рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц. Сейчас это - право судьи.

Эксперты отмечают, что Верховным судом проводится системная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране путем принятия мер по реализации единой инвестиционной политики Казахстана.

Об эффективности этой работы красноречиво говорят и такие факты: за последние шесть лет Верховным судом защищены имущественные права юридических лиц, в том числе инвесторов, на общую сумму более 240 миллиардов тенге. За первое полугодие текущего года высшей судебной инстанцией удовлетворены иски инвесторов на сумму 2,6 миллиарда тенге.

Верховным судом, в целях совершенствования досудебного порядка разрешения споров, предложено создание системы налоговой и таможенной апелляции в виде независимого консультативного органа, в компетенцию которого будет входить рассмотрение жалоб налогоплательщиков. Эти предложения приняты и реализуются Министерством финансов.

Такой алгоритм сотрудничества очень важен для бизнеса, поскольку экономические и хозяйственные споры, пожалуй, самый сложный раздел в мировой юриспруденции. Здесь кроме безусловного знания законов судьям необходимо также профессионально разбираться в экономике и финансах. Иначе следование исключительно букве закона может привести к негативным последствиям для предпринимательства.

Резюмируя, можно сказать, что в Казахстане в настоящее время созданы необходимые законодательные условия для ведения бизнеса, правовой защиты инвестиций и эффективной судебной защиты. Прямые инвестиции - признак особого доверия стране, его законам и руководству этого государства. Лучшим свидетельством соблюдения законов Казахстаном, независимости его правосудия является объем прямых иностранных инвестиций. Казахстан один из наиболее инвестиционно-привлекательных стран в мире. По такому показателю, как привлеченные инвестиции на душу населения, наша республика входит в первую тройку стран в мире. За годы независимости в Казахстан привлечено более 180 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. А казахстанская судебная система, по мнению международных экспертов, в целом соответствует мировым стандартам в области прав защиты предпринимателей. Хотя резервы для дальнейшего совершенствования судебной системы в этом направлении, безусловно, есть. При этом какими бы несовершенными ни были законы, в цивилизованном обществе они подлежат неукоснительному исполнению на время их действия. Как заметил древнеримский «бий» Цицерон: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными».

Аман Абаев


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?