Выступление Председателя Верховного Суда РК на брифинге для иностранного дипломатического корпуса и
представителей международных организаций, аккредитованных в Казахстане
(г.Астана, 20 октября 2014 года)

 

Уважаемый господин Министр,

Уважаемые господа Послы и руководители миссий!

Позвольте поблагодарить вас за организацию брифинга и проявленный интерес к развитию казахстанского правосудия. Надеюсь, что наша информация будет полезной и актуальной для аудитории.

Прежде всего хочу предметно остановиться на действующей модели верховенства права и закона в Казахстане.

Этот ключевой принцип в нашей стране обладает всеобъемлющим характером. Он распространяется на всех субъектов правовых отношений и на все формы реализации права.

При одновременном признании приоритета конституционных норм, а также норм международного права, верховенство закона имеет особое значение для судебной деятельности.

Согласно Основному закону нашей страны, «судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону». Это означает, что правосудие осуществляется посредством точного и неукоснительного их применения.

Эффективная судебная система является важнейшим условием реализации верховенства права. Она является надежной гарантией стабильности, защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Краткие сведения об основных этапах развития судебной системы за годы Независимости вам предоставлены.

Я остановлюсь на ключевых моментах модернизации отечественного правосудия.

Как вы знаете, в соответствии со Стратегией «Казахстан - 2050» проводится масштабная работа по вхождению нашего государства в число тридцати самых развитых стран мира. Достижение этой цели во многом зависит от сильной судебной системы, которая является одним из кардинальных условий успешного экономического и социального развития.

Основные приоритеты дальнейшего развития системы правосудия определены в Концепции правовой политики Республики. Мы ориентированы на укрепление независимости судебной власти и активную имплементацию норм и принципов международного права.

По указанным направлениям Верховный Суд тесно взаимодействует с международными, региональными и неправительственными организациями.

Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане.

Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом, Венецианской комиссией, Германским обществом по международному сотрудничеству, Фондом международного правового сотрудничества, Фондом имени Фридриха Эберта, Американской Ассоциацией юристов и др.

При экспертной поддержке указанных партнеров, Верховный Суд, совместно с Правительством Казахстана, активно работает над созданием эффективных правовых норм.

Перед нашим государством стоит задача по формированию концептуально нового национального законодательства.

Оно будет отвечать современным реалиям и тенденциям, а также обеспечивать конкурентоспособность казахстанской правовой системы.

Мы намерены значительно упростить подходы к рассмотрению гражданских дел, а также расширить основания для применения медиативных процедур и других мер внесудебного урегулирования споров.

Более подробную информацию об этом несколько позднее представит судья Верховного Суда Улбосын Сулейменова.

В ближайшие два года планируется создание новой модели административной юстиции.

Учитывая международные стандарты в этой области, все споры публично-правового характера предполагается отнести к подсудности административных судов.

Это способствует усилению судебного контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц.

Говоря об усилении гарантий судебной защиты, особо хочу отметить введение с 2015 года новой модели уголовного судопроизводства.

Принятие в текущем году новых Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов стало следующим этапом реализации Концепции правовой политики.

Модернизация правовой доктрины и переход к восстановительному правосудию обусловили ряд нововведений. Они призваны повысить эффективность судопроизводства, процессуальную экономию, а также уровень доверия к судебной системе.

Речь идет о расширении судебного контроля, введении в уголовный процесс фигуры следственного судьи и института сделки о признании вины.

Уголовный кодекс содержит ряд положений, которые в целом снижают репрессивность национального правового механизма.

Главный посыл новой модели уголовного правосудия - снижение криминализации нарушений, связанных с осуществлением гражданских прав и обязанностей, в том числе реализацией предпринимательской инициативы.

Одновременно ужесточается ответственность за совершение преступлений, связанных с экстремистской и террористической деятельностью.

Мы ожидаем, что эти новеллы будут способствовать повышению качества судопроизводства, эффективности правоохранительной деятельности и укрепят конституционные гарантии прав и свобод человека.

Безусловно, несмотря на всю важность и актуальность совершенствования законодательного регулирования, главным вопросом независимого и справедливого правосудия остается фигура самого судьи.

Это и законность судебного решения, и правильное ведение судебного процесса, и объективный подход ко всем его участникам.

Повышение профессионального уровня судей, их квалификации и морально-нравственных качеств остается также одним из главных приоритетов Верховного Суда.

Вам должно быть известно, что в Казахстане, одном из первых среди постсоветских государств, введен открытый, прозрачный конкурсный порядок отбора кандидатов в судьи.

Причем, этот механизм постоянно совершенствуется.

Так, по инициативе Верховного Суда сейчас рассматривается возможность законодательного закрепления практики участия общественности в этом процессе.

Системные меры по обучению и переподготовке действующих судей - одна из основных составляющих сотрудничества с международными и неправительственными организациями, о которых я упомянул выше.

В соответствии с принятой Стратегией непрерывного судебного образования, действующие судьи не реже, чем раз в 5 лет проходят обучение в Институте правосудия, а также каждые три года - стажировку в вышестоящем суде.

Важное внимание уделяется подготовке будущих судей.

Так, планируется углубить специализацию магистратуры Института правосудия, расширить практическую часть программы обучения, увеличить срок практики магистрантов в судах.

Одновременно рассматриваются вопросы ужесточения требований к кандидатам на должность судьи, в том числе введение психологического тестирования при сдаче квалификационного экзамена.

Наряду с этим, важное значение имеют меры по формированию высокого уровня правосознания судей и судебных работников. В этом плане будем следовать неукоснительному соблюдению норм профессиональной этики и антикоррупционного поведения.

В целях выявления «слабых мест», в текущем году введен новый механизм мониторинга, основанный на оценке деятельности суда в целом.

В мировой практике подобные инструменты успешно используются для того, чтобы деятельность судов отвечала ожиданиям общества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и даны положительные отзывы о казахстанской методике мониторинга качества судебной деятельности. В частности, в заключении эксперта Программы развития ООН господина Пима Алберса дана высокая оценка и отмечена новизна предпринятых нами подходов.

С июля 2014 года в экономических судах страны проводится соцопрос субъектов бизнеса - участников судебных разбирательств, о качестве работы судов.

По предварительным данным, более 86% респондентов выразили удовлетворение уровнем профессиональной компетентности судей. Хорошо оценивается ими и степень доступности, а также независимости судебной системы от неправовых влияний. Окончательные результаты соцопроса будут подведены в январе следующего года.

Наряду с этим в рамках проекта с Программой развития ООН в 2015 году также запланировано проведение очередного независимого исследования о качестве предоставляемых судебных услуг.

Исследование направлено на выявление уровня общественной оценки работы судов.

Предыдущий соцопрос, проведенный в 2012 году в районных судах, показал, что 82,4% всех опрошенных полностью доверяют суду.

Аналогичная работа по усовершенствованию мониторинга и системной оценки судов предстоит в рамках проекта Всемирного Банка «Институциональное укрепление сектора правосудия в Республике Казахстан».

Самое серьезное внимание уделяется нами внедрению современных информационных технологий. Это позволяет сократить сроки рассмотрения дел, а также повысить уровень доступности и прозрачности судебной деятельности.

В настоящее время не во всех странах подача исковых заявлений осуществляется с использованием Интернет-ресурсов. У нас эта и другие функции успешно развиваются.

В текущем году в суды республики поступило более 30 тысяч электронных исковых заявлений. Используется электронное извещение участников судопроизводства. Только на абонентские номера сотовой связи в текущем году направлено свыше 1 млн. 600 тыс. электронных судебных извещений.

Заинтересованным лицам предоставлена возможность обратиться по всем возникающим вопросам напрямую в Верховный Суд, как через официальный сайт, так и по телефону - в Call-центр (колл-центр).

Все залы судебных заседаний будут переоснащены системами аудио- видеозаписи и техническими средствами дистанционного участия в судебном процессе.

Уже сегодня, посредством действующей Единой информационно-аналитической системы судебных органов, автоматизированы все основные процессы в суде, начиная от регистрации и распределения судебных документов, завершая ведением судебной статистики.

 

Уважаемые господа Послы и руководители миссий!

 

На VI Съезде судей в ноябре прошлого года, Президентом республики Н.Назарбаевым было отмечено, что «без независимого и справедливого суда не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества».

Созвучную мысль выразил и Стивен Данбар-Джонсон, издатель газеты «International Herald Tribune» (Интернешнэл Херальд Трибюн). Он сказал, что «инвестиции тянутся туда, где есть демократические институты в виде независимых судов и свободной прессы…».

Судебная система Казахстана уже сыграла важную роль в стабилизации напряженной ситуации в рамках реализации государственных антикризисных мер. Положительный эффект имело восстановление судами нарушенных прав отечественных и зарубежных инвесторов.

Сегодня перед государством стоят новые задачи по созданию благоприятных условий как для казахстанского бизнеса, так и для иностранных инвестиций.

Недавно приняты такие знаковые решения, как легализация имущества и капитала, вторая волна приватизации, снижение налоговой нагрузки, мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Для лучшей защиты прав инвесторов в июне текущего года создан институт Инвестиционного омбудсмена.

Существенный вклад в стабильность правовых отношений вносит судебная система - обеспечивающая надежную защиту прав и законных интересов граждан и бизнеса.

Это подтверждает тот факт, что судами рассматривается ежегодно более миллиона судебных дел. Абсолютное большинство из них оканчивается в судах первой инстанции.

Сегодня и рядовые граждане, и бизнес, и государственные органы ищут правовой защиты именно в суде. За последние 5 лет число поступающих ежегодно в суды гражданских исков возросло более, чем на сто тысяч (с 539 487 до 647 229).

По сравнению с 2010 годом более, чем в два раза возросло число судебных дел, рассмотренных с участием субъектов малого и среднего бизнеса (с 14 573 до 29701).

Не секрет, что казахстанские граждане до сих пор предпочитают обратиться в суд, чем в альтернативные органы по разрешению правовых споров.

Это является ярким показателем максимальной доступности и эффективности судебной защиты.

Тем не менее, суды, как никто другой, заинтересованы в развитии внесудебных форм урегулирования споров.

16-ый Президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн говорил: «Избегайте судиться», «…номинальная победа в суде - это часто реальное поражение в расходах и времени».

Памятуя о реальных интересах и потребностях общества, мы инициировали ряд мер по развитию альтернативных органов по разрешению споров.

Можно отметить плодотворное взаимодействие с бизнес-сообществом в лице Национальной палаты предпринимателей по разработке законопроекта по вопросам арбитража и третейских судов.

Обсуждается возможность участия представителей Палаты в качестве медиаторов по спорам между предпринимателями.

В то же время, казахстанская судебная система в последние годы столкнулась с парадоксально неадекватным восприятием работы судов внешними пользователями.

Например, несмотря на ежегодный рост числа обращений в суды, бытует расхожее мнение, что, якобы, в суд обращаться неэффективно и даже бесполезно.

К сожалению, такие стереотипные мнения не редки. Не так давно, один уважаемый казахстанский ученый с высокой трибуны выступил с резкой критикой судов.

Однако, при обращении к нему, выяснилось, что в суде он никогда не участвовал, работу судов специально не изучал, конкретных предложений по улучшению работы судов высказать не смог.

В июне текущего года Правительству Казахстана был представлен экспертный доклад Американской торговой палаты, в котором выражено «твердое убеждение, что казахстанские судьи практически неизменно принимают сторону государственных органов в разногласиях между бизнесом и государственными учреждениями».

Мы провели анализ всех рассмотренных гражданских дел по спорам между предпринимателями и государственными органами.

Выяснилось, что за последние 6 лет судебными актами были защищены права юридических лиц (включая и иностранных инвесторов) на общую сумму более 240 миллиардов тенге.

Для сравнения - в пользу государственных органов взыскано лишь около 40 миллиардов.

Только в первом полугодии текущего года высшей судебной инстанцией удовлетворены иски инвесторов на сумму 2,6 миллиардов тенге.

По данным судебной статистики, более половины всех исков по оспариванию действий государственных органов были удовлетворены.

Конечно, объективность суда при вынесении решений не всегда подлежит измерению такого рода статистикой. Тем не менее, эти цифры проясняют реальное положение по указанным категориям дел.

К сведению, на состоявшейся на днях в Астане Четвертой конференции Министров юстиции стран Европейского Союза и Центральной Азии озвучена информация, что в таких странах Евросоюза, как Германия, Латвия судами удовлетворяется от 10 до 20% такого рода ходатайств.

 

Уважаемые участники сегодняшней встречи!

 

 Ерлан Абильфаизович подробно проинформировал о принимаемых Казахстаном мерах по созданию максимально благоприятных условий для иностранных инвестиций.

Хочу дополнить, что в рамках этой работы Верховным Судом изучается целесообразность образования самостоятельного суда по рассмотрению споров с участием иностранных инвесторов. Как вариант, рассматривается вопрос о создании для этого отдельного состава в Верховном Суде.

Это позволит, на наш взгляд, на более высоком профессиональном уровне разрешать такие споры и исключить потенциальную возможность влияния региональных органов власти на суды, особенно по делам, связанным с взысканием штрафных санкций за загрязнение окружающей среды.

Разумеется, совершенствование правозащитных механизмов - это дело не одного дня, процесс непростой.

Но этот шаг наглядно демонстрирует наше намерение к конструктивному взаимодействию и созданию максимально благоприятных условий для иностранных инвестиций.

 

Дамы и господа!

 

Великий мудрец древности Конфуций сказал: «Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».

Вы являетесь очевидцами развития независимого Казахстана, достижений нашей страны и, в первую очередь, в сфере экономики. Они бесспорны.

Безусловно, это было бы невозможным без правового сопровождения экономических реформ, что в решающей степени обеспечивается правосудием.

Судебная система нашей страны демонстрирует сегодня последовательное развитие, в полном соответствии с общемировой практикой, основа которой - верховенство закона.

Наглядным подтверждением этому стало принятие Союза судей Казахстана полноправным членом Международной Ассоциации судей.

Членство в этой авторитетной организации - знак международного признания уровня независимости и эффективности отечественного правосудия.

Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что впереди предстоит большая работа. Но мы уверены, что справимся, поскольку имеем для себя четкий алгоритм дальнейших действий.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить представителей дипломатического корпуса за постоянное содействие в налаживании тесных контактов с правовыми системами своих стран, за возможность «держать руку на пульсе» современных тенденций правовой сферы.

Это позволяет нам идти «в ногу со временем», а где-то сработать и на опережение. Мы признательны всем тем, кто был и остается неравнодушным к вопросам совершенствования судебной системы нашей Республики и оказывает нам свое экспертное содействие.

Объективная оценка деятельности судейского корпуса Казахстана для нас очень важна. Это придает уверенность нашим судьям в выполнении нелегкой миссии по отправлению правосудия.

Благодарю за внимание!

 

20 октября 2014, 15:33
Источник, интернет-ресурс: Сайт Верховного Суда РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript