Лента новостей
0

От самозанятости до профессионализма: преодоление барьеров и пути к успеху

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 03.11.2014 21:58 Фото: zakon.kz
Инспектор
От самозанятости до профессионализма: преодоление барьеров и пути к успеху

      В настоящее время одной из актуальных тем в сфере рынка труда являются проблемные вопросы самостоятельно занятого населения или так называемых самозанятых. В законе РК от 23 января 2001  «О занятости населения» и Правилах определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан к самостоятельно занятым, утверждённых приказом министра труда и социальной 
защиты населения Республики Казахстан от 5 октября 2011 года № 353-ө, определено понятие самостоятельно занятого населения. К такой категории относят следующие группы населения:  1) работодатели, использующие труд наемных работников;                  2) физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления; 3) неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств);                   4) члены производственного кооператива. Данное распределение самозанятого населения сформирована на основе Международной классификации статуса занятости (ICSE-1993). Иными словами, самостоятельно занятые – это трудоспособные лица, обеспечивающие себя работой. По данным министерства труда и соцзащиты, на конец 2013 года количество самозанятых в Казахстане составило 2,7 миллиона человек.  

     Основную долю самозанятых составляют самостоятельно занятые работники  (далее - СЗР) т.е. лица, которые, работают самостоятельно или с партнерами, занимаются деятельностью на основе самостоятельной занятости и не нанимают на постоянной основе работников. В число самостоятельных работников входят: лица, работающие на индивидуальной основе (зарегистрированные и незарегистрированные индивидуальные предприниматели); лица, занятые производством продукции на личном подворье (как для собственного потребления, так и для продажи). Большая часть самостоятельно занятых осуществляет самостоятельную деятельность в сельском хозяйстве, в сфере розничной торговли, оказывет различные услуги населению (огородники, неофициальные таксисты, строители-отделочники, разнорабочие и мн.др.).

     Согласно Методики определения численности самостоятельно занятых, уровня их среднемесячных доходов и численности безработного населения в Республике Казахстан, разработанной Агентством РК по статистике совместно с МТСЗН, МЭБП, МРР и МСХ, самозанятое население делится на две основные группы: продуктивно занятые и непродуктивно занятые. Если продуктивно занятое население подконтрольно государству, то непродуктивное самозанятое население создаёт сферу проблемных вопросов. Поэтому, на наш взгляд, нужно рассмотреть проблемы непродуктивно самозанятого населения, с камими барьерами они сталкиваются, почему так неохотно самозанятые переходят в сферу действия закона из «нелегального поля» и как государству необходимо создать для этого «привлекательные» условия, чтобы достичь успеха в этом вопросе. Главная задача государства, на наш взгляд, - это сокращению численности непродуктивно занятых самостоятельных работников, вплоть до их искорения. Итак, я предлагаю проанализировать проблемы:

     CЗР, занятые непродуктивным трудом (незарегистрированные самостоятельно занятые работники, лица, занятые производством продукции для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве и неоплачиваемые работники семейных предприятий) не охвачены накопительной пенсионной системой, и не участвуют в системе социального страхования. Непродуктивно самозанятые в большей степени присутствуют в  личных хозяйствах, поскольку здесь сосредоточены значительные объемы теневого оборота наличных денег и неформальной занятости. Как правило, самостоятельно занятое население работает в личных хозяйствах без оформления трудовых договоров. В результате работодатели несвоевременно и не в полном объеме либо вообще не производят социальные отчисления, страховые взносы и обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды. В таких случаях работники лишены элементарных норм социальной защиты, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении. Получается, что самозанятые сами несут ответственность за уплату своих налогов и страховых взносов, в то время как наемные работники могут оставить данные вопросы на совести работодателя. Кроме того, самозанятым приходится самим заботиться о своем здоровье и безопасности в процессе трудовой деятельности. Всё это создает соблазнительную  сферу для всевозможных налоговых урывательств, распространение нелегального бизнеса, отсутствие ответственности перед государством и норм безопасности в сфере труда самозанятого населения.              Для разрешения данной ситуации, нам необходимо побудить граждан делать отчисления, регистрировать собственную деятельность, что должно являться самостоятельным, собственным решением самозанятых. 

     Учитывая выше сказанное, хочется ответить на главный вопрос: «Как решить проблему самозанятых в Казахстане?». Для этого я предлагаю комплекс законодательных, организационно-финансовых новшеств и изменений следующего характера:

     1) Cоздать единую интегрированную электронную базу регистрации самозанятых. МТСЗН разработать данную базу для выявления непродуктивного самозанятого населения, в том числе посредством портала электронного правительства. Для полноценного функционирования данной базы необходимо ввести императивные нормы, включив ст.15-1 «Регистрация самостоятельно занятого населения»                в  Закон РК от  23 января 2001 г.  «О занятости населения» следующего содержания: п.1 «Лицо, относящееся по критериям непродуктивного самостоятельно занятого населения, обязано встать на учёт через отделы занятости и социальных программ, а в сельской, поселковой местности через акимат сельских округов»;  п.2 «Лицо, в случае уклонения от явки в регистрации или отсутствие регистрации в качестве самостоятельно занятого работника, несёт установленную законом ответственность». Данная ответственность уже предусмотрена общей нормой о необходимости соблюдения закона о занятости населения в КоАП РК от 30 января 2001 года № 155 (ст. 94).  Включить в указанный Закон ст. 17-1 «Обязанности зарегистрированных самостоятельно занятых работников», предусмотрев для данной категорий лиц круг обязанностей по соблюдению законодательства. Для постановки на учёт нами разработана форма заявления, которая прилагается к творческой работе (Приложение № 1). Почему нужны данные нормы закона? Необходимо выявить реально существующие трудовые ресурсы самозанятого населения (п.8 ст. 145 ТК РК, п.11 ст. 4 Закона РК «О занятости населения»). Закрепление данной нормы в императивном порядке позволит точно и неукоснительно соблюдать законодательство о занятости населения, соблюдать нормы государственных гарантий при дальнейшем трудоустройстве (ст. 145 ТК РК). Что это даст? Прозрачность работы самозанятых лиц, определение новых участников налоговых правоотношений. Полученная информация отделом занятости и социальных программ будет доступна и для органов налоговой службы, что позволит государству вести эффективный контроль за своевременной уплатой налогов и иных обязательных отчислений в бюджет.

     2) Совершенствовать национальное законодательство по вопросам самозанятости в Казахстане. 
     2.1 В части налогооблажения СЗР. Для самозанятых Налоговый Кодекс РК  (НК РК) представляется сложным нормативным документом. Отсутствие элементарных знаний налогового законодательства, а также отсутсвие желания выходить в «открытое» поле  работы ведёт к налоговым укрывательствам, вследствие чего местный и республиканский бюджет терпит убытки. В НК РК предусмотрен комплекс налогов: НДС, ИПН, ПН, КПН, Соц.налог, и др. вычеты и удержания. Для упрощения системы налоговых правоотношений, я предлагаю для СЗР всего два шага: 1) встать на налоговый учёт в качестве  налогоплательщика по критерию СЗР по месту постоянной регистрации; 2) ежеквартально предоставлять налоговую отчётность СЗР не позднее  30 числа, следующего за отчётным периодом. В этих целях нами были разработаны: форма заявления для постановки на учёт в качестве СЗР через налоговый комитет и форма упрощённой налоговой отчётности, которые приложены к творческой работе (Приложение №№2,3). Наряду с этим, в НК РК предлагаю включить главу «Особенности налогооблажения самостоятельного занятого населения без образования юридического лица и не являющегося индивидуальным предпринимателем», а также внести ряд следующих изменений и дополнений: в п. 1 ст. 12 включить 14-1 «доход СЗР – это доход самостоятельно занятого работника, имеющий постоянный или временный характер и получаемый им от трудовой деятельности, при оказании каких-либо услуг, либо от производства собственной продукции»; в ст.177 «Доходы, не облагаемые у источника выплаты»» включить п.1-1 «доход самостоятельно занятого работника»; в ст. 179 «Сроки уплаты налога» включить п. 3: «Уплата налогов и обязатательных платежей в бюджет самостоятельно занятым работником осуществляется самостоятельно по месту нахождения (жительства) ежемесячно не позднее 30 числа, следующего за отчётным периодом». 

     2.2 В части соблюдения трудового законодательства, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения и социального страхования

     В Трудовой Кодекс РК включить главу 28-2 «Особенности регулирование труда самостоятельного занятого населения» с указанием императивных норм, гарантирующих им право на социальную защиту, самостоятельного соблюдения ими норм и требований безопасности и гигиенты труда, соблюдения режима рабочего времени и условий труда. Почему нужна данная правовая норма? Необходима регламентация участия СЗР в трудовых отношениях. Что это даст? Создадутся безопасные и благоприятные условия для труда в отношении самозанятых лиц.      
 
     В Закон РК «О пенсионном обеспечении» от 21 июня 2013 г. № 105-V включить в п.1 ст.13 п.1-1 «работа самостоятельно занятого работника, зарегистрированная в установленном законом порядке, при условии уплаты им отчислений на социальное страхование», либо приравнять их к категории п.1 пп.17 ст.13  Закона.  В п. 6 ст. 24 Закона включить пп.5-1 «самостоятельно занятым работникам, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощённой формы налоговой отчётности, – в срок, предусмотренный ст.  179 п.3 (предложенный нами выше) Налогового Кодекса РК».  

        В Закон РК «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 г. N 405 дополнить в п.21 ст.1,  п. 2-1 ст. 16 предложением: «а также самостоятельно занятый работник, имеющий постоянный или нерегулярный доход». Почему нужны данные нормы закона? Необходимо принять меры по вовлечению в пенсионную систему самозанятых, то есть работников, за которых сегодня предприятия не платят страховые взносы. Что это даст? Финансовое обеспечение пенсионных прав этой категории работников, и социальные гарантии. 

     3) Организовать взаимодействие власти и народа в лице самозанятых.                     
        Расширить доступность и информированность программы «Дорожная карта занятости 2020». Для этого на областных, городских сайтах М.И.О. размещать информацию на ежедневной основе о доступных вакансиях центра занятости населения, в том числе по программе «Дорожной карты занятости-2020»                                с обязательным публикованием об этом через печатные СМИ.  Отделам занятости и социальных программ заключить меморандумы социального партнёрства с государстванными и негосударственными, в том числе с коммерческими организациями по вопросам трудоустройства самозанятого населения, не имеющего постоянной работы. Предоставить государтвенную поддержку (микрокредитование, субсидирование, и т.д.) по открытию  и развитию собственного дела.

     Таким образом, по нашему мнению,  итоговый результат от представленных предложений должен быть следующим: самозанятый работник встает на учет через отдел занятости и социальных программ; налоговый учёт в качестве налогоплательщика, при этом оплачивая налоги, предусмотренные действующим законодательством; получает возможность участвовать в «Дорожной карте занятости 2020» и других государственных программах по трудоустройству; получать поддержку от государства путём микрокредитования для открытия собственного дела. Комплекс данных мер должен помочь государству выявить непродуктивно самозанятое  население и обеспечить им в дальнейшем обоюдное экономически выгодное будущее.
   



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Форма для постановки на учёт в качестве СЗР через отдел занятости и социальных программ

Директору центра занятости населения    
_____________________ района (города)
от _________________________________,
проживающего по адресу: _____________
_____________________________________

Заявление
Прошу зарегистрировать меня в качестве самостоятельно занятого работника, не имеющего регулярного дохода и оказать содействие в трудоустройстве на постоянной основе либо профессиональном обучении с последующим трудоустройством.
     Приложение на ___ листах:
1. копия документа, удостоверяющего личность;
2. копия трудовой книжки (при наличии) или иного документа, подтверждающего трудовую деятельность (для работающих граждан);
3. копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат) при наличии.
4. адресная справка 
За представление недостоверных сведений и документов несу ответственность, предусмотренную законодательством РК.
     Дата                                 подпись






ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 Форма заявления для постановки на учёт в качестве СЗР 
через налоговый комитет
                                                                  
        Начальнику Налогового комитета    
_____________________ района (города)
от _________________________________,
проживающего по адресу: _____________
  ____________________________________

Заявление
Прошу зарегистрировать меня в качестве налогоплательщика по категории самостоятельно занятого работника, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего постоянного дохода.
     Приложение на ___ листах:
1. копия документа, удостоверяющего личность;
2. адресная справка;
3. справка с отдела занятости и социальных программ о постановке на учёт в качестве СЗР.
За представление недостоверных сведений несу несу ответственность, предусмотренную законодательством РК.
      
      Дата                                               подпись


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Форма упрощённой налоговой отчётности СЗР 

Начальнику Налогового комитета    
_____________________ района (города)
от _________________________________,
проживающего по адресу: _____________
_____________________________________

Налоговая отчетность СЗР
за 1 квартал ______ года
              Вид деятельности__________________________________

Отчётный период 
(в месяцах) Размер полученного дохода 
(в тенге) ОПН ИПН Соц.
отчисления Итого 
за отчётный период
Итого 
с учётом удержаний

За представление недостоверных сведений налоговой отчётности СЗР несу   ответственность, предусмотренную законодательством РК.
       
Дата                                                     подпись

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: