Лента новостей
0

Чего следует не делать, чтобы не сделать «Один шаг вперед и два шага назад» Или как решить проблему самозанятых в Казахстане

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 27.11.2014 16:39 Фото: zakon.kz
Госслужащий

Чего   следует  не  делать, чтобы не сделать  «Один шаг вперед  и  два шага назад»
Или как решить проблему самозанятых в Казахстане

 Очень знаменательно, что  пока мы здесь , на Конкурсе, обсуждали   извечный  вопрос «Что делать»  и  «Как решить проблему  самозанятых  в Казахстане» , в эти же дни Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев, на фоне  мирового финансово-экономического и геополитический кризиса,  объявил  «…  о Новой экономической политике Казахстана «Нұрлы Жол»»  и выступил  с Посланием народу Казахстана на 2015 год. В своем Послании Глава Государства отметил,  что «…С учетом новых внешних рисков для развития экономики нам нужны новые инициативы для стимулирования деловой активности и занятости.» . И что «…Необходимо продолжить работу по поддержке малого и среднего бизнеса и деловой активности…. Следует продолжить работу по развитию МСБ как драйвера экономического роста … Сегодня созданы все необходимые условия для успешной работы.».
 
В свете данного Послания Главы Государства особую значимость приобретает данный  Конкурс, организованный заместителем председателя Мажилиса Парламента Д.Н. Назарбаевой и Казахстанским информационным порталом  Zakon.kz. ,  и приобретает  особую актуальность обсуждаемая тема  «Как решить проблему самозанятых в Казахстане». 

 Как следует из  Закона РК «О частном предпринимательстве»  и ряда других Казахстанских нормативно-правовых актов,  сегодня Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и всестороннюю поддержку, создает благоприятные условия  для развития частного предпринимательства.
           Так, например (информация специально для желающих стать самозанятыми):
1. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляются путем: 1) оказания финансовой поддержки, 2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства, 3) организации деятельности бизнес-инкубаторов, через которые субъектам малого предпринимательства  оказываются образовательные, маркетинговые, консалтинговые и другие организационно-управленческих услуги; 
2. Зарегистрироваться физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя (ИП)  сегодня можно за один день, предъявив минимум документов – удостоверение личности , налоговое заявление,  документ подтверждающий местонахождения, документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей в размере 2-х  МРП , при этом, от уплаты сбора освобождаются  крестьянские и фермерские хозяйства, инвалиды I, II и III групп,  оралманы (статья 456 и 457 Налогового кодекса);
3. Зарегистрироваться в качестве ИП можно путем представлении налогового заявления в электронном виде посредством веб-портала "электронного правительства" , то есть зарегистрироваться в качестве ИП можно не приходя в налоговый орган, посредством интернета;
4. Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе, 2) имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход,  в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами РК (пункт 2 статьи 27 Закона «О частном предпринимательстве») ;
5. Вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя физические лица,  не использующее труд работников на постоянной основе, при получении следующих доходов: 1) облагаемых у источника выплаты,  2) имущественного дохода, 3) прочих доходов, а также имеющие  от частного предпринимательства совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством РК, в размере, не превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода ( пункт 2-1 статьи 27 Закона «О частном предпринимательстве»)  ;
6. Ставки налога для ИП,  применяющих специальный налоговый режим (СНР)  на основе патента – 2 %, на основе упрощенной декларации -3 %,  применяющих СНР на основе уплаты  единого земельного налога (ЕЗН)  для крестьянских и фермерских  – 0,1 % , и т.д. ( глава 61 и 62 Налогового кодекса) ;
7. Существенно сокращено  количество  форм  налоговой отчетности  и  максимально  упрощено их заполнение; 
8. Субъекты малого предпринимательства - индивидуальные  предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с законодательным актом РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (статья 427-1 Налогового кодекса) .
9. И т.д.

       Хочу сразу же подчеркнуть , обязательная  государственная  регистрация  в качестве  индивидуального  предпринимателя, автоматически влечет обязанность по представлению  форм налоговой отчетности, уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет,  уплате обязательных пенсионных взносов  в накопительный пенсионный фонд, обязательных  отчислений  в государственный фонд социального страхования. 

    То же самое отчасти предусмотрено и в отношении физических лиц, которые вправе  не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, и которые получили   имущественный  доход (статья 180 Налогового кодекса)  ,  прочие доходы, в том числе доходы домашних работников, полученные по трудовым договорам (статья 184 Налогового кодекса) ,  имеющими деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики, трудовой иммигрант.  Но при этом,  их деятельность , их доход ,  не смотря на то, что они не зарегистрированы в качестве ИП, в соответствии с пунктом 6 статьи 67 Налогового кодекса,  также  влечет   составление  и представление  ими декларации по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00).  

     То есть, и я хочу это особо подчеркнуть,  при осуществлении предпринимательской деятельности и получении доходов физическими лицами (самозанятыми) как зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, так и не зарегистрированными   в качестве ИП ,  законодательством РК  уже  соблюдены  интересы  Государства и не нарушены права налогоплательщика – самозанятого физического лица .

          Ко всему прочему, следует помнить, что  у нас грядет всеобщее декларирование, когда практически всеми гражданами будут декларироваться не только полученные  доходы , но и произведенные расходы. И оно, всеобщее декларирование,  как лакмусовая бумажка позволит выявить и самозанятых  и не самозанятых , и которое внесет свои коррективы по многим аспектам  деятельности самозанятых и не только.  

   Я  вернулся к этой теме, потому - что  в некоторых работах в рамках этого конкурса   предлагается   решать проблемы самозанятых методами, которые  больше похожи не на попытку решения проблем  самозанятых , а на  борьбу  с самозанятыми,  причем  как с  классом ! И к уже  существующему  достаточно мощному административному ресурсу  предлагается еще  «выпускать на гора»  новые законы, новые налоги, новые отчеты, новые обязанности,  новые штрафы !  Но такое   изобилие и засилие  административных и принудительных мер  может  просто сломать  и придушить  даже без  проблемных  успешно действующих  в рамках закона самозанятых.

          Надо  понимать , что самозанятость нашими действующими законами  не запрещается , наоборот она у нас поощряется, тем более что,  она у нас,  если можно так сказать , универсальная – самозанятость , подлежащая государственной регистрации,  и самозанятость,  освобожденная от обязательной государственной регистрации ! И действующее законодательство РК в области разрешительных процедур,  администрирования и налогообложения   уже охватило всех и вся.

           Мое личное мнение :  проблемы самозанятых , если они и есть,  то « рождены» не из-за  отсутствия   каких-то новых сверх эффективных  нормативно-правовых актов, а из-за  не знания либо не надлежащего знания,  не исполнения либо   не надлежащего исполнения   действующего сегодня  законодательства РК ,  причем,  обеими сторонами - и теми, кто оказывает государственные услуги и теми, кто пользуется этими государственными услугами.

           На мой взгляд, основные проблемы самозанятых  - это  проблемы   организационного характера :
1. Отсутствие единого определения категории самозанятых - решение  проблемы: необходимо внести уточняющие поправки во все профильные  НПА; 
2. Отсутствие надлежащих предпринимательских знаний у самозанятых  и желающих стать самозанятыми –  решение проблемы всеобуч: спрашивать, смотреть, читать, учиться;
3. Эффективность  работы фондов, центров поддержки предпринимательства , а также подразделений государственных органов,  оказывающих  населению государственные услуги – решение: тщательный отбор кадров, с обязательным  тестированием на знание законодательства РК на базе Агентства по делам государственной службы РК.

          Успех работы этого Конкурса очевиден,  и  проведение  Конкурса по этой теме, безусловно,  можно считать  шагом вперед, но решение проблем самозанятых путем придумывания новых законов, новых налогов, новых отчетов, новых обязанностей, новых штрафов  – это два  шага назад. То есть,  не хотелось бы, чтобы   сложилась  ситуация ,  которую еще  В.И. Ленин в другое время и по другому поводу охарактеризовал  как  «Шаг вперёд,  два шага назад».

Использованная литература:    
1. «Гражданский кодекс Республики Казахстан»
Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан
 от 27 декабря 1994 года;
2. «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251;
3. «Налоговый  кодекс РК»  
Кодекс от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК:
4. «О занятости населения»
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149;
5. «Об обязательном социальном страховании»
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года N 405;
6. «О пенсионном обеспечении в РК»
            Закон  РК» от 20 июня 1997 года № 136;
7. «О частном предпринимательстве»
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124;
8. «О крестьянском хозяйстве»
Закон  от 31 марта 1998 года N 214;
9. Информационный  Портал  «Zakon.kz»

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: