О некоторых проблемах арбитражной деятельности

 

Джумабай Шамшиев, 

Генеральный секретарь Арбитражного центра 

Национальной палаты предпринимателей РК, к.ю.н.

  

Поступательное развитие экономики, происходящие процессы интеграции, модернизация социальной сферы обусловили необходимость совершенствования системы юридических услуг. В данной области возникают новые институты, которые нуждаются в организационном и правовом обеспечении. К примеру, досудебные и альтернативные средства и способы разрешения споров. На сегодня деятельность медиации и арбитража далеко не удовлетворяет потребностям общества.

 

На открытии сессии Парламента пятого созыва Глава государства подчеркнул необходимость принятия «комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам». Правительству было поручено, «до 1 апреля будущего года подготовить и внести в Парламент единый закон об арбитраже». В этой связи следует учесть, что готовится новый Гражданский процессуальный Кодекс, а также Кодекс о предпринимательской деятельности, отдельные положения которых должны соотноситься друг с другом. Поэтому эти законопроекты должны рассматриваться по возможности одновременно. По законопроекту об арбитраже представителями юридической общественности высказываются разные предложения, многие из которых заслуживают внимания и могут быть поддержаны. Не вдаваясь в дискуссионные проблемы, хочу лишь кратко остановиться на некоторых, на наш взгляд, концептуальных вопросах.

Первое. В настоящее время в Казахстане функционируют два вида арбитража: международный - осуществляемый международными арбитражами, и внутренний - проводимый третейскими судами. Деятельность одного регламентируется законом о международном коммерческом арбитраже, а другого - законом о третейских судах. Причем две эти функции зачастую выполняет один и тот же арбитражный орган. Принятие единого закона об арбитраже предполагает его гармонизацию с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН Резолюцией от 11 декабря 1985 г.). Многие страны имплементировали его нормы в свое законодательство. Здесь, следует особо отметить, что эффект гармонизации затронул не только международный коммерческий арбитраж, но и внутренний арбитраж. На базе Типового закона значительное число этих государств установило единый режим для внутреннего и международного арбитража, обеспечив, таким образом, единообразие в толковании и применении арбитражных норм.

Сегодня и в нашей стране, появляется такая же уникальная возможность, реализация которой позволила бы сделать более привлекательной систему правовой защиты для зарубежных и отечественных бизнес структур.

Второе. Типовой закон (статья 6) и Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ (статья 6) определяют возможность возложения на государственный суд или иной компетентный орган выполнение определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража. Причем выполнение таких функций должно быть оговорено в законе.

В Республике нет единого центрального органа осуществляющего мониторинг арбитражной деятельности, подготовку арбитров и медиаторов с выдачей сертификатов международного значения, организующего исследования в этой области и сотрудничество с зарубежными арбитражными учреждениями.

Необходимость введения в закон понятия об уполномоченном органе вытекает также из статьи 4 Европейской конвенции «О внешнеторговом арбитраже», предусматривающей наделение соответствующими полномочиями такой орган. Постоянное представительство Казахстана в ООН своим письмом от 11 сентября 2014 года сообщило нам о том, что «функции, возложенные статьей 4 Европейской конвенции, осуществляются Арбитражным Центром Национальной палаты предпринимателей нашей страны». Таким образом, государства, присоединившиеся к данной Конвенции, в числе которых и Казахстан, были поставлены в известность о статусе и компетенции уполномоченного органа - Арбитражного Центра при Национальной палате предпринимателей.

Согласно указанным нормам Типового закона и Европейской конвенции суд или уполномоченный орган решают вопросы, связанные с назначением арбитров, постоянного арбитража, установлением его юрисдикции, формированием состава арбитров в случаях, когда стороны, - истец и ответчик, не могут достичь соглашения по этим вопросам.

Третье. Отдельного внимания требует организация материально-технического и финансового обеспечения деятельности уполномоченного органа. На начальных стадиях становления он будет нуждаться в государственной поддержке. Поэтому принимая во внимание статус Арбитражного Центра, возложенные на него задачи и функции целесообразно в разрабатываемом законе об арбитраже предусмотреть возможность его финансирования за счет средств образованного для этих целей специального фонда, а также средств Национальной палаты предпринимателей, иных средств, не запрещенных законом. А выделение соответствующих зданий и помещений - возложить на Правительство.

В схожей ситуации находится и медиация. Отсутствие должного содействия и финансовой помощи не позволяют профессиональным медиаторам занять полностью свою нишу на рынке юридических услуг.

По мнению Арбитражного Центра, решение названных вопросов, поможет становлению эффективного арбитража и медиации в стране, не уступающего по основным критериям зарубежным аналогам. Это в свою очередь позитивно скажется на активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности в Казахстане.

 

14 января 2015, 17:10
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript