К вопросу о месте договоров перевозки пассажира в системе договорных обязательств: история и современность

 

А.В. Дудченко,

аспирант по кафедре гражданского права

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

аграрный университет»

 

Аннотация: В статье анализируется история становления института гражданско-правовой ответственности по договору перевозки пассажира и багажа. Автором исследуются вопросы становления нормативно-правового регулирования гражданско-правовой ответственности по договору перевозки пассажира и багажа, особенности и закономерности его увеличения.

Ключевые слова: история развития ответственности по договору перевозки пассажира, договор перевозки пассажира, ответственность по договору перевозки пассажира, меры ответственности по договору перевозки пассажира.

Annotation: The article reviews the history of the institute of civil liability under the contract of carriage of passengers and baggage. The authors explore the issues of formation of regulatory liability under the contract of carriage of passengers and baggage, the features and patterns of its increase.

Keywords: history of the liability under the contract of carriage of passengers, the contract of carriage the passenger, the responsibility for the contract of carriage of the passenger, penalties under the contract of carriage of the passenger.

 

Правовое регулирование договоров перевозки занимает важное место в системе договорных обязательств. Для Российской Федерации с ее необъятной территорией и развитой транспортной сетью отношения перевозки, возникающие между участниками гражданского оборота, имеют особое значение, что получило отражение в динамике развития института перевозки в гражданском праве.

Дореволюционное законодательство не содержало специального раздела, посвященного договору перевозки, однако, говорить о том, что договор подряда был разновидностью подряда, не приходится. Глава, регулирующая перевозку пассажиров называлась «О составлении договоров по подряду и поставке». Статья 1735 ч. 1 т. X Свода законов Российской Империи (далее - Свод законов) отмечает, что «предметом подряда и поставки могут быть всякого рода предприятия, не противные законам, как то: 1) постройка, починка, переделка и ломка зданий и вообще производство всяких работ; 2) поставка материалов, припасов и вещей; 3) перевозка людей и тяжестей сухим путем и водою»1. То есть договор перевозки пассажиров и багажа имел общее правовое регулирование с договором подряда.

Дореволюционная наука гражданского права также рассматривала перевозку наряду с договором подряда и даже как разновидность договора подряда. Так Д.И. Мейер в определение договора подряда включал «перевозку тяжести»2. Указывая на смешанный характер договора перевозки, Г.Ф. Шершеневич видел в нем присутствие элементов таких институтов, как «личный наем», «имущественный наем», «поклажа» и «поручение», что, по его мнению, свидетельствовало «о договоре перевозки как о сложном отношении»3.

Несмотря на то, что отношения перевозки широко были распространены (на территории огромной по размерам страны расширялись морские пути и развивался железнодорожный транспорт), правовое регулирование отношений перевозки детально не было разработано. Г.Ф. Шершеневич замечал, что русское законодательство уделяет большое внимание морской и железнодорожной перевозке, а кроме них существует перевозка и внутренними водными сообщениями, которая, по его мнению, «остается до сих пор совершенно ненормированной, если не считать уставов пароходных обществ и правил, на основании которых они производят свои операции»4.

Общие положения, а также права и обязанности сторон по договору перевозки в царской России регулировались Общим уставом российских железных дорог (1885 г.), где данным отношениям была посвящена отдельная глава, включавшая 29 статей5.

_______________

1 Свод законов Российской Империи. Том X. Ч. 1 / под ред. и с прим. И.Д. Мордухай-Болотовского. - СПб.: Печ. Графического института, бр. Лукшевиц, 1900. - С. 144.

2 Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. - Ч. 2. - М.: Статут, 1997. - С. 295.

3 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). - М.: Спарк, 1994. - С. 212.

4 Там же.

5 Общий устав российских железных дорог, высочайше утвержденный 12 июня 1885 года, измененный и дополненный всеми изданными в развитие отдельных его статей постановлениями и распоряжениями Правительства по 1 января 1895 г. / сост. М. Березняков, С. Волков. - М.: Печатня С.П. Яковлева, 1895.

 

С быстрым развитием и выходом России на мировые рынки возникла необходимость в регулировании имущественного оборота, было принято решение по разработке Проекта Гражданского уложения Российской Империи (далее - Проект ГУ). В Проекте ГУ регулированию отношений перевозки была посвящена Глава XI «Перевозка» разд. 2 Кн. 5. Глава ХІ включала в себя следующие части: I. «Общие положения», II. «Перевозка пассажиров», III. «Перевозка грузов», IV. «Перевозка багажа». Законодатель ставил договор перевозки пассажиров, а также договор перевозки багажа выше договора перевозки грузов. Как видно, разработчики выделяли договор перевозки пассажиров и договор перевозки багажа как отдельные виды договоров перевозки, при этом отделяя договор перевозки пассажиров от договора подряда.

Статья 1993 Проекта ГУ дает определение договора перевозки: «по договору перевозки перевозчик обязуется за вознаграждение (провозную плату) доставить сухим путем или водою в указанное место пассажиров либо вверенный ему, перевозчику, отправителем груз и сдать сей последний в месте назначения определенному лицу (получателю)»6.

Согласно ст. 1998 Проекта ГУ перевозчик обязан прилагать крайнюю заботливость о безопасной перевозке пассажиров, и отвечает за всякий вред, происшедший от недостатка знаний и опытности, необходимых для исполнения принятой на себя перевозки7.

Перевозочные средства, как-то: вагоны, дилижансы, экипажи, пароходы, суда и т. п. должны быть безопасны и пригодны для их назначения и должны содержаться в полной исправности. Приведённые требования рассматриваются как обязанности перевозчика и будут рассматриваться при установлении вины перевозчика и того, принял ли он необходимые меры для предотвращения правонарушения.

Статья 2004 проекта ГУ непосредственно регулирует вопросы ответственности. «Общественный перевозчик обязан вознаградить за вред, происшедший от причинения пассажиру, вследствие перевозки, смерти или телесного повреждения, если не докажет, что смерть или телесное повреждение произошли от непреодолимой силы или вследствие непредотвратимых деяний лиц, не принадлежащих к составу служащих или рабочих перевозчика, либо по вине самого пассажира»8.

___________________

6 Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению проекта Гражданского Уложения. - СПб., 1905. - С. 184.

7 Там же. - С. 185.

8 Там же.

 

В соответствии со ст. 2034 ответственность перевозчика за гибель или повреждение багажа, а также за просрочку в его доставке, определяется на основании правил о перевозке грузов. За гибель или повреждение ручной клади перевозчик отвечает лишь при доказанности его вины.

Отношения, связанные с перевозкой пассажиров, грузов и багажа регулируются также правилами, издаваемыми самими перевозчиками и собственниками железных дорог. Однако обязательность указанных правил для пассажиров и грузоотправителей была обусловлена тем, что они должны были строго соответствовать закону и быть доведенными до всеобщего сведения.

До революции 1917 г. договор перевозки в том виде, как он был сконструирован в Общем уставе российских железных дорог и как он проектировался в Проекте ГУ применительно ко всем видам перевозок, рассматривался в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, который являлся двусторонним, возмездным, реальным договором.

Следующий этап развития института договора перевозки пассажиров и багажа был связан с советским правом. Однако уровень правового регулирования транспортных отношений на протяжении всего советского периода развития гражданского права отличался недооценкой возможностей частноправовых средств гражданского права в регулировании отношений по перевозке пассажиров и багажа. При построении нового советского государства отношения по регулированию перевозки отошли на второй план, о чем свидетельствует невключение договоров перевозки в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г9.

При создании Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. (далее - Основы 1961 г.) в него были включены разделы, посвященные договору перевозки. А.Л. Маковский, комментируя соответствующие положения Основ 1961 г., подчеркивал значение кодификации норм о договоре перевозки: «Включение в Основы норм о перевозке грузов, пассажиров и багажа имеет важное значение. Во-первых, в союзном законе впервые закреплены не отдельные, а все важнейшие положения о перевозках. Тем самым создана предусмотренная Конституцией СССР (ст. 66) законодательная основа для получившего широкое распространение регулирования отношений по перевозкам актами Совета Министров СССР. Во-вторых, впервые в советском праве основополагающие нормы о перевозках помещены в акте, определяющем основы всего гражданского законодательства СССР и союзных республик.

_________________

9 Гражданский кодекс РСФСР от 11 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. - 1922. - № 71. - Ст. 904.

 

Вследствие этого как нормы о перевозках, содержащиеся в Основах, так и нормы о перевозках, издаваемые в их развитие... подчинены общим началам советского гражданского, в частности, обязательственного права, закрепленным в Основах. В-третьих, в Основах впервые в советском праве созданы нормы о перевозке, единые для всех видов транспорта. Такая унификация позволила устранить многие необоснованные различия, существовавшие в правовом регулировании перевозок, осуществляемых разными видами транспорта»10.

Детальное координирование перевозки было отнесено к сфере действия уставов и кодексов, регулирующих отдельные виды транспорта, а Основы 1961 г. включали только общие положения, в которых ответственности по перевозки уделялось небольшое значение. Об этом свидетельствует, в частности, норма, содержавшаяся в ст. 72 Основ 1961 г., согласно которой условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам в соответствии с Основами 1961 г. определяются уставами (кодексами) отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами.

В литературе обязательства по перевозке пассажиров рассматривались преимущественно в качестве самостоятельного обязательственного типа. При классификации гражданско-правовых обязательств Е.Д. Шешенина отмечает, что «одни авторы включают перевозку в группу обязательств по оказанию услуг, другие выделяют отдельную группу обязательств по перевозке»11. О.С. Иоффе выделял перевозки (грузовые, пассажиров и багажа, буксировку) в самостоятельную группу12. О.А. Красавчиков13, И.А. Танчук14, А.Г. Быков относили договор перевозки к обязательствам по оказанию услуг. Эта позиция и возобладала в современной правовой литературе. В связи с этим можно сказать, что, в отличие от законодательства, с точки зрения развития гражданско-правовой доктрины советский период оказался едва ли не самым плодотворным периодом для развития договора перевозки и его ответственности.

______________________

10 Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик / под ред. С.Н. Братуся, Е.А. Флейшиц. - М., 1962. - С. 280.

11 Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг// Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. статей. - М.: Юристъ, 2001. - С. 351.

12 Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юридиздат, 1975. - С. 123.

13 Красавчиков О.А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. - 1960. - № 5. - С. 43.

14 Танчук И.А., Ефимочкин В.П., Абова Т.Е. Хозяйственные обязательства. - М.: Юриспруденция, 1970. - С. 37.

 

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. содержал гл. 32 «Перевозка», ст. 374 которой содержала понятие договора перевозки: «по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа»15. Регулирование ответственности по договору перевозки пассажира и багажа в кодексе практически отсутствовало. Статья 385 «Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира» только устанавливало, что ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира определяется по правилам о возмещении вреда.

Договор перевозки нашел закрепление и в новом Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), где законодатель выделил 14 статей на урегулирование отношений перевозки.

Гражданское законодательство в Российской Федерации по вопросам регулирования ответственности сторон по договору перевозки пассажиров и багажа, получило дальнейшее развитие по сравнению с советским периодом. Вопросы ответственности по договору перевозки пассажира и багажа были переданы в значительной мере на усмотрение транспортных уставов и кодексов, которые регулируют перевозки пассажиров отдельными видами транспорта.

Статья 793 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств по перевозке» определяет общие условия ответственности по договору перевозки: «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон»16. На уровне кодекса вырос объём норм, посвященных регулированию ответственности в правоотношениях по перевозке пассажиров и багажа. Статья 795 посвящена ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, ст. 796 - ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, ст. 800 - ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

___________________

15 Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 407 (утратил силу).

16 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

 

Как отмечал Г.П. Савичев, «значение нового ГК в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать... ГК расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. В соответствии с ГК все транспортные уставы и кодексы принимаются на уровне федерального закона; в ГК впервые включена специальная статья об ответственности перевозчика применительно ко всем видам общественного транспорта; изменен претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки грузов»17. В ГК РФ (гл. 40) включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок. Тем самым, по выражению В.В. Витрянского, «обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта»18.

Круг отношений, регулируемых договором перевозки, не ограничивается только договором перевозки конкретного груза, а включает в себя договоры, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Исходя из этого, можно дать определенную классификацию договоров перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договоров перевозки. В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок.

Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Транспорт обеспечивает единство национальных товарных рынков, взаимосвязь регионов, подвижность граждан. Все это требует построения транспортной политики на основе принципов устойчивого развития. Для России с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

________________

17 Гражданское право: В 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. - М., 2000. - Т. 2, полутом 2. - С. 46.

18 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: В 5 кн. - Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта.- М.: «Статут», 2003. - С. 701.

 

«Удешевление и ускорение перевозок позволяет сблизить удаленные регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны», подчеркивается в утвержденной в конце 2008 г. председателем Правительства РФ В.В. Путиным «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года»19. Одним из путей повышения эффективности транспорта является тщательное правовое регулирование перевозок, позволяющее гарантировать соблюдение прав и законных интересов участников складывающихся в данной отрасли хозяйства правоотношений. Инструментом этого выступает договор перевозки - один из важнейших и распространенных хозяйственных договоров, эффективность которого немыслима без успешной работы норм, регулирующих ответственность перевозчика и пассажира при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

__________________

19 Об утверждении транспортной стратегии РФ на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 50. - Ст. 5977.

 

 

18 апреля 2012, 14:55
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript