О роли образования и науки в свете Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева
«Казахстанский путь 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»

 

Р.Б. Жалимбетова,

зав. кафедрой СГД, к.э.н., академик МАИН,

Каспийский общественный университет

г. Алматы, Казахстан

 

М.М. Сарсекеев,

к.п.н., ассоциированный профессор

 

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы образования и науки казахстанского общества, которые поставлены в ежегодном Послании Президента РК народу Казахстана.

Ключевые слова: образование, наука, профессионализм, модернизация, инфраструктура, образовательные учреждения.

 

Аңдатпа

Мақалада жыл сайын Казахстан Республикасының Президенті жолдаған жолдауында жолданған қазақстан қоғамындағы білім және ғылым саласындағы сурақтар қарастырылады.

Tүйінді сөздер: білім, ғылым, біліктілік, модернизация, инфраструктура, білім беру мекемесі.

 

Annotation

This article reveals the problems in education and science of Kazakhstan society, which are put in the annual message of the President of RK to the people of Kazakhstan.

Key words: education, science, professionalism, modernization, educational establishment.

 

В своём очередном ежегодном Послании народу Казахстана Президентом республики были озвучены ряд ключевых проблем, стоящих перед страной, решение которых во многом будет определять развитие государства не только на ближайшее время, но и на отдалённую перспективу, а также намечены приоритетные направления и цели, стоящие перед обществом. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для казахстанцев. Развитая страна в XXI веке - это активность, образование и здоровье граждан» [1].

Нынешнее Послание Главы государства выгодно отличает лаконичное по своему стилю изложение конкретных инициатив и одновременно глубокий по содержанию анализ наиболее значимых проблем, стоящих перед обществом и государством, достижение которых имеют для страны стратегическое значение.

В Послании Президента Республики Казахстан обозначены долговременные цели развития страны, определены сроки планомерной и последовательной их реализации, выявлены источники и механизмы решения намеченных планов, поставлены конкретные задачи по их выполнению.

За повседневными делами не всегда видно и не всегда осознается тот факт, что мы живем в переломный момент развития человеческой цивилизации. Наука и основанные на ней высокие технологии стали основным фактором в трансформации экономических и политических отношений. Ведущие страны мира превращаются в информационные общества, т.е. общества, основанные на знаниях.

Достижение амбициозной цели - вхождение в число тридцати наиболее развитых стран мира к середине нынешнего столетия вполне реальная задача, если при этом успешно проводить политику институциональной и нормативной модернизации страны.

Несмотря на то, что эти вышеназванные факторы, безусловно, являются важными, однако они, как правило, способствуют лишь созданию необходимых условий для возможности реализации планов модернизации страны. Однако их сердцевиной являются расширение и углубление инновационных процессов, т.е. широкое внедрение и использование современных достижений науки, техники, управленческих технологий для успешного осуществления фундаментальных преобразований в первую очередь в сфере экономики. Таким образом, развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования являются одним из решающих факторов реализации стратегии модернизации общества и государства.

С появлением нового поколения компьютеров и Интернета встает вопрос об изменении роли человеческой личности в развитии. Действительно, человек получает по наследству порядка 109 бит информации и за все время жизни мозг человека может усвоить и переработать 109 бит информации, такие же возможности у современных компьютеров. Путь, по которому люди создают, строят, хранят, передают информацию - радикально изменился. Как следствие этого меняются формы коммуникации, обмена, работы. Все это вызывает много проблем, требующих своего решения. Например, исчезают преимущества старшего поколения как хранителя некоторого жизненного опыта, знания очень быстро устаревают. По современным оценкам 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут еще дважды за свою жизнь переучиваться и менять профессию. Эти проблемы не только накладывают дополнительные нагрузки на образование, но и требуют его изменения и совершенствования.

На современном этапе развития казахстанское образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики государства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Сегодня профессионализм становится важнейшим условием оптимального включения человека в трудовую деятельность, своеобразным личностным гарантом занятости, фактором эффективного функционирования национального рынка труда. В этом отношении подготовка высокообразованных и высококвалифицированных кадров для отраслей экономики должна стать одним из ключевых компонентов политики государства на национальном рынке труда. Исходя из этой задачи, должны строиться прогнозы и программы реформирования сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования эффективной системы непрерывного образования, которая бы отвечала требованиям проводимых реформ, обеспечивала на национальном рынке труда рабочую силу необходимой квалификации. Ведь именно качественное обновление трудовых ресурсов во многом связано с адаптацией работников к новым рыночным реалиям.

В настоящее время основными факторами, определяющими состояние и возможности качества подготовки специалистов, являются материальная база и использование всего спектра инновационных и информационных технологий.

Каспийский университет является частным вузом новой формации, который динамично развивается, наращивает свой педагогический, материально-технический потенциал и намерен завоевать лидирующее положение на рынке образовательных услуг. В нашем вузе студенты не только получают образование, но и активно участвуют в общественной жизни университета.

Вместе с тем, в стране получение высшего или среднего профессионального образования не гарантирует молодым людям, что они не столкнутся с трудностями в трудоустройстве. Многие из выпускников школ, профессионально-технических училищ, техникумов, региональных и даже столичных вузов сразу пополняют ряды безработных. Все это говорит о том, что рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Особенно это характерно для наших казахстанских вузов. Количество учебных мест здесь планируется в зависимости от спроса на данную образовательную услугу и абсолютно не связано с потребностью в тех или иных специальностях на национальном рынке труда. Это подтверждает и отсутствие в большинстве вузов Казахстана системы обратной связи и контроля за трудоустройством молодых специалистов.

С помощью информационных технологий возможно воспитание патриотизма, укрепление практики трёх языков, взаимообогащение многообразных культур, обсуждение контуров общенациональной идеи, взаимодействия в сферах экономики, государственного управления, культуры, неправительственных организаций.

Сегодня основой современной образовательной политики государства должна стать социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

В Послании Президента народу Казахстана было отмечено, что «Создание наукоёмкой экономики - это, прежде всего, повышение потенциала казахстанской науки. По данному направлению следует совершенствовать законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержки исследования и инновации, а также коммерциализацию научных разработок» [2].

Пока в Казахстане действует порядка 40 проектов Парка Информационных технологий Alatau IT City, хотя в США действует или готовится к запуску более 9 тыс. полностью автоматизированных производств. В США на 10 тыс. рабочих мест в производстве - 870 промышленных роботов, в Японии - 400, в Южной Корее - 270, Китае - 32. [3] Так что нам есть с кого взять пример. Наш Парк информационных технологий - это специальная экономическая зона с соответствующими льготами по налогам, таможенным режимом для всех информационных и телекоммуникационных компаний, работающих на его территории.

Безусловно, осуществление системной модернизации Казахстана возможно лишь при успешной реализации стратегии инновационного роста страны. Планомерное и широкое использование научно-технического потенциала казахстанцев, а также дальнейшее его развитие - одно из основных условий для достижения тех качественных изменений, которые необходимо будет провести в стране для того, чтобы войти в число высокодинамично развивающихся государств.

Приоритетом в этом направлении является развитие в республики современных высокотехнологичных отраслей науки, благодаря которым и создаётся материально-технологический базис наукоёмкой экономики. Однако, этот феномен, как нам представляется, существенно шире чем выше озвученное утверждение, потому что имеет кроме того значительное гуманитарное содержание.

Развитие наукоёмкой экономики подразумевает и более широкое вовлечение в процессы инновационной деятельности всего того потенциала гуманитарных наук, которым располагает то или иное государство. В нашей республики существуют научные организации, исследовательские центры, отдельные учёные, которые на протяжении многих лет достаточно эффективно и плодотворно работают в этом направлении.

Существенным потенциалом, в частности, обладает и вузовская наука, особенно в сфере гуманитарных исследований. Деятельность по организации различных как фундаментальных, так и прикладных аспектов изучения наиболее актуальных современных общественных проблем, а также перспективных направлений посредством всестороннего использования потенциала гуманитарных наук является одним из необходимых условий и предпосылок успешного осуществления страной, в том числе и научно - технологического прорыва.

В этой связи, наверно, стоить поразмышлять и о более эффективной организации деятельности уполномоченных государственных структур по проведению и управлению инновационными процессами, в том числе и в сфере гуманитарных наук. Например, путём эффективного развития государственно - частного партнёрства либо создания комиссии с широким участием специалистов, известных учёных, общественных деятелей, наделённых реальными полномочиями, работа которых бы основывалась на принципах гласности, прозрачности, независимости.

Главный акцент надо делать на развитии умения работать с информацией, формировании стиля мышления. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будут овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Выделять факты из окружающего мира - будь то реклама по телевидению, политические новости или сведения по специальности, анализировать эти факты, сопоставлять их - это должен уметь каждый человек в XXI веке независимо от выбранной профессии. Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. Конечно, можно закрыться от потоков информации и полностью уйти в мир религиозных или чувственных переживаний. Однако отказ от познания окружающего мира означает насилие над основой человеческой сущности. Человек создан для познания. Чтобы быть не щепкой в буре волн, а кораблем, который плывет по воле хозяина, человек должен владеть научным методом познания в современном информационном мире. И к этому его должен готовить вуз.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, национальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития, о чем и было указано в Послании Президента РК народу Казахстана. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей национального рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Сегодня имеет место нецелевое использование средств республиканского бюджета. Так по данным СМИ в МОН РК за 2013 г. остались неосвоенными 22 млрд. тенге. МОН РК должно решать вопросы кадров, материально-технической базы, повышения квалификации педагогов. Нет четких программ, видимо, поэтому допускается неосвоение и нецелевое использование бюджета. Вследствие чего общество получает необразованную и невоспитанную молодежь.

На наш взгляд, в числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место должно занять укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, а также оснащение казахстанских вузов современным оборудованием, приборами лабораториями, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.

Таким образом, обеспечение высокого качества образования и подготовки специалистов - это основная задача в области образования, которая позволит нашим гражданам успешно конкурировать на мировых рынках труда.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 года. Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее. - http://www.akorda.kz

2. Там же

3. Материалы Интернета.

19 февраля 2015, 11:03
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript