Субъективный взгляд по вопросу досрочных (внеочередных) выборов главы государства

 

Мухамеджанов Э.Б., д.ю.н., профессор

 

Как известно сегодня в Казахстане на повестке дня стоит вопрос о проведении досрочных (внеочередных) президентских выборов. Постановка этого вопроса для нашей страны не нова, т.к. преимущественное большинство выборов главы государства, как правило, проводились в сроки, не предусмотренные пунктом 3 статьи 41 Конституции.

Так, в 2010 году с инициативой проведения референдума о продлении еще не истекших полномочий Президента страны обращались к Главе государства депутаты Парламента Республики Казахстан, но это предложение не было поддержано Конституционным Советом. Однако вместо референдума в 2011 году были проведены досрочные выборы Главы государства.

На этот раз инициатива проведения досрочных выборов Президента страны исходила от представителей Ассамблеи народов Казахстана (АНК).

14 февраля 2015 года заместить председателя АНК на заседании Совета Ассамблеи выступил с предложением проведения досрочных президентских выборов. Мотивация высказанного предложения строилась на том, что на 2016 год приходятся сразу две избирательные кампании - депутатов Мажилиса Парламента и Президента Республики Казахстан. В качестве другого обоснования этого предложения были названы сложная международная ситуация в мире, которая оказывает влияние на национальную экономику страны и как следствие на ее финансовую систему.

Впоследствии это предложение было поддержано депутатами Мажилиса Парламента, избранными Ассамблеей народов Казахстана, а затем всем депутатским корпусом, партией «Нур Отан» и другими политическими партиями и общественными объединениями.

Безусловно, целесообразность проведения досрочных выборов, с точки зрения приведенных доводов и политической ситуации имеет место быть, но как это согласуется с действующим правом.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что мировое сообщество редко когда признает досрочные выборы соответствующими фундаментальным демократическим стандартам.

Это вызвано, во-первых, тем, что оппоненты действующей власти, как правило, бывают не готовыми составить ей достойную конкуренцию, а во-вторых, такого рода решения, ведут к игнорированию положений Конституции страны, в которых идет речь о сроках проведения выборов того или иного государственного органа или должностного лица.

Но все ли досрочные выборы вступают в противоречие с демократическими стандартами?

Для ответа на этот вопрос, рассмотрим суть понятия «досрочные (внеочередные) выборы».

Так, согласно данным Википедии «досрочные выборы - выборы в представительный орган власти или на выборную должность, проводимые до окончания срока полномочий действующего созыва органа или лица, занимающего должность. Основанием для проведения досрочных выборов может быть роспуск представительного органа, отставка выборного лица, отрешение его от должности или смерть» /1/. (1. См, также: Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Выборы в Российской Федерации // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. М.: Юридическая литература, 2002. С. 39 - 40. - 432 с.).

Как видно из этого определения, вышеназванных оснований для проведения досрочных выборов, которые отвечали бы признанным демократическим процедурам, по факту нет. Но, здесь надо отметить, что в каждом государстве, условия и порядок процедуры проведения досрочных выборов определяется национальным законодательством. Не является исключением из этого правила и Казахстан (см.: статью 48 Конституции РК).

Известно, что 2 февраля 2011 года статья 41 Конституции Республики Казахстан была дополнена новым пунктом 3-1, который наделил Президента страны правом назначения внеочередных президентских выборов. Дословно этот пункт говорит о следующем: «3-1. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом».

Между тем, Конституционный закон от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан» не содержит оснований, когда Глава государства может воспользоваться этим правом. В Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» также отсутствуют указания на основания по реализации этого права. Так, в статье 51-1 по этому вопросу записано, что:

«1. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения.

2. Последующие вслед за внеочередными очередные выборы Президента объявляются через пять лет в сроки, установленные настоящим Конституционным законом».

Исходя из этого, следует заключить, что в действующем законодательстве отсутствуют четкие указания на случаи, когда Глава государства может воспользоваться правом, которое предоставляет ему пункт 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.

Учитывая сказанное, 19 февраля 2015 года Председатель Сената Парламента, руководствуясь статьей 72 Конституции, обратился в Конституционный совет с просьбой дать официальное толкование пункта 3-1 статьи 41 Конституции Республики.

Возникает вопрос, какой может быть выход из сложившейся ситуации. Ее сложность состоит в том, что есть конституционное право Президента страны назначать досрочные выборы, но нет законодательно установленных оснований для его реализации. С другой стороны, Конституционный Совет это совещательный орган, который не вправе создавать правовые механизмы, реализации конституционных норм, он может только их толковать.

Со своей точки зрения, считаю, что право предусмотренное пунктом 3-1 статьи 41 Конституции является, как говорят в теории права, «мертвым», т.к. не имеет законодательно закрепленных механизмов его реализации. Это означает, что этим правом нельзя воспользоваться. Аналог такой ситуации уже имеет место в действующей Конституции, а именно в пункте 1 статьи 83 Конституции. Эта норма наделяет правом прокуратуру опротестовывать законы, но механизмы осуществления этого права отсутствуют и на этом основании данный орган реализовать его не может.

Конечно, можно вышеописанную ситуацию подвести и к тому, что Глава государства по своему усмотрению может применять положения пункта 3-1 статьи 41 Конституции РК. Тем более, это записано в данной норме и статье 51-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», но в этом случае возникает вопрос, а как это будет согласовываться с тем, что наша страна в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции утверждает себя правовым государством.

Здесь уместно напомнить, что правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, но оно устанавливает стандарт легитимности методов их руководства /2/. (2.См. Spiro H. J. Constitution (англ.). Энциклопедия Британника Chicago: Encyclopædia Britannica, 2007. Vol. 16, No. 5.).

Подводя итог сказанному, полагаем, что без отсутствия четко обозначенных в законе оснований, когда глава государства может принять решение о назначении внеочередных президентских выборов, он каждый раз, будет лично брать на себя весь груз исторической ответственности при решении этого вопроса. При этом следует иметь в виду, что Президент как гарант Конституции не имеет права на ошибку, которая может создать отрицательный прецедент и пагубно отразиться на принципе верховенства норм Конституции.

Исходя из этого, считаем необходимым, чтобы Парламент страны разработал и принял соответствующие изменения и дополнения в вышеназванные конституционные законы, которыми мог бы руководствоваться Президент Казахстана при реализации своего права принимать решение о проведении внеочередных президентских выборов. Говоря иными словами, изменения и дополнения должны содержать конкретный перечень ситуаций, при наступлении которых Президент страны мог принять решение о внеочередных президентских выборах.

Если подойти к рассмотрению данного вопроса с позиции доверия общества к действующему главе государства, то на сегодняшний день, его политический авторитет и рейтинг, как в стране, так и за рубежом, очень высок, и с этой точки зрения, на наш взгляд, нет оснований для проведения досрочных выборов.

Конечно, данные суждения основаны на ограниченном информационном материале, не опираются на количественные показатели данных, поступающих от граждан и трудовых коллективов с требованием проведения досрочных выборов главы государства, а посему не могут носить исчерпывающий и объективный характер.

 

21 февраля 2015, 11:02
Источник, интернет-ресурс: Мухамеджанов Э.Б.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript