Для оптимального баланса интересов

 

Куляш Тургазиева

 

В настоящее время в казахстанской юридической науке закономерно утвердилась такая актуальная отрасль, как инвестиционное право. Об этапах его становления рассказывает доктор юридических наук, президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA) Жумагельды ЕЛЮБАЕВ.

- Жумагельды Сакенович, как известно, с конца 90-х годов начался откат от достигнутого уровня привлекательности инвестиционного климата. С чем это было связано?

- Начиная с 2000 года Казахстан практически вышел из внутреннего кризиса, создал соответствующую экономическую базу, основанную на рыночной экономике, образовал необходимые политические институты власти, создал негосударственную банковскую систему, привлек значительные иностранные инвестиции, в том числе в нефтегазовую отрасль. И как суверенное государство вправе был изменять правила игры, создавать новую правовую базу, отвечающую новым реалиям экономики и политической ситуации в стране. Новые инвесторы, в том числе иностранные, должны были осуществлять свою деятельность по новым законодательным требованиям, поэтому принятие Закона РК «Об инвестициях» (8 января 2003 года) было вполне закономерным. Необходим был единый нормативный правовой акт для отечественных и иностранных инвесторов.

Однако полагаю ошибочным концептуальный и методологический подход законодателя при разработке и принятии этого закона. В основу его норм следовало бы положить более совершенные и более прогрессивные положения Закона РК «Об иностранных инвестициях», а не базировать новый закон на нормативных правилах, распространяемых для отечественных инвесторов. В то же время более предпочтительной представляется концептуальная идея действующего Закона РК «Об инвестициях», заключающаяся в том, что на инвесторов как отечественных, так и иностранных распространяется национальный режим и общее национальное законодательство, по которому любому инвестору предоставляются инвестиционные преференции только в приоритетных видах деятельности, перечень которых утверждается Правительством РК.

Для инвестора главным является политическая и экономическая стабильность в государстве, стабильность национального законодательства и контрактных положений. Всякие же действия государства, направленные на пересмотр ранее заключенных контрактов на недропользование и инвестиционных договоров, попытка распространить положения новых законов на отношения, возникшие до его вступления в силу, снижают привлекательность и надежность инвестиционного климата.

- Как обеспечивается благоприятный правовой режим для инвесторов и недропользователей?

- На деятельность иностранных инвесторов распространяются равным образом общие гарантии правовой защиты деятельности инвесторов в РК. По закону инвестор вправе по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. На деятельность инвесторов в сфере недропользования также распространяются гарантии государства, предоставленные в соответствии с Законом РК «О недрах и недропользовании». Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, заключенным до внесения в законодательство этих изменений и дополнений. Эти гарантии не распространяются на изменения в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, в сферах экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования.

 Национальное законодательство содержит ясные и конкретные положения по стабильности контрактов. Слабостью этих положений является то, что предусмотрев в законодательном порядке исключения из общего правового режима, обеспечивающего гарантии стабильности инвестиционных договоров и контрактов на недропользование, государство не разработало четкие механизмы их реализации, отдав все на откуп чиновникам и компетентному органу. Это может быть предпосылкой к субъективной интерпретации и, как следствие, повлечь пересмотр контрактов. Приходится признавать отсутствие необходимых правовых механизмов, регулирующих порядок и условия распространения на инвесторов и недропользователей изменений в законодательстве, касающихся национальной безопасности, обороноспособности, экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования. К примеру, не существует правил пересмотра действующих контрактов относительно перечисленных областей, в которых бы четко были прописаны весь механизм и процедура внесения изменений и дополнений в инвестиционные договоры и контракты на недропользование.

Нельзя не обратить внимания и на новые правовые институты, содержащиеся в законодательстве о недрах и недропользовании, предоставляющие, в частности, компетентному государственному органу право одностороннего расторжения контракта на недропользование. Это положение закона напрямую затрагивает правовой режим стабильности действующих контрактов. Законодательство о недрах и недропользовании и инвестиционное законодательство РК нуждаются в совершенствовании в целях исключения положений, противоречащих общим принципам и нормам гражданского законодательства, международно-правовых актов, и создания надлежащего правового режима пересмотра действующих контрактов с прозрачной и ясной процедурой их реализации.

- Вместе с тем, согласитесь, необходимо усиление роли государства в минерально-сырьевом секторе.

- Государство должно иметь свою долю во всех стратегических объектах страны, особенно в сфере недропользования. Стратегические месторождения не должны находиться только в частных руках или во владении иностранных инвесторов. Государству через свои институты (национальные компании, национальные холдинги и др.) надлежит иметь блокирующий пакет акций и доли в юридических лицах, разрабатывающих стратегические месторождения полезных ископаемых. Это весьма важно с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Казахстан является активным участником внешнеэкономических отношений, поэтому необходимо учитывать, что существенным недостатком глобализации мировой экономики становится слишком высокая роль транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Чрезмерное доверие инвесторам нуждается в сбалансировании по пути приближения взаимоотношений с ними к интересам общества, в особенности если речь идет об использовании недр. Между тем развитие конкурентоспособных, высокотехнологичных и наукоемких производств, в частности в нефтегазовом секторе, для обеспечения устойчивого экономического роста требует высокого уровня внутренних и внешних инвестиций. Сегодня сохраняется в целом благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций, создания и развития финансового рынка, формирования новых институциональных инвесторов, усиление роли национальных компаний в качестве коммерческих юридических лиц. В то же время нестабильность законодательства, внутренняя борьба между уполномоченными государственными органами за сферу влияния в инвестиционном секторе и в сфере недропользования, состояние коррупционности среди государственных служащих, непоследовательная экономическая политика усложняют интеграцию инвестиционных процессов в экономику Казахстана.

- Как вы считаете, почему иностранный капитал слабо способствует развитию производственного сектора?

- Потому что практически полностью направляется в добывающие секторы экономики, в основном в нефтедобывающую и металлургическую отрасли. Кроме того, анализ структуры инвестиций показывает, что иностранные инвесторы, за редким исключением, вкладывают большую часть денег в оборотные средства или основные средства недолгосрочного пользования. Прежняя политика стимулирования притока иностранных инвестиций привела к тому, что отечественные и иностранные инвесторы были поставлены в неравные условия. Более того, отечественные инвесторы, а в нашей стране есть уже и миллиардеры, инвестируют в экономики развитых европейских стран, где содержат свои капиталы и боятся ввозить их в страну для вложения в собственную экономику, поскольку нет прозрачных и надежных механизмов возврата капитала в страну. Отток собственного капитала из страны продолжается, и это негативный симптом.

В связи с этим необходимо выделить ряд факторов, препятствующих увеличению объема привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных, в частности: низкую деловую активность на рынке казахстанских хозяйствующих субъектов; нестабильность и нечеткость законодательства и регулирующих экономических мер; низкую ликвидность финансовых средств, обостряемую кризисом неплатежей; острую нехватку достоверной и полной информации о состоянии экономики; высокий уровень коррупции и т.д.

- Как вы относитесь к призывам определенных общественных групп к отказу от иностранных инвестиций?

- Они не базируются на знании действительного положения дел в стране. Если говорить о государственных инвестициях и собственном капитале отечественных инвесторов, то их недостаточно для финансирования даже имеющих жизненно важное значение для страны проектов в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, транспорта и т.д. Поэтому, рассматривая иностранные инвестиции и инвесторов как важный источник капитальных средств, технологий, опыта в области управления и маркетинга, Казахстан в текущем десятилетии не должен упустить шанса привлечения иностранных инвестиций в развитие экономики страны.

При этом политика государства, правовые и административные меры с точки зрения национальных интересов должны обеспечить условия, отвечающие задачам привлечения иностранных инвестиций и интересам самих инвесторов. Вместе с тем, необходимо разработать механизмы, позволяющие блокировать или, по крайней мере, ослаблять нежелательные для экономики страны последствия операций иностранных инвесторов.

Для улучшения инвестиционного климата необходимы меры по обеспечению высокой степени развития и стабильности законодательства, предсказуемости государственной политики и преемственности решений по вопросам инвестиций, формированию эффективной, справедливой и единообразной правоприменительной практики, своевременное исполнение судебных и арбитражных решений по инвестиционным спорам необходимо совершенствовать законодательство об инвестиционной деятельности, приближая его к мировым стандартам. В качестве важных инструментов государственной инвестиционной политики видятся и экономические рычаги, возможность предоставления инвесторам налоговых и таможенных льгот и преференций, поскольку стабильный и одинаковый режим налогообложения не всегда достаточен для притока инвестиций. Нуждается в создании правового режима деятельность по реинвестированию полученных доходов в сфере недропользования в другие отрасли экономики, например, в перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и в другие социально ориентированные секторы. Этому может способствовать возврат к образованию свободных экономических зон в сфере социально значимых отраслей, что послужит импульсом к увеличению инвестиционных потоков в эти отрасли. Имеющийся интерес иностранных инвесторов к нефтегазовой отрасли надо использовать для решения важных государственных задач по подъему экономики в целом.  

- Каковы международные обязательства Казахстана по вопросам защиты инвестиций?

- Наша республика подписала ряд договоров с иностранными государствами о взаимной защите и поддержке иностранных инвестиций, согласно которым взяла на себя обязательство оказывать всемерную поддержку инвесторам и не предпринимать действия, направленные на прекращение или усложнение инвестиционной деятельности. По общему правилу, международные договоры, подписанные и ратифицированные РК, имеют превалирующее значение перед национальным законодательством. Кроме того, касательно сферы недропользования РК ратифицировала Договор к Энергетической Хартии и в силу этого акта взяла на себя обязательство «поощрять и создавать стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам», являющимися субъектами участников Энергетической Хартии.

Согласно имеющимся международно-правовым обязательствам, Казахстан не может и не должен совершать действия или принимать правовые акты, ущемляющие права и законные интересы инвесторов. В последние годы положение дел в Казахстане с защитой инвестиций и выполнением международно-правовых обязательств оставляет желать лучшего. Есть немало примеров принятия актов, противоречащих собственным законам и международным правовым актам; совершения незаконных действий, направленных на изъятие собственности и прибыли инвесторов и недропользователей на основе сомнительных актов, принимаемых уполномоченными государственными органами; нарушения обязательств по обеспечению стабильности «контрактных положений» и установленных договорами «налоговых режимов». Эти и другие неправомерные действия государства и его органов не способствуют улучшению инвестиционного климата в стране, формированию положительного имиджа и рейтинга страны на международном уровне. С другой стороны, и иностранные инвесторы не должны стремиться получить от государства большие льготы и преференции, чем их имеют национальные инвесторы, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Погоня за сверхприбылью, пренебрежительное отношение к стране и его народу, к существующим законам и правовой системе вызывают ответную защитную реакцию государства. Во всем должен быть баланс интересов, уважительное отношение к праву и достигнутым договоренностям, только тогда можно достигнуть желаемого положительного результата и высокой гармонии отношений между всеми участниками инвестиционного процесса.

1 апреля 2015, 14:57
Источник, интернет-ресурс: Елюбаев Ж.С., Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript