IT- технологии для судей

 

Современные технологии помогут повысить прозрачность правосудия, уверены эксперты

Информационные технологии станут такими же атрибутами Фемиды, как мантия и молоток. Уже сегодня в Казахстане можно обращаться в суд через интернет и даже дистанционно участвовать в процессе. Новое законодательство позволяет не выходя из дома отслеживать свое дело на любом его этапе - от скорости прохождения документов до сроков исполнения решения суда.

Как повлияют новые технологии на качество правосудия? Насколько они повысят защиту конституционных прав граждан? Почему станет невозможно умышленно затягивать процесс? На эти и другие актуальные вопросы отвечает глава Департамента по обеспечению деятельности судов Верховного Суда Республики Казахстан Ильяс Испанов.

 

- Ильяс Сапарбекович, по современной классификации вы являетесь судебным топ-менеджером. С позиций эффективного менеджмента, электронное судопроизводство - это бесспорно революционный шаг. Однако, есть и резонные опасения - не повлияет ли активное внедрение IT-технологий на качество работы судов?

Оснований для подобных беспокойств быть не должно. Главной целью правосудия является достижение справедливости. Судебный менеджмент стремится сделать это наиболее эффективным и прозрачными методами. И все изменения, предлагаемые Верховным Судом от законодательных до технологических, служат только этой целью.

Наша задача - оптимизировать все процессы, ликвидировать все, что может тормозить развитие системы. В первую очередь это касается оборота документов. Помните старую пословицу, точно характеризующую советскую систему управления - «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой молодец?». Вызовы нового времени наоборот требуют сведения бюрократии к разумному минимуму. Как подчеркнул на V съезде судей страны Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «Передовая судебная практика - это отказ от бумажного документооборота с переходом на электронные технологии, которые должны стать базой современного судебного процесса».

Правосудие обязано быть адекватным своей эпохе. Сегодня использование высоких информационных технологий, рациональная организация работы судебной системы играют не менее важную роль, чем улучшение законодательства и повышение качества судейских кадров.

Сейчас часто звучит вопрос: хорошо, IT- технологий для судей - это отличная вещь, ведь они помогают ему делать свою работу намного быстрее и качественней, а что новшества дадут простому гражданину? Если в нескольких словах, то высокие технологии неизмеримо расширяют доступ граждан к правосудию, повышают его прозрачность, ломают бюрократические барьеры, экономят время и средства граждан и государства. И при этом сильно снижаются коррупционные риски. Вообще мировая практика показывает, что в любой сфере обеспечение прозрачности - главный фактор снижения коррупции.

 

- Вот об этом и продолжим наш разговор. В обществе регулярно звучит критика о недостаточной прозрачности судебной системы, громоздком документообороте, сложных процедурах и, само собой, непунктуальности судов. Насколько новые технологии решат эти проблемы?

Это очень хороший вопрос. Сразу отмечу, что мы постоянно мониторим ситуацию, выявляем круг проблем, и стараемся оперативно реагировать. Но не все можно решить быстро, на многие вещи необходимо дополнительное финансирование, ведь мы - бюджетная структура.

Для отслеживания общественных настроений, мы сегодня используем все возможные инструменты, в том числе и социальные сети. Лично я зарегистрирован в ряде всевозможных сообществ и групп в Фейсбуке, в том числе с участием адвокатов. Они регулярно поднимают вопросы качества работы судов, выкладывают фотографии, обсуждают конкретные проблемы в конкретных судах. К примеру, недавно адвокатом Джохаром Утебековым был размещен пост о недоработках в межрайонном административном суде г.Алматы. Суть проблемы - отсутствие условий для работы с документами, посетители заполняют бумаги на подоконниках, судебные заседания проходят в кабинетах, а не в залах, с большим опозданием, опять же очереди и даже какое-то обязательное условие для входа в здание суда, копирование удостоверений личности за деньги. Это было буквально на днях. В тот же день была создана комиссия, которая проверила все факты. Принято решение увеличить холл, установить мебель - столы, стулья, будет увеличено количество залов для заседаний, пересмотрены графики работы судей.

К слову, в данном суде количество судей увеличилось на 8 человек, а поскольку здание нуждается в серьезной модернизации, в настоящее время административный суд готовится к переезду в другое помещение. Обо всех принятых мерах мы проинформировали население через социальные сети. Конечно, это единичный случай, работы по стране предстоит еще много. На это есть объективные причины - мы ориентируемся на реальные возможности госбюджета.

В настоящее время за счет внутренних резервов изыскиваем возможности улучшения сервиса работы, проводится ремонт, закупается оборудование и мебель. Сегодня активно работает единый Контакт-центр с бесплатным звонком на номер 1401 (с городских номеров). В случае каких-то проблем или по всем вопросам работы судов население может обращаться на него и получит необходимые консультации.

Хочу отметить, что с каждым годом растет уровень доверия населения к судам, постепенно в разы увеличивается количество рассматриваемых дел. Так, в 2014 году судами республики рассмотрено свыше 1,2 млн. дел - это почти на 100 тысяч дел больше чем в 2013 - ом. Кстати, это не снижает качества работы - в частности, 98,7% вынесенных судебных актов оставлены без изменения, то есть, они признаны законными и обоснованными.

 

Объединяй и властвуй

 

- Всего 1,3% пересмотренных судебных решений - это действительно хорошо. Но это, скажем так, заслуга самих судей. А теперь можно более подробно рассказать об управленческих новациях? Что нового сегодня уже действует в судах? Как сегодня на практике работает открытость правосудия?

Хочу подчеркнуть, главная задача нашего департамента - используя высокие технологии и передовой менеджмент, создать максимально благоприятные условия для эффективной работы правосудия.

Прежде всего, в части открытости правосудия я бы назвал такой шаг как создание Интернет-ресурсов судов, начиная с районного уровня. Отмечу лидерство веб-сайта Верховного Суда в рейтинге официальных сайтов госорганов страны по итогам прошлого года. Согласно данным сервиса Google Analytics средняя его посещаемость за сутки составляет более 4 тыс. пользователей.

Примером открытости является доступность для всех граждан РК «Личной страницы Председателя Верховного Суда», а также блогов председателей областных и приравненных к ним судов. Наличие у руководителей судебной системы канала независимой обратной связи играет большую роль в обеспечении прозрачности правосудия и снижения ее коррупционной составляющей.

Особо выделю сервис «Судебный кабинет» — это своего рода единое окно доступа к онлайн услугам судебных органов. Он позволяет в удаленном доступе подавать в электронном виде обращения и заявления, апелляционные и кассационные жалобы и ходатайства в порядке надзора. А также производить оплату госпошлины, отслеживать порядок прохождения дела, оперативно получать судебные документы и уведомления. Такая возможность постоянного контроля дисциплинирует работников судов и исключает волокиту.

Приведу показательный пример - если в 2013 году в суды Казахстана посредством портала «электронное правительство» поступило 17 539 электронных заявлений, то за 2014 год через Судебный кабинет поступило 105 707 или в 6 раз больше! Кстати, за первый квартал текущего года уже поступило 60271 заявлений. То есть динамика востребованности этой услуги, налицо.

 

- Одно из родимых пятен работы «совковой» госорганов состоит в том, что базы данных разных ведомств существовали как бы сами по себе. Обмен необходимой информацией проводился бессистемно и крайне неэффективно. От этого страдало качество работы. Что делается вами в этом направлении?

На этот счет есть отличный рецепт от Билла Гейтса - «Все внутренние процессы необходимо сделать электронными и интегрировать друг с другом». Интеграция информационных систем коренным образом меняет ситуацию. Сейчас уже завершена работа по созданию принципиально новой автоматизированной информационно - аналитической системы судебных органов (АИАС СО) «ТӨРЕЛІК». В чем состоит ее уникальность? Она позволяет вести автоматизированный учет и контроль соблюдения сроков при регистрации, рассмотрении исковых заявлений (жалоб), и вообще за соблюдением сроков всех процессуальных действий. Также, через нее судьи имеют доступ к информационным базам всех заинтересованных госорганов, в том числе к информационным ресурсам КПСиУ Генеральной прокуратуры. Это в разы упрощает работу, позволяет избежать ненужных запросов.

«ТӨРЕЛІК», объединившая сервисы Интернет-ресурса Верховного суда, позволяет выполнить сразу три задачи - с одной стороны эффективно организовать работу судей. С другой, значительно облегчить и упростить гражданам судебную защиту своих прав и свобод. В-третьих, появляются новые возможности для контроля и исключения человеческого фактора, а также внепроцессуальных контактов.

Общеизвестно, что о судебной системе судят по эффективности исполнения судебных актов. Сразу хочу подчеркнуть, что сегодня этот вопрос входит в сферу ответственности специального департамента в системе министерства юстиции. Но мы ни в коем случае не бросаем дело на полпути - сегодня нами проведена интеграция информационных систем Верховного суда и Минюста. Это позволяет обеспечить оперативное взаимодействие по исполнению судебных актов.

Отмечу еще одно достоинство новой системы. Сегодня все судебные документы представляются исключительно в электронном виде. А также, при подаче апелляционных и кассационных жалоб, надзорного ходатайства в вышестоящие суды уже не требуется, как это было раньше, гражданам предоставлять оригиналы актов, так как этот процесс автоматизирован в ИС Верховного суда РК. Это один из важных шагов упрощения судопроизводства и простые люди уже сегодня отмечают данное удобство.

Стоит отметить, что очень важный для работы судей нюанс - распределение дел также переведен в автоматический режим. При этом система учитывает такие факторы как специализацию, нагрузку, переназначение судьи в другой суд, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам. И даже такие вещи как пребывание судьи в отпуске или на больничном. По нашему мнению, такой подход в распределении дел позволит исключить субъективный фактор.

 

- Вопрос открытости судебных процессов во всем мире один из наиболее актуальных. Даже в ведущих странах на этот счет нет единой точки зрения. К примеру, в США и в Западной Европе во время судебных заседаний запрещена аудио - и видеосъемка. Какова позиция Казахстана по этой проблеме?

Я полагаю, что используемые в настоящее время в судах РК модернизированные системы аудио и видео фиксации судебных процессов станут поистине революционным инструментом обеспечения открытости правосудия. Во многом это свершившийся факт - в Казахстане каждый участник процесса сейчас может ознакомиться с видео - и аудио материалами процесса зайдя в Судебный кабинет. Таким образом, весь процесс судопроизводства становится абсолютно прозрачным, и полное внедрение этой системы сведет к минимуму возможность каких-либо процессуальных нарушений. Да, мы понимаем какая колоссальная психологическая нагрузка при этом ложится на плечи судей. Это потребует безукоризненного соблюдения процессуальных норм и судейской этики. Как я говорил выше, далеко не во всех странах готовы к такой степени транспарентности, но руководство ВС РК осознанно пошло на этот важный шаг, чтобы сделать процесс судопроизводства максимально конкурентным и справедливым.

За минувший год районными и приравненными к ним судами с использованием систем аудио-видео фиксации были рассмотрено около 420 тысяч дел. Это свыше 42 % от общего количества оконченных дел в первой инстанции.

В судах активно внедряется система видеоконфернцсвязи. В частности, она используется при допросе осужденного и подследственного без их этапирования в суды, а также лиц, находящихся на принудительном лечении.

Стоит отметить, что открытость судопроизводства также выбивает «крапленую карту» из рук незадачливых юристов, стремящихся оправдать свой непрофессионализм ссылками на несправедливость судов.

Кстати, сегодня свыше 50% залов судебных заседаний по республике оснащены современными средствами аудио-видео фиксации. По Астане и Алматы уже достигнут стопроцентный охват. В 2015 году все залы судебных заседаний в РК будут соответствовать этим требованиям.

 

- Одной из хронических болезней правосудия со времен Союза является частый перенос дел или задержка начала судебных процессов. Что делается для того, чтобы избавиться от этого атавизма?

Такие ситуации возникали по трем основным причинам: в связи с перегруженностью судей, нехваткой специальных помещений и громоздкой процедурой оповещения участников судебного процесса.

Что касается первой причины, то сейчас с изменением законодательства с нового года, суды избавятся от рассмотрения огромного количества мелких дел. Как гласит принцип римского права, «Претор не должен заниматься пустяками». Кроме того, развиваются всевозможные механизмы досудебного урегулирования споров. Один из них - медиация.

Далее, в прошлом году в соответствии с поручением Главы государства на 450 человек увеличен штат судей.

Много сделано и для того, чтобы судебные заселения проходили в современных, соответствующих всем требования помещениях. Особенно в этой части мы продвинулись в Астане и Алматы. Образцом правосудия будущего - является новый Дворец Правосудия Астаны (городской суд Астаны), отвечающий современным мировым стандартам. В этом здании расположены четыре суда, в том числе и Специализированный межрайонный экономический суд Астаны (СМЭС). Площадь здания составляет свыше 32 тыс. кв. метров, где расположены 50 залов судебного заседания. Активная работа ведется и в регионах.

Как вы знаете, старые архаичные процедуры оповещения участников судебного процесса давали некоторым гражданам законный повод уклоняться от явки в суд, умышленно затягивать процесс. Сейчас ситуация в корне изменилась - появился сервис «Ознакомление с судебными документами». Оперативным и экономичным стал и проект электронная «Судебная повестка». На практике гражданин подает исковое заявление в суд на бумаге, получает на руки талон и в последующем он уведомляется SMS-сообщениями или электронными письмами о принятии дела в производство, о вынесении определения и т.д. Все это обеспечивает оперативность, экономит деньги и время участников процесса.

За минувший год направлено более трех миллионов SMS -сообщений участникам судебных разбирательств на сумму около 10 миллионов тенге. Для сравнения - на бумажных носителях их стоимость составила бы свыше 270 миллионов тенге.

Также успешно работает совместный с АО «Казпочта» проект «Гибридная электронная почта» - извещения в электронном формате направляются до отделения почты получателя, там распечатываются и доставляются нарочным. На сегодняшний день судами РК направлено более 37 тыс. электронных повесток.

 

- ИльясСапарбекович, Вы, как представитель поколения молодых эффективных топ-менеджеров, ставите перед собой амбициозные цели по повышению доступности и открытости правосудия. Но судопроизводство - это не конвейер. Нет ли опасности от чрезмерной технологизации правосудия - например, могут появиться соблазн сфальсифицировать экспертизы и даже судебные решения?

Вы правы, судопроизводство не может быть конвейером. Каждое судебное решение - штучное, поскольку за ним стоят судьбы людей. Но продолжу вашу аналогию - что касается материальных условий, мы должны создать для судей наилучшие условия работы и в идеале, все, что касается обеспечения, должно работать также безотказно как тот же конвейер. Вот тогда профессиональный судья, вооруженный передовой оргтехникой, высокими технологиями, сможет провести максимально объективное и всестороннее судебное расследование, в том числе и в удаленном доступе. От этого качество правосудия, как показывает опыт развитых стран, только выиграет.

Пожалуй, главный тренд сегодня состоит в том, что в обществе происходит понимание - к сфере организации судебной системы можно и нужно применять универсальные принципы эффективного менеджмента.

На мой взгляд, на данном этапе обязательным условием успеха является союз высоких технологий с профессионализмом судейского корпуса. Как любит повторять все тот же Билл Гейтс, «Самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией». И я, как глава Департамента по обеспечению деятельности судов ВС РК, буду стремиться к тому, чтобы используя инновационные технологии во всех сферах, создать максимально благоприятные условия для эффективной работы судебной системы Казахстана.

Переходя к конкретике, в первую очередь, как я выше уже отметил, будем добиваться полного внедрения в судах системы «ТӨРЕЛІК», позволяющей полностью автоматизировать процессы документооборота и судопроизводства.

Во-вторых, необходимо развивать сервис «Судебный кабинет» до уровня портала с созданием мобильной версии для всех пользователей смартфонов.

В-третьих, это организация комплексной системы видеоконференцсвязи для дистанционного отправления правосудия с органами исправительной системы, здравоохранения.

Что касается опасностей внешнего вмешательства, то я согласен, есть общее правило - чем более компьютеризирована любая система, тем выше риски хакерских атак и технических сбоев. Поэтому вопросы обеспечения информационной безопасности IT-инфраструктуры судебных органов будут для нас одними из главных. Кроме того нами разрабатывается глобальная Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий в судебной системе до 2020 года.

Что же касается возможности фальсификации судебных решений, это практически невозможно в принципе, и даже если бы такое действие гипотетически удалось, оно было бы быстро выявлено существующими системами контроля и безопасности, и злоумышленники не смогут получить от этого желаемой выгоды.

Резюмируя, хочу подчеркнуть - внедрение высоких технологий не является самоцелью, но сегодня они должны стать атрибутами современного правосудия - мобильного, прозрачного и доступного для всех.

 

4 апреля 2015, 08:35
Источник, интернет-ресурс: Деловой портал «Капитал»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript