Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 2 апреля 2015 года № 20-11/976

 

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 2 апреля 2015 года № 20-11/976 «О модернизации системы здравоохранения»Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 2 апреля 2015 года № 20-11/976 «О модернизации системы здравоохранения»Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстана

 

К №ДЗ-43от 5 марта 2015 г.

 

Уважаемые депутаты!

 

Правительство Республики Казахстан, рассмотрев Ваши предложения к дальнейшей модернизации системы здравоохранения, сообщает следующее.

 

1. Изменение принципов работы формулярной комиссии по контролю над отбором фармакологической продукции, рекомендовать «СК-Фармация» проводить закуп лекарственных средств на основании доказательной медицины

В целях совершенствования деятельности формулярной системы в республике будут внесены изменения в деятельность Формулярной комиссии, утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 декабря 2013 года № 723 (далее - Формулярная комиссия).

Формулярная система как метод управления лекарственным обеспечением направлена к рациональному использованию лекарственных средстве доказанной эффективностью.

В этих целях разрабатывается Казахстанский национальный лекарственный формуляр, в составе которого будут все зарегистрированные в республике лекарственные препараты с доказанной клинической эффективностью и предельной ценой на каждое торговое наименование, что позволит расширить конкурентную среду и повысить прозрачность их закупа.

Списки лекарственных средств, изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе подлежащих закупу у Единого дистрибьютора, формируются с учетом баз данных Британского национального формуляра, Кокрейновского содружества и Национального института здоровья и клинического совершенства Великобритании, которые являются общепризнанными стандартными базами данных доказательной медицины всего мира.

 

2.Пересмотр принципов формирования нормативов сети, штатных расписаний медицинских учреждений в сельской местности

На сегодня специализированная медицинская помощь сельскому населению оказывается в районных больницах и поликлиниках, которые имеют не менее 1 единицы ФГДС, УЗИ. Кроме того, в рамках реализации онкологической программы были приобретены дополнительно фиброгастроскопы, колоноскопы для проведения скрининговых исследований. По данным мониторинга их оснащенность составляет 71%.

Кроме того, с 2011 года внедрена транспортная медицина (49 передвижных медицинских комплексов, 3 поезда здоровья, санитарная авиация) для проведения медицинских осмотров сельского населения специалистами областного и районного уровня и оказания им неотложной помощи.

С 2012 года финансирование медицинской помощи на районном и сельском уровнях осуществляется по «глобальному бюджету». Кроме того, на сегодня практически все районные больницы в форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, что позволяет им самостоятельно утверждать штатную численность по согласованию с управлением здравоохранения.

 

3.Усилениепрограммпоподготовкеврачейобщейпрактикив медицинских учебных заведениях страны, увеличение количества узких специалистов

Принимаются следующие меры по укреплению кадрового потенциала ПМСП:

- увеличен госзаказ на обучение в интернатуре по специальности «Общая врачебная практика»до 40 % в общей структуре специальностей;

-проводится перепрофилирование участковых терапевтов и педиатров, по итогам 2014 года переподготовлено 400 ВОП;

-актуализированы программы для повышения квалификации ВОП, в 2014 году обучено 683 ВОП.

Подготовка узких специалистов осуществляется в рамках программ переподготовки и резидентуры в соответствии с заявками областных управлений здравоохранения. В 2014 году переподготовлено 1631 человек, на обучение в резидентуре принято 1000 человек.

Для решения проблемы рационального распределения кадров между уровнями оказания медицинской помощи принимаются меры по пересмотру специальностей в соответствии с реальной потребностью, переобучение «профицитных» специалистов на «дефицитные» и др.

 

4.Пересмотр методов пропаганды здорового образа жизни и их финансирование, так как существующие методы пропаганды осуществляются формально, проводимые мероприятия не носят

системный характер, недостаточное внимание уделяется профилактике социально-значимых заболеваний

В настоящее время мероприятия по формированию здорового образа жизни передаются в конкурентную среду на аутсорсинг НПО. В рамках Плана мероприятий по вопросам развития социальной сферы, одобренного на заседании Правительства Республики Казахстан от 21 января 2015 года, осуществляется реформирование службы здорового образа жизни путем приватизации региональных центров здорового образа жизни с сохранением профиля деятельности, а также объединения Национального центра проблем формирования здорового образа жизни с Республиканским центром развития здравоохранения.

 

5.Стимулирование выпускников медицинских ВУЗов для работы в государственных медицинских организациях

С целью закрепления специалистов, прибывших для работы в сельскую местность, предусмотрены повышенные, не менее чем на 25% оклады, подъемные не менее 70 МРП, льготные кредиты на приобретение жилья до 1500 МРП. С 2007 года в рамках государственного образовательного гранта выделяется ежегодная 30% квота для сельской молодежи, поступающей в медицинские ВУЗы с обязательной отработкой в течение 3 лет после окончания вуза в сельских медицинских организациях.

 

6.Возобновление и увеличение финансирование программы практических занятий в медицинских учебных заведениях

В настоящее время принимаются меры по укреплению материально-технической базы медицинских ВУЗов. Созданы учебно-клинические центры при всех государственных медицинских ВУЗах, оснащенные современным учебно-клиническим оборудованием. Укреплены собственные клиники двух государственных медицинских ВУЗов. Объем целевых трансфертов из республиканского бюджета на вышеуказанные цели составил около 4 млрд.тг.

В рамках Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламаты Казакстан» на 2011-2015 годы была увеличена стоимость обучения по медицинским специальностям в 2 раза и предусмотрены расходы на приобретение учебно-клинического оборудования для совершенствования практической подготовки студентов.

Для повышения качества клинической подготовки внедряется практика выездного обучения интернов на базах региональных медицинских организаций.

 

7.Направление денежных средств от возмещенного ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан в размере 100% в местные бюджеты для целевого финансирования профилактики и лечения заболеваний, связанных с экологическим воздействием на здоровье населения, каждого региона

В соответствии с Таблицей распределения поступлений бюджета между уровнями бюджетов и контрольным счетом наличности Национального фонда Республики Казахстан средства от возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, зачисляются в республиканский бюджет на специфику 204110 «Средства, полученные от природопользователей по искам о возмещении вреда, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора».

Средства, полученные от природопользователей по искам о возмещении вреда организациями нефтяного сектора, поступают в Национальный фонд.

При этом, в соответствии с пунктом З статьи 11 Бюджетного кодекса доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов.

 

Премьер Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

Оглашен: 04.03.2015г.

 

Премьер - Министру

Республики Казахстан Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 5 марта 2015 года № ДЗ-43
«О дальнейшей модернизации системы здравоохранения»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

Здоровье населения и состояние системы здравоохранения - один из основных показателей и критериев степени развития страны. Устойчивое развитие государства характеризуется не только динамикой социально-экономических показателей, но и подразумевает рост продолжительности жизни, как одного из главных критериев человеческого развития.

Государство делает определенные шаги для совершенствования системы здравоохранения. Планируется полностью отказаться от бумажного документооборота в больницах, создать службу поддержки пациентов, перейти к системе семейного патроната.

Но, для внедрения того же электронного документооборота нужны подготовленные кадры. Отказ от бумажной волокиты, к сожалению, не решает проблемы очередей, которая между прочим остается одной из самых актуальных и животрепещущих. Многие врачи банально не умеют эффективно пользоваться компьютером. А если взять в расчет и не совершенство многих программ и баз данных, с уверенностью можно предполагать, что очереди в наших поликлиниках исчезнут не скоро.

Введение системы врачей общей практики, так же увеличили время ожидания приема. Теперь к одному врачу идут все - и матери с детьми, и старики, и больные, и люди, пришедшие на диагностику. Больным и здоровым людям приходится контактировать друг с другом. Опасность заражения увеличивается в разы.

Остаётся актуальным вопросом подготовки и низкая квалификация молодых специалистов, как врачей, так и медперсонала. Введение нового стандарта образования подразумевало новые методики обучение, в соответствии с современными требованиями, и как следствие улучшение качества и повышения уровня знаний будущих врачей. Но на практике, молодые врачи оказываются совсем не подготовленными к реальной работе с реальными пациентами. Так же это касается и общего уровня образованности и самоуважения врачей. Нередко пациенты сталкиваются с хамством со стороны медперсонала, что так же негативно отражается на качестве предоставляемых медицинских услуг.

Очевидно, что невысокая зарплата является слабым стимулом для выбора профессии медика. А те, кто все-таки решаются посвятить себя медицине, стараются выбирать наиболее высокооплачиваемые сферы -стоматология, косметология и т.д. Наиболее талантливые студенты выбирают частные клиники. Отсюда и дефицит медицинских кадров в государственных больницах. По некоторым оценкам, в республики не хватает около 5000 врачей. Особенно плачевно обстоят дела в сельских и районных больницах.

Вызывает опасения стремительность, с которой в нашей стране вводятся правила и стандарты Всемирной Организаций Здравоохранения (ВОЗ). Некоторые процедуры и методы лечения вызывают недоумение - например, по новым правилам врачи скорой помощи не имеют права давать жаропонижающие лекарства. Вместо этого больного протирают водой, чтобы сбить температуру. Были ли эти методы изучены нашими специалистами? Можно ли доверять нововведениям?

Высокая цена многих медикаментов, особенно импортных, съедает весомую часть семейного бюджета. Лоббисты крупных международных фармацевтических холдингов продвигают интересы своих компаний, мотивируя врачей рекомендовать своим пациентам дорогие, но не самые эффективные лекарства. Многие пациенты из-за отсутствия альтернативы вынуждены их покупать. Так как фармакологические качества лекарственных средств, производимых в Казахстане, не выдерживает никакой критики.

Коммунистическая Народная партия Казахстана вносит предложения, которые необходимо учесть в дальнейшей модернизации системы здравоохранения:

1. Предлагаем изменить принципы работы формулярной комиссии по контролю над отбором фармакологической продукции, рекомендовать «СК-Фармация» проводить закуп лекарственных средств на основании доказательной медицины;

2.  Пересмотреть принципы формирования нормативов сети, штатные расписания медицинских учреждений в сельской местности, так как существующие основаны на базе Европейских стандартов. По причине которых, сельское население не получает в полной мере специализированную медицинскую помощь, в отличие от городских жителей (УЗИ, ФГДС, лабораторное исследование и др.);

3.  Усилить программы по подготовке врачей общей практики в медицинских учебных заведениях страны, так как вследствие низкой квалификации таких врачей, ежегодно увеличивается количество тяжелобольных находящихся на амбулаторном этапе, увеличить количество узких специалистов;

4.  Предлагаем пересмотреть методы пропаганды здорового образа жизни и их финансирование, так как существующие методы пропаганды осуществляются формально, проводимые мероприятия не носят системный характер, недостаточное внимание уделяется профилактике социально-значимых заболеваний;

5.  Разработать более действенные методы стимулирования выпускников медицинских институтов для работы в государственных медицинских учреждениях;

6.  Возобновить и увеличить финансирование программы практических занятий в медицинских учебных заведениях;

7.  Направлять денежные средства от возмещенного ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан в размере 100% в местные бюджеты для целевого финансирования профилактики и лечения заболеваний, связанных с экологическим воздействием на здоровье населения, каждого региона.

Ответ просим предоставить в письменном виде в установленные законом сроки.

 

С уважением, депутаты - члены Фракции

«Народные коммунисты»

Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Сорокин Б.

Ахметбеков Ж.

Баймаханова Г.

Кенжин Т.

Коныров А.

Косарев В.

Омурзаков Т.

Исполн.: Коспаное Е. Тел.: 746142

 

3 апреля 2015, 13:56
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript