Оценка правомерности с позиции закона (Л. Чикибаева, главный специалист - секретарь судебного заседания СМЭС Западно-Казахстанской области)

Оценка правомерности с позиции закона

Л. Чикибаева,

главный специалист - секретарь

судебного заседания СМЭС

Западно-Казахстанской области

Среди споров между предприятиями и государственными органами ведущее место занимают налоговые споры.

К сожалению, наша налоговая система настолько витиевата, что неудивительно, что тот или иной нюанс в структуре налогообложения упускается. Конечно, на каждом предприятии работает главный бухгалтер, и он обязан проинформировать руководителя о надлежащем ведении налогообложения, но не всегда насчет одной и той же позиции взгляды специалистов будут одинаковыми. Налоговые органы в некоторых моментах могут рассмотреть определенную ситуацию с разных точек зрения. Вполне возможно и такое, что у налоговых органов и у экономического агента взгляды на одни и те же налоговые обязательства и некоторые правоотношения могут существенно отличаться.

В Кодекс РК от 12 июня 2001 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» регулярно вносятся изменения и дополнения. Причиной таких изменений прежде всего является динамичное развитие рыночной экономики, порождающее необходимость своевременного реагирования государства на происходящие процессы.

Гражданское процессуальное законодательство относит рассмотрение вопросов по взысканию недоимки по налогам и обязательным платежам к упрощенному порядку производства - приказному и устанавливает возможность выдачи приказов по ним. В случае отмены судебного приказа процессуальное законодательство позволяет обратиться вновь с этим же требованием в исковом порядке. Как показывает практика, количество обращений в суды с заявлениями о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам относительно невелико. Но это не говорит о том, что сокращается число налоговых споров.

В суде также могут быть обжалованы предписания органов налоговой службы о проведении проверок, обязательных для исполнения, указания об устранении выявленных нарушений закона, решения о приостановлении расходных операций организаций и граждан по их банковским счетам в банках и иных организациях, об изъятии документов, денежных и материальных средств, об ограничении распоряжения имуществом.

Ст. 552 Налогового кодекса РК установила, что налогоплательщик вправе обжаловать в суде уведомление по акту налоговой проверки в части начисленной суммы налогов, штрафов и пени; уведомление и акт налоговой проверки в части действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы.

На сегодняшний день самыми многочисленными являются обращения в суды юридических и физических лиц с исковыми заявлениями об обжаловании уведомлений по актам налоговых проверок в части начисленной суммы налогов, штрафов и пени.

Следует отметить, что с начала 2005 года вопросы обжалования постановлений налоговых органов о наложении штрафов подсудны специализированным административным судам. Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы или оспорить уведомление по акту проверки в вышестоящем органе налоговой службы или в суде. Судебная подведомственность во всех случаях имеет приоритет перед подведомственностью, установленной для рассмотрения налоговых споров внесудебными органами. Однако хотелось бы еще раз разъяснить налогоплательщикам их право на обращение во внесудебном порядке, что не предполагает уплаты госпошлины. В силу ст. 55 кодекса жалобы рассматриваются в течение 20 дней, исполнение уведомления о начисленных суммах приостанавливается, вопрос может быть исчерпывающе решен без вмешательства суда. Кроме того, рассмотрение жалобы в этих органах не лишает права налогоплательщика в дальнейшем обратиться в суд.

Обращение в суд предполагает уплату госпошлины, заявление рассматривается в течение одного месяца в соответствии со ст. 281 ГПК РК. Ставки государственной пошлины установлены в ст. 535 Налогового кодекса: с исковых заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в размере 0,1 процента от начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении; для юридических лиц - одного процента от начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении. Иски по возврату переплаченных сумм в бюджет о возмещении налогоплательщику убытков оплачиваются в общем порядке для физических лиц - одного процента, для юридических лиц в размере трех процентов от суммы иска, поскольку это споры имущественного характера. При обжаловании действий налоговых органов и их сотрудников, ущемляющих права физических лиц, госпошлина должна быть оплачена в размере 30 процентов МРП, с жалоб на действия налоговых органов и их должностных лиц, ущемляющих права юридических лиц, - 500 процентов МРП. Наиболее часто встречающимися в суде являются споры о правомерности начисления НДС.

Оценка правомерности действий спорящих сторон по исполнению налогового законодательства всегда осуществляется и будет осуществляться с позиций Закона, а процедура проведения проверок - с учетом положений Налогового кодекса.


1 ноября 2013, 14:34
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript