Лента новостей
0

Эдуардо Ирезабаль: Беженцев в Казахстане необходимо приравнять к постоянно проживающим

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 12.05.2015 20:13 Zakon.kz
Зачастую беженцы намереваются навсегда остаться в Казахстане, так как не могут вернуться в страны своего происхождения.  
Беженцы хотят быть продуктивной частью нашего общества, хотят работать наравне со всеми и  добросовестно платить налоги. Об этом и другом - в интервью заместителя Главы Регионального Представительства УВКБ ООН по Центральной Азии  Эдуардо Ирезабаль Информационному агентству  Zakon.kz.

- Эдуардо, хотелось бы поговорить  с  вами о ситуации с беженцами в Казахстане, чего мы добились в этом вопросе, что еще необходимо сделать, хорошее ли у нас  законодательство…

- Говоря об этом, можно провести аналогию с независимостью Республики Казахстан. За те 20 лет, что Казахстан присоединился к ООН, ООН вместе с Правительством  и народом Казахстана делает все, чтобы эта молодая страна становилась крепче, развивала свои институты и законодательство. Думаю, Казахстан добился больших успехов в своем развитии и уже перешел из разряда развивающихся стран в  разряд развитых стран. Конечно, в этом заслуга не ООН,  а в большей  степени народа Казахстана. Но мы очень рады, что  становимся  свидетелями того, как Казахстан развивается. Управление  Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) вносит свой  вклад в  развитие институтов защиты лиц, которые были вынуждены покинуть свои страны и обосновались в Республике Казахстан.

Когда УВКБ ООН  открыло свой офис в Казахстане, здесь еще не был принят закон о беженцах, не существовало четко определенной системы  убежища, процедура определения статуса беженца не была доступна для всех, поэтому УВКБ ООН  приняло на себя  функции органа, который проводил бы процедуру определения  статуса беженца. И со времени открытия  офиса УВКБ ООН в  Казахстане в 1995 году, УВКБ ООН помогло около 10 тысячам лиц, нуждающимся  в защите. Большинство из них выходцы из Афганистана, но есть также и граждане других стран. 

Огромным достижением Казахстана является  присоединение  к Конвенции 1951 года о статусе беженцев и к Протоколу 1967 года. 

Другим большим достижением Казахстана является принятие закона о беженцах, который вступил в  силу в 2010 году. 

С самого начала нашей деятельности  в Казахстане, тогда меня  здесь еще не было, но мои коллеги усердно работали над повышением потенциала сотрудников миграционной полиции – как вы знаете, это компетентный орган по вопросам предоставления  убежища в Казахстане - чтобы процедуры определения  статуса проводились в соответствии  с международными стандартами. И с тех пор ситуация  очень изменилась.  

- Казахстан взял на себя полную ответственность за предоставление убежища на своей территории?

- Да, поэтому УВКБ ООН предоставляет сейчас только консультативную помощь и помощь в повышении  квалификации сотрудников компетентных государственных органов. 

Отмечая  положительное развитие  системы  убежища в Казахстане, хотел бы отметить, что, к сожалению,  в этом аспекте есть и пробелы, и  данная  система пока еще не в полной мере соответствует международным стандартам. 

Говоря о  плюсах и минусах казахстанского законодательства о беженцах, первым положительным моментом хотел бы отметить то, что определение беженца в Законе «О беженцах» полностью повторяет определение, предоставляемое международной Конвенцией 1951 года. 

Другим  положительным моментом  является то, что этот закон предусматривает принцип не высылки лиц  в те  страны, где им угрожает опасность,  и эта норма является ключевой   в  вопросах  защиты прав беженцев.  

Также правительство утвердило орган, который занимается  вопросами определения статуса беженца, были разработаны соответствующие процедуры и созданы соответствующие должности.

- А что является проблемой?

- Наибольшей  проблемой является то, что до сих пор существуют некоторые законодательные ограничения насчет того, кто может обращаться за убежищем в Казахстане. К сожалению, далеко не  все нуждающиеся в защите имеют доступ к  территории вашей страны и  доступ к  процедуре определения  статуса беженца. 

С определенными трудностями сталкиваются лица, которые попали на территорию Казахстана нелегально, либо не имеют документов, удостоверяющих личность, или же визы и им приходится пересекать границу нелегально. А ведь  в  большинстве случаев, известных в  мировой практике, лица, вынужденные бежать из стран своего происхождения, не  имеют каких-либо документов или визы. Это большой пробел в законодательстве,  и мы, работая совместно с миграционной полицией, стараемся помочь тем лицам, которые сталкиваются с проблемами в регистрации их ходатайств об убежище в результате подобных законодательных пробелов.

Одним из приоритетных направлений, над которым мы  работаем совместно с правительством Казахстана, является установление механизма перенаправления лиц, ищущих убежище, от пограничной службы  в компетентные органы внутри страны, т.е. в миграционную полицию. И когда  я говорю о пограничных пунктах, я имею в  виду пограничные пункты, находящиеся на территории Республики Казахстан, на границах  с соседними государствами, а  также международные аэропорты.  

Мы видим, что есть понимание и  желание сотрудников пограничной  службы  в том, чтобы лица, которые просят убежище на границе, имели доступ к  процедуре  убежища внутри страны.  Трудность заключается  в том, что не  существует какого-то формального механизма передачи лиц от границы в компетентные органы Казахстана, но есть понимание того, что это необходимо сделать и для этого нужно будет разработать конкретные процедуры, инструкции, чтобы это стало возможным на практике. 

Другая  трудность заключается в том, что сотрудники пограничной  службы не компетентны и не обучены проводить процедуру определения статуса беженца. 

- Но для этого у нас же существует компетентный орган – департамент миграционной полиции.

- Да, конечно, но сотрудники пограничной службы являются первыми представителями власти Казахстана, которые встречают лиц, ищущих убежище, и поэтому очень важно иметь формальный механизм передачи лиц и дел от пограничной службы  в компетентные органы, над чем мы  сейчас и работаем совместно с  Правительством  Республики Казахстан. 

Существуют и другие проблемы, но я хотел бы выделить ярко выраженные. Одна из них касается подачи заявления на убежище. Иногда в Казахстане к таким заявлениям относятся с некоторой опаской, но это не значит,  что власти Казахстана не  хотят оказать заявителям поддержку.

- Чем же тогда это объяснить?

- Скорее всего, это просто опасения, что  соседние страны, откуда в основном и просят убежище,  могут не совсем правильно расценить действия Казахстана. В этой связи уместно сказать,  что предоставление  убежища не  является  политическим актом. Это чисто гуманитарный  акт, вытекающий из обязательств Республики Казахстан, подписавшей  определенные международные инструменты и договора. Поэтому мы на  практике пытаемся убедить компетентные органы, чтобы заявления от лиц, прибывших из соседних государств, о предоставлении убежища принимались для дальнейшего их рассмотрения. Такие трудности касаются не  только лиц, прибывающих из соседних стран, но и лиц, которые приезжают из таких стран как Сирия или Украина. 

Другой  вопрос, который  требует очень тщательного рассмотрения и внимания, это  вопрос интеграции уже признанных беженцев на территории Казахстана. Казахстан - большая страна с не очень большим населением и достаточно высоким уровнем экономического развития. И доказательством тому является то, что Казахстан привлекает многих трудовых мигрантов  из других стран.

- Сколько беженцев проживает сегодня на территории Казахстана?

- По нашим данным, 633 беженца. Думаем, интеграция такого количества лиц не должна быть большой  проблемой для Казахстана. 

- Что представляет трудность в этом вопросе?

- Трудность состоит в том, что статус, который получают беженцы в Казахстане, приравнивается к статусу временно проживающих иностранцев. Беженцы в момент их признания таковыми, получают удостоверение беженца. Это документ, на  основании  которого они могут легально находиться на территории Республики Казахстан. Статус беженца выдается на один год с возможностью последующего продления  в  случае, если причины, по которым лица были признаны беженцами, продолжают существовать.  И в связи с тем, что статус беженца выдается только на год, они не имеют доступа к существенному ряду самых элементарных прав, так как они считаются временно пребывающими иностранцами или людьми, которые приехали на какое-то короткое время. А ведь беженцы зачастую намереваются остаться в  Казахстане навсегда по одной простой  причине – они не  могут вернуться  в  страны своего происхождения. 

Мы приветствуем, что за последние пару лет были внесены некоторые изменения в законодательство с тем, чтобы беженцы, признанные в  Казахстане, имели доступ к трудоустройству. Согласно Трудовому  кодексу РК, договор должен заключаться на год, поэтому для работодателя прием на работу беженца создает большую проблему, ведь если удостоверение беженца действительно один год, то и трудовой договор должен заключаться на год. 

Представьте, вы работодатель, который хочет нанять меня, беженца, я соответствую всем критериям и требованиям вашей организации, и вы просите  меня  представить документы, удостоверяющие личность. Я даю удостоверение  беженца, которое, допустим, выдано в декабре 2014 года, а сегодня  уже май  2015-го. То есть с 1 января 2016 года этот документ будет недействителен, и работодателю невыгодно брать такого работника. Мне придется  пойти в  миграционную  полицию и попросить продлить мой сертификат, но  во многих случаях это затруднительно, так как такие сертификаты продлеваются в определенный срок.

Также беженцы ввиду их временного статуса не  имеют доступа к процедуре натурализации. То есть они не  имеют права напрямую обращаться за гражданством РК, это  возможно лишь в  том случае, если у них уже есть  постоянный вид на жительство. А на практике беженцам крайне трудно получить вид на  жительство, поэтому многие из них, прожившие на  территории Казахстана десять и более лет, не являются постоянно проживающими в Республике Казахстан.

- Какой выход?

- Для решения этой  проблемы мы будем работать  с   компетентными органами с тем, чтобы  статус беженца приравняли к статусу постоянно пребывающих, либо беженцам выдавали статус постоянно проживающих так, как это делается в других странах. Это даст им возможность реализовать свои права на трудовую деятельность, а также откроет доступ ко многим другим правам. Что немаловажно, беженцы, которые смогут сами себя  обеспечивать, не будут нагрузкой для государства.

- Чего хотят сами беженцы?

- Во время наших с ними встреч, они говорят, что хотят быть продуктивной частью нашего общества, хотят работать наравне со всеми и  добросовестно платить налоги в Республике Казахстан.

- Из каких в основном стран прибывают беженцы в Казахстан?

- Позвольте сначала кратко рассказать о ситуации в  мире и затем перейти к  ситуации в вашей стране. В 2014 году наибольшее количество беженцев было из Сирии и в  мире было подано более 150 тысяч заявлений на  убежище от граждан Сирии. 

Вторая группа - это беженцы из Ирака, от них подано около 70 тысяч заявлений на  убежище. И третья большая группа - из Афганистана, их гражданами подано около 60 тысяч заявлений в  различных странах мира.

Среди стран, принявших на своей территории наибольшее  количество  беженцев, на  первом месте стоит Германия, она приняла около 173 тысяч беженцев,  в том числе около 25 процентов заявителей - граждане Сирии. 

На втором  месте - США, они приняли 121 тысячу беженцев, большинство из которых - выходцы из Центральной Америки.

На третьем месте - Турция, она приняла 87 тысяч беженцев. В дополнение  к этому, Турция  предоставила убежище почти миллиону сирийцам. Далее идет Швеция - 75 тысяч беженцев и Италия - более 63 тысяч беженцев. 

- Не могли бы вы привести статистику по украинским беженцам?

- Что касается граждан Украины, то ими были поданы 15700 заявлений в 44 индустриально развитых странах. 

В Казахстане в 2014 году  подали ходатайство об убежище  288 лиц, в том числе от граждан Афганистана поступило 141 заявление, от граждан Украины - 92, от граждан Сирии - 27 заявлений. 

Как видим, Казахстан не  входит в  число 44 стран, которые предоставляют  убежище большому  количеству лиц.

- Почему мы не входим  в  число этих 44 стран? 

- Тут ряд причин, но главная - географическое положение Казахстана. К примеру, с логистической точки зрения, беженцам из той же Сирии гораздо легче уехать в Швецию, чем, допустим, в Казахстан. Другая причина – насколько в той или иной стране развита система  убежища и защиты беженцев и так далее. 

- Как вы думаете, Эдуардо, способен ли Казахстан принимать большее количество беженцев?

- Безусловно, способен, Казахстан для этого располагает большим потенциалом. Во-первых, как я уже отметил, у вас большая территория, она сопоставима со всей Западной Европой. Во-вторых, достаточно развитая экономика. В-третьих, и это я хочу отметить особо - Казахстан многонациональное государство, он исторически принимал на  своей территории лиц различных национальностей, с различными культурами, с различными ценностями и это очень важно. 

- Вы сказали о необходимости повышения потенциала государственных служащих, работающих в сфере убежища. По каким вопросам необходимо их подтянуть в первую очередь, что для них является главной проблемой - недостаточное знание национального законодательства или международного права, или и то, и другое? 

- Основная проблема заключается в том, что сотрудники государственных органов должны имплементировать то законодательство, которое уже имеется. А в настоящем законодательстве существует масса пробелов, оно не  соответствует международным стандартам и в этом и заключается основная трудность. Поэтому  мы стараемся  чаще проводить обучающие семинары и  тренинги по теме. 

По усовершенствованию миграционного законодательства тесно работаем с МВД – это наш основной партнер, а также с МИД, органами национальной безопасности, с пограничной  службой, министерством здравоохранения, образования, с различными  НПО, в т.ч. с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности.

Торгын Нурсеитова



Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: