Обеспечить права ребенка

М. Уристембаева,
председатель специализированного
межрайонного суда
по делам несовершеннолетних Актюбинской области 

При рассмотрении дела об усыновлении ребенка иностранцами суд обязан удостовериться в реализации уполномоченным органом в области защиты прав детей РК права первоочередного усыновления этого ребенка родственниками, независимо от их гражданства и места жительства, либо гражданами РК.
Иностранное усыновление в соответствии с п. 1 ст. 2 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от  29 мая 1993 года имеет место, «когда ребенок, постоянно проживающий в одном государстве», переехал, переезжает или должен переехать в другое государство, либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновлениия «в принимающем государстве или в государстве происхождения».
Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в целом ряде международных документов. В частности, в Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией ООН от 3 декабря 1986 года и Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года (ст.ст. 20, 21) усыновление признается в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Этими документами также закрепляется отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. Говорится о необходимости того, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении; устанавливается запрет на то, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод, связанных с усыновлением лицами. Все эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены впоследствии положениями Гаагской конвенции.
При рассмотрении дела об усыновлении ребенка иностранцами суд обязан удостовериться в реализации уполномоченным органом в области защиты прав детей РК права первоочередного усыновления этого ребенка родственниками, независимо от их гражданства и места жительства, либо гражданами РК.
Такой реализацией является в первую очередь периодичность постановки усыновляемых детей на первичный, региональный и централизованный учет; соблюдение уполномоченным органом, в данном случае Министерством образования РК, сроков постановки на учет и периодичность.
Постановка детей на первичный, региональный, а затем уже на централизованный учет, то есть размещение данных детей, подлежащих усыновлению, на электронном портале само по себе является предложением государственного органа в первую очередь гражданам РК реализовать добровольное их право на усыновление данного ребенка, в том числе родственниками.
Иностранцами в настоящее время усыновляются дети, которые имеют патологии. Этих детей, к сожалению, не желают усыновлять (удочерять) граждане РК.
Усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом, в Кодексе «О браке (супружестве) и семье» подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок его прекращения. Это позволяет обеспечить права и интересы как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, законом не допускается. Специально уполномоченные иностранными государствами организации по усыновлению детей могут осуществлять свою деятельность на территории РК только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Все они не могут преследовать коммерческих интересов, то есть извлечения дохода.
Новеллой в семейном законодательстве РК является вопрос об аккредитационных агентствах, которые также могут получать в установленном порядке и объеме информацию об усыновляемом ребенке.
Как указывала ранее Генеральная прокуратура, в период с 1999 по 2006 год проявлялись различные элементы коррупционного характера. Однако изменения, внесенные в законодательство, в том числе создание аккредитационных агентств, в большинстве случаев изжили эти недостатки. Эти вопросы контролируются консульскими органами посольств стран, где проживают и приняты на учет иностранные кандидаты в усыновители, Комитетом по охране прав детей МОН РК.
В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 84 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» разрешение на передачу ребенка осуществляется на основании заключения комиссии, ее порядок деятельности и состав определяются Правительством РК. Основными функциями комиссии, в том числе, является заслушивание отчетов органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, о принятых мерах по устройству детей в семьи РК под опеку или попечительство либо на патронатное воспитание. Комиссия занимается подготовкой заключения о возможности выдачи разрешения о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на усыновление. Она определяет круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии, необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значения для правильного и своевременного рассмотрения  материалов.
Таким образом, именно уполномоченный орган в лице комиссии и иные государственные структуры проверяют наличие возможности усыновления таких детей гражданами РК либо родственниками независимо от их гражданства и места жительства. А суд только проверяет, проводилась ли такая работа. Необходимо заметить, что иностранным кандидатам в усыновители после сбора необходимых документов выдается направление с указанием региона и данных конкретного ребенка. Тем самым исключено право на выбор ими того или иного ребенка непосредственно в организациях, где находятся дети, подлежащие усыновлению.
После предоставления документов в уполномоченный орган в области защиты прав детей РК и при согласии усыновителя на усыновление ребенка усыновитель должен иметь с ребенком непосредственный контакт не менее четырех недель. Это также проверяется судом. В случае, если конкретный ребенок по каким-то параметрам не подходит семье усыновителей-иностранцев, оформив отказ, они уезжают к себе, а при желании вновь регистрируются и проходят процедуру усыновления заново.
В соответствии с п. 4 ст. 94 кодекса при наличии оформленного в установленном законодательством РК порядке письменного заявления об отказе от ребенка в медицинской организации матери, не состоящей в браке (супружества), суд не вправе истребовать другие документы, подтверждающие согласие родителей на усыновление.
На практике усыновляются так называемые отказники, когда родственники не установлены, а за время нахождения на учете никто из них не интересовался ребенком и не обращался с предложением об его усыновлении. В данном случае вызов родственников на судебное заседание невозможен. Законодательством, в том числе ГПК РК, механизм розыска родственников усыновляемого ребенка не установлен. На практике розыск родственников фактически может затянуться (на месяцы, годы), что на деле нарушает право ребенка на усыновление и передачу в семью для полноценного развития. Эту сторону проблемы необходимо внимательно изучить с учетом сложившейся ситуации в обществе, поскольку она касается вопросов тайны усыновления.
 

 

 

13 мая 2015, 12:42
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript