Современная форма рабства

 

Успешное противодействие торговле людьми в каждом отдельно взятом государстве непременно зависит от правового обеспечения решения этой проблемы на уровне внутригосударственного права. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод является одной из основ международного порядка.

Принцип свободы и неприкосновенности личности закреплен в международных нормативных актах - Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах и других законах.

Республика Казахстан провозгласила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В соответствии с Конституцией в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека. Каждый обязан уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Свобода человека является одной из главных ценностей нашего общества, а обеспечение неприкосновенности свободы личности - одной из главных функций государства.

Изучение международной практики показывает, что основная масса лиц, вовлеченных в торговлю людьми попадает на рынок сексуальных услуг.Не является исключением и наша республика, хотя случаи такой торговли относительно редки и пока не имеют больших масштабов. Так, по статистическим данным, судами г. Астаны в 2014 году рассмотрены два уголовных дела по ст. 128 ч. 2 п. «е» и ст. 133 ч. 2 п.п. «а,ж» УК, в 2013 году дела по названным видам преступлений не поступали.

 Из материалов уголовных дел установлено, что все преступления были совершены лицами, которые ранее к уголовной ответственности не привлекались, положительно характеризовались по месту жительства. Анализ судебных приговоров показывает, что жертвами преступлений были лица, оказывавшие платные интимные услуги и не знавшие о преступных намерениях подсудимых.

По всем рассмотренным делам торговля имела разовый характер, стоимость «живого товара» варьировалась от 40 000 до 100 000 тенге и происходила под оперативным наблюдением, т.к. «покупатели» имитировали преступную деятельность в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Например, приговором суда А. и Б. признаны виновными в продаже несовершеннолетней П. в целях ее эксплуатации, путем обмана и злоупотребления доверием.

Из пояснений потерпевшей установлено, что она действительно оказывала интимные услуги. С указанными лицами, занимавшимися частным извозом, встретилась случайно и предложила им помочь в поиске клиентов. В районе вокзала А. и Б. втайне от П., предложили ранее незнакомой К. купить девушку, оказывающей платные интимные услуги, за 80 000 тенге. После некоторых торгов, стороны согласились на сумму 40 000 тенге. Ничего не подозревающей жертве А. и Б. предложили временно «подработать» у другой женщины. К., осознавая, что совершается преступление, обратилась с письменным заявлением в правоохранительные органы и в этот же день передала А. и Б. указанную сумму денег. В последующем те были задержаны при осуществлении преступной сделки.

Судом указанные лица были признаны виновными по ст. 133 ч. 2 п.п. «а,ж» УК с назначением наказания в виде лишения свободы на длительный срок, с конфискацией личного принадлежащего им имущества.

В другом случае, гражданка Ю. была признана виновной в содержании притона для занятия проституцией и в продаже путем обмана К. и А. для сексуальной эксплуатации. Как установлено, К. и А. намеревались уехать домой, о чем сообщили Ю., которая, в свою очередь, не желая отпускать «живой товар» без получения материальной выгоды, предложила купить их гражданке У., определив стоимость каждой по 100 000 тенге.

Покупатель, как и в первом случае, сообщила об этом в правоохранительные органы. При осуществлении купли-продажи, гражданка Ю. была задержана и при досмотре у нее обнаружены денежные средства, переданные для проведения оперативного мероприятия.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законов РК и международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, связанных с торговлей людьми, Верховным Судом нашей страны было принято нормативное постановление №7 «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми» от 29 декабря 2012 года.

В п. 1 нормативного постановления указывается, что правильное применение законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми, обеспечивает надлежащую защиту прав и свобод человека. Нормативное разъяснение понятий вербовка, перевозка, способов их осуществления, квалифицирующих признаков и других вопросов - полностью применимы и к ныне действующим нормам уголовного закона от 03 июля 2014 года.

Можно смело заявить, что в нашей республике необходимая правовая база для успешного противодействия торговле людьми имеется. В целях нормализации работы в этой области, следует особое внимание уделить предупреждению и противодействию торговли людьми.

В связи с этим, следовало бы через соответствующие органы активизировать профилактическую работу с широким привлечением общественности, что непременно даст положительные результаты по выявлению лиц, содержащие притоны, а также лиц, занимающихся оказанием сексуальных услуг, являющиеся одним из благоприятных условий для совершения рассматриваемого вида преступления.

Для этого необходимо прокуратуре, правоохранительным органам активизировать разъяснительную работу с населением, вносить соответствующие акты реагирования по конкретным делам и материалам, судам выносить частные постановления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления.

 

Кенже АКТАЙЛАКОВ, судья суда г. Астаны

14 мая 2015, 14:16
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript