Налоги - это цена цивилизованности общества

Казахстан способен успешно пройти путь в тридцатку ведущих стран мира и новый национальный план дает четкие ориентиры для достижения этой цели.
По итогам форума Invest in Kazakhstan заключено 8 меморандумов на сумму свыше $1 млрд. По мнению участников, в стране разработана приемлемая система налогообложения, обеспечена политическая стабильность, а стратегические госпрограммы направлены на рыночное развитие экономики. Это основные причины, которые притягивают крупных инвесторов в Казахстан.
Одной из главных тем VIII Астанинского экономического форума стала новая программа главы Казахстана Нурсултана Назарбаева "100 конкретных шагов". Лейтмотив экспертов таков - Казахстан способен успешно пройти путь в тридцатку ведущих стран мира и новый национальный план дает четкие ориентиры для достижения этой цели.
Из света в тень
Одним из важных шагов Программы является упрощение процедуры легализации имущества и денежных средств. Для этого будут внесены изменения и дополнения в действующее законодательство.
Как известно, сейчас в РК проходит легализация имущества, которая поможет убить сразу двух зайцев: во-первых, привлечь серьезные финансовые ресурсы для развития экономики. Так, по предварительным оптимистичным расчетам, в Казахстане может быть узаконено имущества и капиталов примерно на $20 млрд. Из них финансов порядка $10-12 млрд.
Второе - снижение теневой составляющей экономики и, как следствие, уменьшение коррупции в госорганах. По оценке Всемирного банка в 2012 году доля теневая экономики в РК составила 19,2% ВВП или порядка $40 млрд.
Напомним, легализованные деньги и имущество не признаются доходами, поэтому они не облагаются налогом. Разовый сбор в 10 % оплачивается лишь при легализации имущества за рубежом и если гражданин намерен пользоваться своими легализованными деньгами сразу по своему усмотрению. А, к примеру, в Германии во время налоговой амнистии в 2004-2005 годов налог на легализацию капиталов составлял 25 %.
Но есть масса законных механизмов избежать уплаты этого сбора - скажем, держать их на счетах в отечественных банках второго уровня в течение пяти лет. Или инвестировать их в экономику, купив ценные бумаги у государства, облигации БВУ, акций в рамках «Народное IPO» и др. Еще более выгодно приобрести объекты в рамках второй волны приватизации.
При этом, конфиденциальность информации о легализованных средствах гарантирована действующим законодательством Казахстана.
По состоянию на 6 мая 2014 года, в комиссии при местных исполнительных органах поступило 30 635 заявлений на легализацию имущества на общую сумму 285,0 млрд.тенге. Легализовано 21 878 объектов на сумму 141,8 млрд. тенге. Инвестировано в экономику РК 34,2 млрд. тенге. Однако до конца кампании еще много времени. И новые либеральные изменения законодательства подстегнут этот процесс.
Кнут и пряник
Между тем, грядет внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов с 1 января 2017 года для государственных служащих, с последующим поэтапным переходом для всех граждан (шаг 42). Легализация и всеобщее налоговое декларирование - это финансовые пряник и кнут, призванные максимально сузить теневую экономику страны. Начиная с 2017 года, то есть с момента запуска всеобщего декларирования доходов, в Казахстане налоговики начнут проверять соответствие записанного в декларации с реально имеющимся имуществом. И в случае несоответствия нарушителям грозят серьезные неприятности. Но не зря говорится в известном афоризме "Дорога цивилизации вымощена квитанциями об уплате налогов".
Всеобщее декларирование потребует от фискальных органов огромной и системной подготовительной работы. В 43-ем шаге говорится о создании в РК сети центров для приема и обработки налоговых деклараций. При этом Центры получат доступ к единому архиву электронных документов налогоплательщиков.
Чтобы не мести всех под одну гребенку, будет внедрена система управления рисками - декларантов станут ранжировать по категориям риска для принятия решения о налоговом контроле. К примеру, после первой сдачи декларации, физические лица в течение трех лет свободны от проверок.
Следующий шаг - совершенствование механизмов взимания косвенных налогов. Будет рассмотрен давно обсуждаемый вопрос введения налога с продаж, как принято в большинстве западных стран, вместо налога на добавленную стоимость (НДС). По предварительным данным, в случае потребительских товаров налог с продаж будут платить только розничные продавцы. Это означает, что для всех остальных участников цепочки существенно снижается налоговая нагрузка - минус НДС.
Как отмечает в своей статье на портале forbes.kz директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов, "В целом, с точки зрения администрирования налог с продаж проще, чем НДС. Правда, тут все зависит от параметров – если сохранится механизм зачета, разница будет небольшой".
Кроме того, предусматривается оптимизация действующих налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.
В целом, идеология будущих изменой в налоговом законодательстве очевидна: правительство идет по пути снижения налоговых ставок, значительному упрощению и либерализации налогового законодательства. Рассчитывая таким образом стимулировать экономическую активность, а значит увеличить налогооблагаемую базу, в том числе, и за счет выхода бизнеса из тени. В тоже время предусмотрен и экономический "кнут".
Еще раз подчеркнем, что низкие ставки налогов и либеральное законодательство , кроме всего прочего, являются мощным стимулом для притока в страну прямых иностранных инвестиций. А в условиях полной открытости таможенных границ в рамках ЕАЭС, Казахстан, с его самой мягкой налоговой системой, будет стимулировать бизнесменов из стран Евразийского союза становится резидентами РК и открывать здесь свои производства.
И как гласит шутливый афоризм, "Хороший гражданин требует, чтобы было больше хороших дорог, хороших школ, хороших больниц и меньше налогов".
Марк Айсберг
фото: gazeta.kz
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ