Что вызвало повышение цен на бензин в Казахстане

Zakon.kz Zakon.kz
Видимо все эти причины вкупе сподвигли правительство на очередное изменение стоимости ходового ГСМ. Теперь уже в сторону повышения.
Министерство энергетики Казахстана не смогло удержать стоимость самого популярного бензина на отметке ниже 100 тенге за литр даже полгода. Во вторник 26 мая стоимость АИ-92/93 подорожал на 9 тенге. Директор департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Куандык Кулмурзин, выступая на пресс-конференции по вопросам ситуации на рынке ГСМ в Астане, уточнил, что, несмотря на увеличение предельной стоимости, государство не заставляет автозаправочные станции поднимать цены. Об этом сообщает LS

«Они имеют право снижать эту цену, чтобы получить денежную массу и погасить свои затраты. Но повышать не имеют. На 80 и дизтопливо цены сохранились. Запрет на ввоз из России дизтоплива действует до 20 июня. Было бы нелогично, если бы цены на дизтопливо изменились. Бензин завозится из России свободно, ограничений нет», –пояснил он. Кроме того, К.Кулмурзин не исключает вариант повторного снижения стоимости ГСМ. 

«По формуле, исходя из цен на нефть, выходит, что бензин должен стоить 108 тенге. Мы сейчас видим, что нефть стоит $65-66. Если тенденция будет снижаться, стоимость нефти будет падать ниже $65, то формула может привести к снижению цен на бензин. На нефтебазах АИ 92 находится 238 тыс. тонн бензина. Комфортный остаток для нас бензина АИ 92 – 170 тыс. тонн, комфортный объем поставок из России – 70 тыс. тонн. На сегодня поставки из России – 40 тыс. тонн», – добавил он. 

Напомним, что с осени 2014 года, когда мировые цены на нефть подешевели, Казахстан несколько раз снизил предельную стоимость ГСМ. До вчерашнего дня цена за литр АИ-92/93 и дизельного топлива составляла 99 тенге, а АИ-80 – 89 тенге. Однако весной стоимость сырья в мире снова начала подниматься, и многие участники рынка заговорили о возможном подорожании топлива. Возможное повышение прокомментировал еще в ходе Астанинского экономического форума. министр энергетики РК Владимир Школьник. 

«Министерство на протяжении осени-зимы снижало цены вместе с мировой ценой на нефть. Чтобы избежать того дефицита ГСМ, с которым мы столкнулись прошлой осенью, будут приниматься меры в зависимости от колебаний мировых цен на нефть. Во внимание примут и изменения на рынках стран, у которых мы импортируем ГСМ», – прокомментировал тогда глава ведомства. При этом он добавил, что республика производит недостаточно топлива для рынка и вынужден частично его импортировать. Между тем экономист главный научный сотрудник института экономики министерства образования и науки РК Олег Егоров, называет предыдущие снижения цен на бензин вынужденными мерами для правительства страны. «Сейчас ситуация поменялась. Уже даются прогнозы относительно валового внутреннего продукта и экономики в Казахстане. И, думаю, нужно какое-то подспорье на второе полугодие. И этим подспорьем притока средств в бюджет станет повышение цены на АИ-92», – считает он. 

Кроме того, экономист напоминает, что колебание стоимости черного золота на внешнем рынке влияет на поступления средств в государственный бюджет. «Но отмечу, что в новых условиях может предполагаться снижение цены на элитный бензин АИ-95 (тоже примерно на десять тенге). И это также влияет на рост цены АИ-92. То есть, эта мера является компенсационной», – подытоживает он. При этом, стоит напомнить, что крупнейшие сети автозаправочных станции (АЗС) около двух недель назад, также снизили стоимость АИ-95 в среднем на пять тенге. О. Егоров считает, что изменения цены на ГСМ не повлияет на объемы потребления. По крайнее мере до конца года. «На наших заводах увеличения производительности не будет. Более того, может быть, даже будет снижение, поскольку добыча нефти у нас понемногу снижается по ряду причин. Вследствие этого поступление сырья на заводы тоже снизится. Но у нас есть договор с Россией о поставке в год 1,1 млн тонн автобензина и 400 с небольшим тысяч тонн дизельного топлива, и это покроет наши потребности. Мы вырабатываем около 2,8 млн тонн автобензина, значит, российские поставки составляют около 40% нашего рынка. 

По дизельному топливу – значительно меньше – 18-20%», — отмечает он. Кстати, касательно отечественных заводов, ранее в министерстве энергетики заявляли, что дешевый российский бензин может остановить работу отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Видимо все эти причины вкупе сподвигли правительство на очередное изменение стоимости ходового ГСМ. Теперь уже в сторону повышения. 

Асель Маратова
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления