Лента новостей
0

Казахстанцам необходим системообразующий закон в информационной сфере

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 16.06.2015 19:34 Zakon.kz
В Нацплане "100 конкретных шагов" есть прямое указание разработать Закон о доступе к информации.
Конституция Казахстана в 20 статье в числе высших ценностей государства провозглашает право человека свободно получать информацию. Но для реального пользования этой свободой необходим системообразующий закон в информационной сфере.

Инициативы по созданию в Казахстане специального закона, регулирующего доступ к публичной информации появились давно. Но теперь в Нацплане "100 конкретных шагов" есть прямое указание разработать Закон о доступе к информации.

Тайное станет явным

По замыслу, законопроект позволит сделать доступной любую информацию, находящуюся в распоряжении госорганов, за исключением отнесенной к государственной тайне и иной информации, охраняемой законодательством.

По данным гендиректора ТОО «Компания «ЮрИнфо» Игоря Лоскутова, первоначальная концепция Закона в прежние годы предусматривала не только обеспечение доступа к информации, но и механизмы ее защиты. Однако представители гражданского общества сочли более важным разработку специального закона, регулирующего доступ к публичной информации. Проект закона «О доступе к публичной информации» был одобрен на общественных слушаниях в 2011 году. В 2013 году рабочая группа при поддержке ПРООН дорабатывала текст законопроекта на основе рекомендаций экспертов БДИПЧ/ОБСЕ.

Важно отметить, что нынешний проект Закона «О доступе к информации» разрабатывается в контексте антикоррупционных реформ вместе с законопроектами «О противодействии коррупции» и «Об общественном контроле».

Основные недостатки действующих правовых норм о доступе к информации, по мнению И.Лоскутова следующие: 1) отсутствие понятийного аппарата в области информации, защиты информации, обеспечения информационной безопасности; 2) отсутствие четкого разграничения полномочий между госорганами в этой области; 3) отсутствие законодательно закрепленного правового режима информации; 4) отсутствие меры ответственности.

Главной проблемой является определение правового статуса служебной информации ограниченного распространения. Это создает лазейки для принятия удобных с точки зрения чиновников правоприменительных решений.

Запретный плод горек

Как отметил в интервью "Казахстанской правде" заместитель генпрокурора РК Жакип Асанов, в этой сфере нужен системообразующий законодательный акт. Им может стать Закон «О доступе к публичной информации». Как известно, группой мажилисменов во главе с Мауленом Ашимбаевым разрабатывается проект такого закона.

По мнению Ж. Асанова, нужно предельно конкретно оговорить все случаи, когда доступ к информации будет ограничен. Они указаны в статье 39 Конституции - «в целях защиты конституционного строя» и «охраны общественного порядка, прав и свобод, здоровья и нравственности населения». При этом говорится, что ограничения допустимы «лишь в той мере, в какой это необходимо». "Из этого следует, что в будущем законе должны быть перечислены все случаи, когда доступ к информации запрещен, и каждый такой запрет должен иметь веское основание", говорит эксперт.

Он считает необходимым четко прописать доступ к сведениям о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, то есть о фактах и обстоятельствах, сокрытие которых угрожает жизни и здоровью людей. И обязательно должно быть предусмотрено наказание за их сокрытие.

Самый яркий пример вреда сокрытия публичной информации - авария 1986 года на Чернобыльской АЭС, когда союзное правительство вначале скрыло этот факт, и в выходные дни тысячи людей поехали отдыхать в красивейшие, но зараженные радиацией места на Припяти. Как утверждают врачи-радиологи, многие из них получили огромные дозы облучения, которые уже в ближайшие годы привели к тяжелым заболеваниями и даже смерти. Самое страшное, что им можно было помочь и потом, как помогли медики облученным жителям Нагасаки и Хиросимы. Но утаивание информации об истинных масштабах трагедии привело к тому, что безвозвратно было упущено время.

По информации организации ветеранов Чернобыля, за 20 лет после трагедии, от болезней, вызванных радиацией, безвременно умерли до 50% ликвидаторов...

Кстати, по данным Ж.Асанова, в Проекте прописаны обязанности обладателя публичной информации. И это должны быть не только госорганы и органы местного самоуправления, но и субъекты бизнеса, использующие бюджетные деньги. В данный перечень попадут доминанты и монополисты; субъекты, использующие природные ресурсы и владеющие экологической информацией; квазигосударственный сектор - госпредприятия, нацкомпании и другие организации, где есть доля государства.

При этом они будут обязаны обнародовать публичную информацию через СМИ для всего населения. Но представлять по запросу информацию он может сведения только конкретному лицу.

В проекте должен содержаться минимальный набор сведений, обязательный для размещения на веб-сайтах, и требования об уведомлении о проведении заседаний коллегиальных органов с извещением о дате, времени и месте проведения публичных мероприятий.

Как метко сказал Бенджамин Дизраэли, "В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает большей информацией". И общество имеет право получать всю необходимую ему информацию.

Марк Айсберг
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: