Правовое регулирование выбросов в атмосферу
от стационарных источников в Республике Беларусь:
теоретико-правовой и прикладной аспекты

 

 

Макарова Тамара Ивановна,

доктор юридических наук,

профессор Белорусского государственного университета

 

XIII  международная Атырауская правовая конференция  «Недропользование - основа экономики Республики Казахстан» (17 апреля 2015 г., г. Атырау)

 

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в качестве компонента природной среды и самостоятельного объекта экологических отношений называет атмосферный воздух [1, ст. ст. 1, 5]. Естественно-природные признаки, необходимые для того, чтобы в правовом регулировании разграничивать этот элемент атмосферного пространства, от иных, например, озонового слоя, либо климата, одним из факторов которого является сама атмосфера, а, кроме того, околоземного космического пространства, соприкасающегося с атмосферой, определены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха. В соответствии с данным законом атмосферный воздух - это компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений [2, ст.1] (здесь и далее курсив автора ‑ Т.М.).

В теории экологического права существует особый взгляд на атмосферный воздух как объект экологических отношений, а именно, признается, что в отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве только как объект правовой охраны, а не объект использования [3, С. 342-344]. На атмосферный воздух не распространяются нормы о праве собственности на компоненты природной среды в силу отсутствия у него как объекта отношений определяющего признака права собственности - овеществленности [4, с. 83]. Следует признать, что попытки закрепления права собственности на воздушное пространство, наряду с иными, овеществленными объектами экологических отношений предпринимались на этапе становления суверенной белорусской государственности. Так, в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается, что «земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению» [5, ст. 5]. Эта норма была продублирована в утратившем силу в 2001 г. Законе от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» с той лишь разницей, что перечисленные в ст. 5 Декларации о государственном суверенитете объекты были объявлены собственностью Республики Беларусь [6, ст. 41]. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. исправил некорректную норму, признав воздушное пространство Республики Беларусь частью воздушной сферы, расположенной в пределах территории нашего государства, и установив на него «полный и исключительный суверенитет Республики Беларусь» [7, ст. ст. 1-2]. Сказанное подтверждает мысль о том, что с позиций экологического права объектом экологических отношений, а именно их природоохранной составляющей выступает атмосферный воздух [8, с. 235-236].

В юридической литературе подчеркивается, что приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов экологических отношений. Таким особым свойством атмосферного воздуха признается «наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания» [3, с. 342-344].

Итак, законодательство об охране атмосферного воздуха, как это следует из преамбулы Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», определяет правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ и направлено на сохранение, восстановление качества атмосферного воздуха, обеспечение экологической безопасности [2].

Правовая охрана в данной области общественных основывается на классификации объектов вредного воздействия на атмосферный воздух, позволяющей также осуществлять государственное регулирование, в том числе комплекс природоохранных мероприятий, таких как нормирование, учет, контроль и др. Объекты воздействия на атмосферный воздух разделяются по категориям на основании следующих критериев: количество источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух; количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; размер зоны вредного воздействия; вероятность наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха [2, ст. 12]. Согласно этой классификации источники выбросов подразделяются на стационарные, мобильные и нестационарные.

В предмете нашего исследования особое место отведено стационарным источникам загрязнения атмосферного воздуха. Таковыми по законодательству признаются источники выбросов, «перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно» Они подразделяются на организованные и неорганизованные стационарные источники выбросов. К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ. К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, к которым причислены линейные (загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов), площадные (загрязняющие вещества поступают от сооружений по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов захоронения отходов, объектов хранения отходов, объектов тяготения мобильных источников выбросов) [2, ст. 13].

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, равно как нормирование качества окружающей среды и вредного воздействия на нее в целом рассматривается теорией экологического права в качестве одного из ключевых элементов механизма охраны окружающей среды. В силу того, что окружающая среда как интегрированный объект ‑ природно-социальная ‑ система включает в себя не только имеющие естественное происхождение компоненты природной среды и природные объекты, но также природно-антропогенные и антропогенные объекты, таким происхождением не обладающие [9, с. 23], ее охрана основывается на установлении нормативов качества и допустимого вредного воздействия, которые выступают критерием эффективности природоохранных мероприятий [10, с. 74-86].

В сфере охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ. К ним относятся: предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду); предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (в миллиграммах в нормальном метре кубическом при температуре 273 К, давлении 101,3 кПа). Эти нормативы разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, или уполномоченными ими юридическими лицами в случае проектирования стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух (в составе проектной документации) либо для действующих стационарных источников выбросов (в проекте нормативов допустимых выбросов). Утверждаются данные нормативы Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, или в комплексных природоохранных разрешениях [2, ст. 19].

Следует отметить, что комплексное природоохранное разрешение является принципиально новым основанием возникновения экологических отношений. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров от 25 июля 2009 г. №980 [11].

Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства;

Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г., №1677 [12]. Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г., №528 введен перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, к таковым отнесены, например, объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, птицы; объекты по добыче полезных ископаемых; объекты по производству пищевых продуктов; объекты по производству целлюлозы, бумаги, картона; объекты химического производства и др. [13].

Правовое регулирование выбросов в атмосферу от стационарных источников основывается также на требованиях в области охраны атмосферного воздуха, устанавливаемых для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В научной литературе эколого-правового содержания подчеркивается, что требования в области охраны окружающей среды адресуются, в первую очередь к антропогенным объектам, входящим в состав окружающей среды и являющимся таким ее элементом, который воздействует на окружающую среду и изменяет ее состояние [14, с. 44-45]. В исследовании правового обеспечения охраны атмосферного воздуха при выбросах из стационарных источников не менее важной представляется иная сторона установления экологических требований. Она на наш взгляд, заключается в том, что посредством последних устанавливается связь между законодательством об охране окружающей среды и законодательством, на основе которого осуществляется ведение хозяйственной деятельности.

Такого рода требования определены главой 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по всем основным направлениям экономической деятельности, таким как архитектурная, градостроительная и иная строительная деятельность; эксплуатация объектов энергетики; сельскохозяйственная деятельность; добыча, переработка, транспортировка нефти и газа; производство опасных химических веществ и обращение с ними; обращение с отходами и др. [1, ст. ст. 32-54]. Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» требования, предъявляемые к владельцам стационарных источников выбросов в атмосферу, детализируются. Так, ст. 26 названного Закона устанавливает требования в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов, например, организованные стационарные источники выбросов оборудуются местами для отбора проб и проведения испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оснащаются автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Такие выбросы допускаются только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения. Особого рода требования установлены в отношении газоочистных установок [2, ст. 27].

В соответствии с п. 4 ст. 26 Закона «Об охране атмосферного воздуха» при несоблюдении установленных требований эксплуатация стационарных, источников выбросов может быть полностью или частично приостановлена в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Статья 100 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает требование о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду по решению государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды.

Вред окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух считается причиненным при установлении одного из следующих фактов:

выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

неиспользование газоочистной установки при работе подключенного к ней технологического оборудования или использование газоочистной установки, не обеспечивающей очистку газа от загрязняющего вещества;

выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения;

концентрация в атмосферном воздухе загрязняющего вещества с превышением норматива предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе или норматива ориентировочно безопасного уровня воздействия данного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения [3, с. 353-354].

Вред, причиненный деятельностью, которая нарушает законодательство об охране атмосферного воздуха, подлежит возмещению по правилам гражданского законодательства, предусмотренным для обязательств, возникающих вследствие причинения вреда [15, глава 58] c учетом эколого-правовой специфики, установленной ст. ст. 101-1 - 102-1 Закона «Об охране окружающей среды». Одной из таких особенностей является способ исчисления вреда, причиненного загрязнением атмосферного воздуха. Размер возмещения вреда в данном случае определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г., № 348 [16].

Законодательством Республики Беларусь установлена также административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, административная ответственность наступает за загрязнение атмосферного воздуха по ст. 15.48 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ‑ КоАП); невыполнение требований по оснащению газоочистными установками и системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 15.49 КоАП). [17]. Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 274 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) за загрязнение атмосферного воздуха, включая загрязнение атмосферного воздуха посредством поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов с превышением установленных нормативов допустимых выбросов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (загрязнение атмосферного воздуха), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение; загрязнение атмосферного воздуха, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ч. 2 ст. 274 УК); загрязнение атмосферного воздуха, повлекшее по неосторожности смерть человека либо заболевания людей (ч. 3 ст. 274 УК) [18].

 

Литература:

 

1. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

2. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

3. Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.].- Минск: Изд. центр БГУ, 2013. - 501 с.

4. Жук, А.В. Воздушное пространство / А.В. Жук // Белорус. юрид. энцикл.: в 4 т. — Минск, 2007. — Т. 1. — С.83.

5. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верхов. Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г., № 193-XII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. ‑ 1991. ‑ № 31. ‑ Ст. 536.

6. О собственности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 дек. 1990 г.,

№ 457-XII: с изм. и доп. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

7. Воздушный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117 (с изм. и доп.) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

8. Макарова, Т.И. Воздушное пространство / Т.И.Макарова // Белорус. юрид. энцикл.: в 4 т. — Минск, 2007. — Т. 1. — С. 235 — 236.

9. Макарова, Т.И. Теоретические проблемы правового положения физических лиц в экологических отношениях: автореф.... дис. д-ра юрид. наук: 12.00.06 / Т.И. Макарова; Нац. Центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - 47 с.

10. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в ред. закона от 17 июля 2002 года / Е.В.Лаевская, В.Е.Лизгаро, Т.И.Макарова; науч. ред. Е.В.Лаевская, Т.И.Макарова. — Минск: Тонпик, 2005. — 272 с.

11. Об утверждении национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 года: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 июля 2009 г., № 980 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 184. - 5/30225.

12. Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2011 г. № 1677 (с изм. и доп.) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

13. О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 нояб. 2011 г., № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 130. 1/13083.

14. Макарова, Т.И. Требования в области охраны окружающей среды / Т.И.Макарова // Белорус.юрид. энцикл.: в 4 т. ‑ Минск, 2013. ‑ Т. 4. ‑ С. 44-45.

15. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218: с изм. и доп. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

16. О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июня 2008 г., № 348 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

17. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

18. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г.,

№ 275-З (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

17 июня 2015, 13:46
Источник, интернет-ресурс: Казахстанская Ассоциация юристов нефтегазовой отрасли (KPLA)

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript