Проблемы взыскания алиментов с индивидуального предпринимателя

 

Мамырканов Есимбол Аскабылович

Алматинская областная коллегия адвокатов, адвокат

 

В Конституции Республики Казахстан установлено, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Данная позиция в полной мере соответствует ратифицированной Казахстаном Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, которая также возлагает основную ответственность за воспитание и развитие ребенка на родителей, предметом главной заботы которых должно быть наилучшее обеспечение его интересов.

Законодательство Республики Казахстан исходит в первую очередь из принципа добровольности исполнения обязанности родителей, в том числе материального содержания детей. Однако, предусмотрен и принудительный порядок взыскания алиментов. В этой связи, для определения конкретных источников доходов из которых следует удерживать алименты, приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 372 был утвержден перечень видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей (далее - Перечень). В части 1 данного Перечня указано, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и иного дохода, в том числе: пункт 11, с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Однако, действующая редакция пункта 11 Перечня, существенно нарушает права предпринимателей и в нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом возлагает неравные обязанности на предпринимателей, тем самым дискриминируя одних относительно других.

Данная дискриминация возникла по причине того, что правоприменительная практика по данному вопросу пошла по пути определения размера доходов предпринимателя исключительно из сведении указанных в налоговой декларации.

Так согласно статье 428 Налогового кодекса РК, субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе патента;

3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Существенной разницей для предмета данной статьи является тот факт, что предприниматель представляющий налоговую отчетность в общеустановленном порядке, указывает в отчете в качестве дохода, только чистую прибыль, за вычетом расходов. А предприниматель применяющий специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, указывает в качестве дохода общий валовый доход.

Поэтому, два совершенно одинаковых предпринимателя, имеют совершенно разные алиментные обязанности, исходя лишь из того порядка налогообложения который выбрал предприниматель.

Конституция РК в части 2 статьи 14 закрепила, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Пункт 11 Перечня, устанавливая в качестве одного из видов дохода для удержания алиментов, доход от занятия предпринимательской деятельностью, создал ситуацию, в которой происходит дискриминация предпринимателей в зависимости от выбранного налогового режима.

Понятие дохода, использованное в Перечне, для определения имущественных выгод предпринимателя, вступает в прямое противоречие с Гражданским кодексом РК.

Так, согласно статье 10 Гражданского кодекса, предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство).

Авторы гражданского кодекса, понимая разнородность и многообразие понятия дохода, использовали в качестве цели предпринимательской деятельности, именно получение чистого дохода, так как только реальные имущественные выгоды индивидуального предпринимателя, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, определяют материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него обязанностей, включая содержание самого себя и членов своей семьи.

Данная позиция, всецело соответствует логике законодателя, отраженная в статье 94 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», которая устанавливает, что размер удержаний исчисляется с суммы заработной платы (дохода) должника, причитающейся ему к получению. Смысл и значение указанной статьи заключается в том, что лицо не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своей заработной платы, подлежащей в виде определенной денежной суммы взносу в казну, это означает, что алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться, то есть с суммы причитающейся к получению.

Следовательно, суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментно-обязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации этим лицом конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью.

Необходимо заметить, что действующая редакция пункта 11 Перечня, помимо того что нарушает конституционные принципы и противоречит Гражданскому кодексу, но и вносит существенные сложности в правоприменительную практику.

В частности, сложившееся практика по взысканию алиментов с предпринимателей основанная на сведениях указанных в налоговой декларации, не отвечает отраслевой природе семейного права, обусловленной спецификой семейного законодательства.

Выбирая тот или иной налоговый режим, индивидуальные предприниматели принимают во внимание экономические, не связанные с их семейно-правовым статусом, обстоятельства, прежде всего - состояние и перспективы развития бизнеса. Установление в законе прямой зависимости исчисления алиментов от избранного индивидуальным предпринимателем режима налогообложения выходит за рамки регулирования собственно налоговых отношений и означает вторжение в частноправовые отношения и, как следствие, противоречит публично-правовому существу налогового законодательства.

Согласно Закону РК «О браке (супружестве) и семье», брачно-семейные отношения регулируются настоящим законом, а к не урегулированным брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, отношениям применяется гражданское законодательство Республики Казахстан, поскольку это не противоречит существу брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений.

В случаях, когда отношения, предусмотренные статьей 3 настоящего Кодекса, прямо не урегулированы законодательством Республики Казахстан или соглашением сторон и отсутствуют применяемые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы брачно-семейного и (или) гражданского законодательства Республики Казахстан, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности субъектов брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений определяются исходя из общих начал и смысла брачно-семейного или гражданского законодательства Республики Казахстан и требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права), также с соблюдением принципов действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Из этого следует, что отношения, связанные с уплатой алиментов, налоговое законодательство не регулирует и соответственно применение норм налогового права к семейно-бытовым отношении - недопустимо.

Учитывая доводы описанные выше, считаю, что пункт 11 Перечня видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 372, нуждается в изменении и закреплении его в следующей редакции: «с чистых доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

 

27 июня 2015, 10:21
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript