Профессиональный госаппарат и совершенная судебная система - два кита экономики страны

Zakon.kz Zakon.kz
Интервью с экспертом.
В соответствии с Планом Нации «100 конкретных шагов» в рамках 15 шагов по формированию профессионального, автономного государственного аппарата предусматривается концептуальные изменения в системе государственной службы, одобренные главой государства. О том, какие перемены ждут госслужащих Казахстана наша беседа с руководителем Департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по СКО Ш.Қ.Қабдулой.

- Шыңғыс Кайыпұлы,что в целом реформа по профессионализации государственного аппарата даст для общества?
В своем Послании от 17 января 2014 года глава государства представил план вхождения Казахстана в число 30 развитых государств мира с высоким уровнем качества жизни человека. Для этого Президент страны предлагает провести 5 институциональных реформ: в сфере государственной службы, судебной и правоохранительной системе, в экономике, в укреплении казахстанской идентичности, создать подотчетное населению государство.
В мировой истории немало случаев, когда модернизационные реформы такого уровня оказались половинчатыми либо терпели неудачу из-за низкого профессионализма государственного аппарата. Именно поэтому реформа госслужбы является первым блоком в Плане Нации «100 конкретных шагов».
Профессиональные государственные служащие с правильными этически-нравственными ценностями призваны повысить на новый качественный уровень систему предоставления государственных услуг и создать наиболее благоприятные условий для ведения бизнеса и поддержки инициативных проектов начинающих предпринимателей. 
Ведь по большому счету профессиональный государственный аппарат и совершенная судебная система - это два кита, на которых держится социальный и экономический рост страны и благополучие народа.

- Начнем с перехода на карьерную модель государственной службы, что это означает?
В рамках этой модели, впервые поступающие на государственную службу, начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей.
Для этого они пройдут следующие этапы отбора: тестированиена знание законодательства и наличие компетенций (навыки, знания и умения); комиссионное интервью для оценки его приверженности ценностям государственной службы, проводимые в Агентстве; а также собеседование в государственном органе по профильным знаниям.
Приверженность ценностям включает в себя: ориентированность на качество и результат работы, этичность и нетерпимость к коррупции. 

- Какие испытания ждут тех, кто впервые поступил на государственную службу?
Обязательное требование, для впервые поступивших на государственную службу, установление испытательного срока по формуле 3+3 (рубежный контроль соответствия через три месяца и через шесть месяцев соответственно).
Для впервые поступивших будет составляться индивидуальный адаптационный план на 3 месяца, включающий требования по овладению определенными навыками и испытательные задания.
В целях оказания помощи в выполнении индивидуального плана планируется закрепление наставника из числа опытных работников.
Результаты выполнения индивидуального адаптационного плана будут оцениваться руководством вновь поступившего государственного служащего.
В случае его невыполнения, руководитель госоргана вправе продлить испытание еще на три месяца с предоставлением возможности повторного выполнения мероприятий адаптационного плана либо уволить по согласованию с Агентством.
Отрицательные результаты по итогам второго трехмесячного периода ведут неизбежно к увольнению государственного служащего.

- А как будут подбираться кандидаты на вышестоящие должности в государственном органе?
Карьерное продвижение госслужащих будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. В конкурсах смогут участвовать государственные служащие с опытом работы на нижестоящих должностях. При этом первоначально кандидаты будут отбираться среди работников государственного органа, где заполняется вакансия. 
В случае отсутствия подходящих претендентов, отбор пройдёт среди служащих всех государственных органов. 

- Какие чиновники будут назначаться по ротации, без конкурса и будут ли они обеспечиваться жильем?
Для отдельных действующих государственных служащих (например, руководителей территориальных подразделений центральных госорганов) в рамках профессионального развития станет применяться ротация (внеконкурсное перемещение) как по горизонтали, так и по вертикали. 
Ротируемые будут обеспечиваться жильем из специально созданного фонда, ресурсы которого также предполагается использовать для выпускников программы «Болашак», обязанных по решению Национальной комиссии из 5 лет отработать в регионе 3 года. 
Какие еще меры будут предприняты для формирования профессионального госаппарата?
В целях обеспечения сбалансированности, открытости и конкурентоспособности карьерной модели будут привлечены граждане из частного, квазигосударственного и гражданского секторов на основе открытого конкурса.Их доля не превысит 15% от общего числа всех государственных служащих. 
Ежегодно в среднем с государственной службы увольняется по различным причинам порядка 12-16%. Поэтому предлагается заполнять эти вакансии за счет экспертов частного сектора. При этом, они пройдут ориентационный обучающий курс в Академии государственного правления при Президенте. 
Наряду с вышеуказанными механизмами набора предлагается привлечение зарубежных менеджеров.Они будут наниматься на контрактной основе по решению Национальной комиссии по кадровой политике и проходить специальную проверку.
На законодательном уровне будет закреплено обязательное повышение квалификации госслужащих не реже 1 раза в три года, при этом содержание программ переподготовки и повышения квалификации станет ориентировано на практику. Действующие в регионах центры обучения преобразуются в филиалы Академии государственного управления при Президенте.
Для обеспечения профессионализации кадровых служб в Академии откроется новая специализация «Управление персоналом государственной службы».
В новой модели предлагается упразднить институт кадрового резерва корпуса «Б» и текущий механизм перевода, кроме секретариата политической службы – помощников, советников, пресс-секретарей.

- Шыңғыс Кайыпұлы, госслужащие часто задают вопросы по новой системе оплаты труда? 
С 1 января 2016 года госслужба Казахстана перейдет на факторно-балльную шкалу оплаты труда.
Такой метод внедрен в большинстве передовых стран: в США, Великобритании, Японии; в международных организациях, например, Всемирном банке и предусматривает оценку деятельности госслужащихна основе следующих  факторов: управление сотрудниками; ответственность; самостоятельность в работе; опыт работы; уровень специальных знаний; уровень контактов; сложность работы; последствия принимаемых решений.
Эти факторы позволяют учитывать объем необходимых компетенций, сложность выполняемой работы, степень ответственности, то есть увязывают уровень вознаграждения и ценность (вес) должности.
В результате, должности, находящиеся в одной категории, могут оплачиваться по-разному.

- Глава государства объявил о повышении заработной платы на 30 % в следующем году. Скажите, будет ли в связи с введением новой системы оплаты труда ранее объявленное повышение зарплаты госслужащим?
В Послании главы государства народу Казахстан от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» предусмотрено повышение уровня оплаты труда административных служащих корпуса «Б», в целом, на 30% в следующем году.
Во исполнение озвученного Главой государства поручения, средства, предусмотренные на 30 % повышение, распределятся по новым уровням окладов государственных служащих.
Таким образом, как было сказано внедряемая факторно-балльная шкала позволит выстроить справедливую систему оплаты труда дифференцированно в зависимости от степени сложности и уровня ответственности, возлагаемого на должность.

- Регулярная оценка результативности будет распространяться на все категории госслужащих? Как это будет происходить?
Оценке подвергнутся все государственные служащие: политические, служащие корпусов «А» и «Б».
Качество работы служащих корпуса «Б» станет оцениваться на основе их годовых индивидуальных планов. Оценка эффективности этих служащих будет осуществляться с применением метода обязательного ранжирования, т.е. составления списка сотрудников, разделенных на группы в зависимости от результатов оценки.
К примеру, по итогам ежегодной оценки предлагается распределять работников по четырем условным группам: с превосходными результатами (до 10% от фактической штатной численности госоргана), высокими (35%-45%), удовлетворительными (40%-50%) и не удовлетворительными (до 5%).
Бонусы подлежат выплате только для первых двух групп работников. При этом размер выплат для первой группы государственных служащих станет больше, чем для второй.
Внедрение шкалы не означает, что произойдет уменьшение заработной платы для отдельных должностей. Государственные служащие не будут получать ниже нынешней заработной платы. Это однозначно. Вопрос стоит о повышении заработных плат для должностей, где ответственность выше и круг обязанностей шире.
Преимущество факторно-балльной шкалы заключается также в том, что она закладывает определенную систему карьерных перспектив. Иными словами, для перехода от одного уровня шкалы к другому (от одной должности к другой) служащий будет четко знать над какими своими качествами он должен дальше работать. Необходимо постоянно повышать квалификацию и доказывать свою профессиональную пригодность.
Система, в целом, дает возможность себя реализовать и обеспечить удержание достойных работников.

- В каком размере будут устанавливаться бонусы для политических и административных служащих? 
В мировой практике при определении оплаты труда применяется подход, при котором ее переменная часть, то есть бонусы, составляет порядка 30% от ее постоянной части – месячной заработной платы.
При таком подходе уровень гарантированной заработной платы обеспечивает достаточные материальные условия для безусловного и исчерпывающего выполнения своей работы, стимулирования к добросовестному и инициативному труду.
И мы к этому также стремимся. Универсальность факторно-бальной шкалы позволит нам сравнивать уровень заработной платы на государственной службе с квазигосударственным и частным секторами. Это, в свою очередь, даст возможность актуализировать уровень оплаты труда государственных служащих с целью обеспечения ее конкурентоспособности.
Говоря о бонусной части, то вышеприведенная пропорция (30%) будет применяться в целом к фонду оплаты труда государственного органа. При этом, учитывая тот факт, что бонусы подлежат выплате только эффективным государственным служащим, их размер будет в достаточной степени удовлетворять ожидания работников как мотивационного пакета.

- А что ожидает госслужащих, у которых невысокие оценки?
Для сотрудников с результатами «удовлетворительно» 
 и «неудовлетворительно» будут составляться индивидуальные планы развития компетенций. 
В первый год оценки работники с неудовлетворительным результатом могут бытьпонижены в должности при наличии вакансии. В случае же получения такой оценки в течение двух лет подряд встанет вопрос об увольнении служащего.

- На что будет акцентировано внимание в работе по противодействию коррупции?
Прежде всего, усиление превенции коррупции, т.е. профилактики коррупционных проявлений. Новый Этический кодекс государственной службы станет основой этой работы. 
Кодекс закрепит ценности и принципы государственной службы, а также определит стандарты поведения государственных служащих на работе и в быту. Эти стандарты регламентируют такие вопросы, как: требования во взаимоотношениях с гражданами, конфликты интересов, порядок публичных выступлений и взаимодействия со СМИ.
Кроме того, в государственных органах предлагается внедрить уполномоченных по этике, которые будут контролировать соблюдение этических норм. Координация их деятельности возлагается на Агентство.
В  структуре Агентства будет создан новый специализированный департамент по профилактике корруцпии с возложением полномочий по анализу и устранению коррупционных рисков, антикоррупционному просвещению, взаимодействию с общественностью, координации деятельности уполномоченных по этике. 

В целом, осуществление реформ, нацеленных на столь глубокие и масштабные преобразования, внедрение ценностей, призванных изменить наше мировосприятие, предполагают формирование нового типа государственного аппарата, ориентированного на честное и эффективное служение народу.

Интервью записала Зина Байгаскина

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления