В рамках судебного контроля

 

Вступившим в действие с 1 января 2015 года новым Уголовно-процессуальным кодексом введен институт следственного судьи.

Основная задача следственного судьи - судебный контроль над соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве на досудебных стадиях, осуществление контроля над применением наиболее строгих мер процессуального принуждения, ограничением конституционных прав и свобод личности.

Полномочия и вопросы, рассматриваемые следственным судьей, перечислены в ст. 55 УПК РК. Порядок осуществления этих полномочий закреплен в ст. 56, где отражено, что, если необходимо исследовать обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения, следственный судья постановляет о проведении судебного заседания с участием соответствующих лиц и прокурора. В случае, когда проведение судебного заседания обязательно, о его времени и месте заблаговременно извещаются сторона защиты и прокурор. По распоряжению следственного судьи судебное заседание может быть проведено в режиме видеосвязи. В ходе судебного заседания ведется протокол. Следственный судья не должен предрешать вопросы, которые могут быть предметом судебного рассмотрения при разрешении уголовного дела по существу, давать указания о направлении расследования и проведении следственных действий, совершать действия и принимать решения вместо лиц, осуществляющих досудебное производство, и надзирающего прокурора, а также суда, рассматривающего дело по существу.

При рассмотрении материалов, связанных с осуществлением своих полномочий, у следственных судей возникает ряд вопросов по применению норм УКП РК.

Во-первых, в соответствии со ст. 136 УПК РК при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый скроются от органов уголовного преследования или суда либо воспрепятствуют объективному расследованию дела или его разбирательству в суде, либо будут продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора орган, ведущий уголовный процесс, в пределах своих полномочий вправе применить к этим лицам одну из мер пресечения, предусмотренных ст. 137 УПК РК. Орган уголовного преследования в своих ходатайствах об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей обязан представить суду объективные данные, документальные доказательства, подтверждающие вышеназванные основания для санкционирования меры пресечения содержания под стражей.

Во-вторых, в соответствии со ст. 147 УПК РК содержание под стражей в качестве меры пресечения применяется только с санкции судьи и лишь в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет. При этом следует обратить внимание на ч. 2 ст. 138 УПК РК, которая ужесточает условия применения данной меры пресечения, и указывает, что тяжесть совершенного преступления не может являться единственным основанием для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей. В этом случае в ходатайствах о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей орган уголовного преследования, кроме указания тяжести преступления, обязан представить и другие объективные основания, которые должны быть полными, объективными и достаточными для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей. При рассмотрении подобных материалов следственным судьям следует обращать особое внимание на применение норм УПК РК о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, не нарушив при этом фундаментальные права и свободы личности, так как данная мера пресечения является самой строгой, которая может быть применена в отношении подозреваемого, обвиняемого.

В-третьих, новой нормой в УПК РК является предоставление следственному судье права при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей применять меру пресечения в виде залога по ходатайству подозреваемого, обвиняемого и их защитника. Так, ч. 8 ст. 148 обязывает следственного судью при рассмотрении материалов о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей в обязательном порядке определять размер залога, достаточного для выполнения подозреваемым, обвиняемым обязанностей, предусмотренных ч. 3 ст. 140 УПК, кроме случаев, предусмотренных ч. 9 настоящей статьи. Согласно ч. 5 ст. 145 УПК РК в случае применения меры пресечения в виде залога подозреваемому до фактического внесения залога следственный судья применяет меру пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 148 УПК РК.

Согласно ч. 3 ст. 145 УПК РК размер залога определяется с учетом тяжести подозрения, личности подозреваемого, обвиняемого, характера преступного деяния, имущественного положения залогодателя и не может быть меньше 50-кратного размера МРП - при подозрении в совершении преступления небольшой тяжести; 150-кратного размера МРП - при подозрении в совершении неосторожного преступления средней тяжести; 250-кратного размера МРП - при подозрении в совершении умышленного преступления средней тяжести; 500-кратного размера МРП - при подозрении в совершении тяжкого преступления.

Залог не применяется в отношении лиц, подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений.

Законодатель также ограничивает применение залога. Ч. 9 ст. 148 регламентирует, что при вынесении следственным судьей, судом постановления о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей залог не устанавливается в случаях:

- подозрения, обвинения лица в совершении преступлений, повлекших смерть потерпевшего;

- подозрения, обвинения лица в совершении преступления в составе преступной группы, а также иных террористических и (или) экстремистских преступлений;

- наличия достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый будут препятствовать судопроизводству или скроются от следствия и суда;

- нарушения подозреваемым, обвиняемым ранее избранной меры пресечения в виде залога.

Вышеуказанные основания, ограничивающие применение залога органом, осуществляющим досудебное расследование, должны быть подтверждены достоверными и обоснованными данными.

При применении норм УПК РК о залоге следственным судьям необходимо руководствоваться Правилами принятия, хранения реализации и обращения залога в доход государства, утвержденными Постановлением Правительства РК от 21 ноября 2014 года за № 1219, регламентирующими вопросы надлежащего оформления протокола принятия залога. Протокол, в котором отмечается, что подозреваемому, обвиняемому, подсудимому разъяснены обязанности о явке по вызову, а залогодатель предупрежден, что в случае уклонения подозреваемого, обвиняемого от явки по вызову залог обращается в доход государства, приобщается к материалам дела.

В новом УПК к полномочиям следственного судьи также отнесено объявление в международный розыск подозреваемого, обвиняемого. Так, норма ч. 4 ст. 292 УПК указывает, что при наличии оснований для объявления международного розыска орган уголовного преследования выносит отдельное постановление об объявлении подозреваемого, обвиняемого в международный розыск. Санкционирование постановления об объявлении в международный розыск осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 56 УПК. В данном случае следственный судья единолично без проведения судебного заседания

выносит постановление о санкционировании международного розыска в случае его обоснованности.

Порядок объявления в международный розыск регламентируется инструкцией «Об объявлении международного розыска, исполнении и направлении компетентными органами РК запросов и поручений по линии Интерпола, а также обработки Центральным бюро Интерпола в РК».

Согласно п. 18 названной инструкции международный розыск объявляется в случаях, если:

- получены данные о выезде разыскиваемого за пределы РК;

- достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами РК;

- получена объективная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из РК с деловой или другой целью.

Таким образом, появление в уголовном процессе новой фигуры в лице следственного судьи - важный шаг в реализации основных задач государства по защите прав и свобод человека и гражданина.

 

Н. Омаров,

следственный судья Экибастузского городского суда

Павлодарской области

 

 

 

5 сентября 2015, 10:21
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript