Дорожный надзор

 

Интеграционные процессы на евразийском и мировом пространстве, в том числе в рамках Таможенного союза, ЕАЭС, усиливают значимость транспортного потенциала страны. И, конечно, первостепенная задача в этих условиях - безопасность граждан, предотвращение вреда их здоровью и жизни. Обеспечение правопорядка, безопасности пассажирских и грузовых перевозок на всех видах транспорта является задачей органов транспортной прокуратуры.

Вот уже на протяжении двух десятилетий заложенные в Конституции принципы верховенства закона, жизни, свобод и прав человека определяют направления развития общества и глобальных государственных реформ.

По уровню общественной значимости транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений. Услугами транспорта пользуется практически все население страны. Подобно кровеносным артериям, транспорт соединяет отдельные регионы государств и государства между собой в единый политический и экономический простор.

Для Казахстана жизненная необходимость транспортной системы всегда определялась такими факторами, как огромная территория страны (2,7 млн кв. км), низкая плотность населения, разобщённость центров промышленности и сельского хозяйства, удалённость от мировых рынков.

Львиная доля перевозок грузов и пассажиров по республике осуществляется железнодорожным транспортом. В стране сегодня эксплуатируются 21 тыс. км железных дорог. На данный вид транспорта приходится 68% всего грузооборота и свыше 57% пассажиропотока страны.

Крушения поездов последнего десятилетия, в том числе произошедшие в странах с развитой транспортной инфраструктурой - Испании, Франции, России, наглядно продемонстрировали необратимые последствия нарушения норм безопасности - сотни человеческих жертв, колоссальный материальный ущерб.

Результаты прокурорских проверок и анализов определили ряд актуальных проблем в области обеспечения безопасности на железных дорогах Казахстана. В их числе эксплуатация изношенного подвижного состава, некачественный и несвоевременный ремонт, неудовлетворительное техническое состояние железнодорожных путей и других сооружений, а также несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей эти вопросы.

Приняты целенаправленные меры надзорного и организационного характера.

В целях недопущения аварий по актам прокурорского надзора приостановлены и отстранены от эксплуатации более 3 тыс. единиц подвижного состава, обновлена часть вагонного парка, на отдельных участках магистральной сети ограничена максимальная скорость движения поездов.

Совместной с национальным перевозчиком и уполномоченным органом работой исключены крушения и браки из-за распространенного излома боковых рам и других узловых агрегатов.

Разработана концепция «Жизнь без опасности на стальных магистралях», по инициативе прокуратуры внесены поправки в законодательные и подзаконные акты, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности на транспорте, в профильном министерстве создан специальный департамент по расследованию транспортных происшествий и инцидентов.

Из-за большой географической протяжённости значительное место в транспортной системе Казахстана занимает воздушный транспорт.

В числе системных проблем в области отечественной гражданской авиации необходимо отметить отсутствие должного государственного контроля за соблюдением эксплуатантами воздушных судов требований национального законодательства и международных стандартов безопасности полетов, несовершенство действующего законодательства, нехватку квалифицированных кадров, отсутствие современных центров их подготовки, износ инфраструктуры большинства аэропортов и т.д.

Принятыми прокуратурой мерами укреплен штат государственных авиаинспекторов, создано специальное управление по расследованию авиационных событий.

По представлениям прокуратуры уполномоченным органом приостановлена эксплуатация более 100 самолетов малой авиации, у которых истек календарный ресурс. По причине несоответствия требованиям безопасности полетов приостановлены сертификаты эксплуатантов 4 авиакомпаний.

В нашей стране достаточно динамично развивается водный транспорт. Казахстан плодотворно работает со странами прикаспийских государств. Страны этого региона являются стратегическими партнерами, что в целом позитивно сказывается на развитии нашей экономики, в том числе транспортного сообщения.

Для увеличения грузопотоков через международные транспортно-транзитные коридоры развивается береговая инфраструктура, в том числе по увеличению пропускной способности порта Актау. В порту Баутино развиваются базы поддержки морских операций по освоению нефтяных месторождений в казахстанском шельфе Каспийского моря. Имеются перспективы развития порта Курык. Отмечается рост числа морских судов под казахстанским флагом.

Эксплуатация водного, как и других видов транспорта, связана с риском аварий и крушений.

По мерам прокурорского реагирования в связи с нарушением требований безопасности приостановлена эксплуатация 26 морских и речных судов.

По представлению прокуратуры об отсутствии мер со стороны уполномоченного органа по подъему затонувших морских и речных судов, угрожающих безопасности на водном транспорте, а также создающих риск наступления экологической катастрофы, постановлением правительства Республики Казахстан от 28 мая 2013 года № 524 утвержден последовательный план мероприятий по очистке Урало-Каспийского бассейна от затонувших судов со сроком их завершения в 2016 году.

В 2014 году по инициативе Главной транспортной прокуратуры создана Морская администрация портов Актау и Баутино. Это республиканское учреждение при комитете транспорта Министерства индустрии и развития призвано обеспечить безопасность эксплуатации морских судов в каспийской акватории.

Казахстан присоединился к 12 основным конвенциям в области безопасности судоходства, принятым под эгидой Международной морской организации. По инициативе Главной транспортной прокуратуры на стадии ратификации находятся еще 7 отраслевых договоров.

Уделяется особое внимание изучению международного опыта в области обеспечения транспортной безопасности.

Актуальные вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном и воздушном транспорте обсуждены в сентябре 2013 года на проведенной по инициативе Главной транспортной прокуратуры в г. Астане Международной научно-практической конференции с участием практиков и научных работников России, Беларуси и Украины.

В сентябре 2014 года Главной транспортной прокуратурой совместно с Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан проведена Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обеспечения безопасности на водном транспорте», на которой приняли участие депутаты Парламента Республики Казахстан, представители генеральных прокуратур России и Беларуси, морских администраций России, Азербайджана, Эстонии, Грузии, международных организаций, ассоциаций и предприятий водного транспорта.

Выработанные рекомендации по совершенствованию системы обеспечения безопасности на транспорте учтены в дальнейшей надзорной деятельности.

 

Ибрай Тлеугалеев,  главный транспортный прокурор Республики Казахстан  

8 сентября 2015, 14:44
Источник, интернет-ресурс: Газеты «Литер»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript