Ученые разгадали секрет кота Шредингера

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.09.2015 14:43 Zakon.kz
Международная группа физиков приблизилась к созданию первого кота Шредингера в истории человечества.
Международная группа физиков приблизилась к созданию кота Шредингера благодаря уникальной установке. Этот прибор способен удерживать на лету наночастицы алмазов, сообщает Дни.ру.

Как говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Photonics, физики при Рочестерском университете США разработали установку, которая способна удерживать на лету наночастицы алмазов при помощи луча лазера и при этом заставлять их светиться. Как уверяют ученые, это позволит им использовать такие камни для создания своеобразного аналога знаменитого кота Шредингера.

"Мы показали, что мы можем управлять состоянием спина электрона в атоме азота внутри таких левитирующих алмазов. Если мы сможем полностью остановить колебания самого алмаза, то это позволит нам одновременно "тянуть" спин электрона вверх и вниз, что заставит алмаз находиться сразу в двух местах одновременно. Подобный любопытный феномен, который мы называем макроскопической версией кота Шредингера, крайне интересен для изучения", – уверяет руководитель проекта Леви Нойкирх

Кот Шредингера является "участником" мысленного эксперимента, который был предложен австрийским физиком Эрвином Шредингером в 1935 году, в ходе которого в закрытый ящик помещаются кот и механизм, открывающий емкость с ядом при распаде радиоактивного атома, которое может случиться или не случиться. В соответствии с принципами квантовой физики кот является одновременно и живым, и мертвым. Отсюда берет свое начало термин "квантовая запутанность".

Физики из Рочестерского университета очень близко подошли к осуществлению подобного эксперимента, экспериментируя с наноалмазами, внутри которых есть необычный дефект – единичное вкрапление в виде атома азота. Сегодня такие драгоценные камни широко используются в экспериментах по созданию квантовых компьютеров, так как спином электронов в них довольно легко оперировать. Ученые уверены, что им удастся в ближайшие месяцы создать первого "алмазного" и макроскопического кота Шредингера на Земле.

Фото: GLOBAL LOOK press/Robin Loznak