Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 9 июля 2015 года № 23-12/2287
 

На № ДС-66 от 04.06.15г.

 

Депутату

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

Мырзахметову Ш.М.

 

 

Уважаемые Шалатай Мырзахметович!

 

На Ваш депутатский запрос, оглашенный на пленарном заседании Мажилиса Парламента 3 июня 2015 года, относительно вопросов трудовой занятости осужденных, сообщаем следующее.

Касательно законодательного решения вопросов, связанных с размещением государственных заказов по выпуску товаров, работ и услуг в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Порядок разработки и выполнения государственного задания законодательно определен статьей 41 Бюджетного кодекса и постановлением Правительства от 12 марта 2009 года № 291 «Об утверждении правил разработки и выполнения государственного задания».

Также, отмечаем, что Законом «О государственных закупках» (подпункт 42) пункта 1 статьи 4) предусмотрена возможность приобретения учреждениями уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) товаров, работ и услуг у предприятий УИС без применения норм данного Закона.

Перечень соответствующих товаров и оказываемых услуг, поставляемых предприятиями УИС, утвержден постановлением Правительства от 29 октября 2007 года № 1002.

Кроме того, проектом Закона «О государственных закупках», внесенным на рассмотрение Мажилиса Парламента постановлением Правительства от 31 декабря 2014 года № 1412, предусматривается осуществление государственных закупок товаров, работ и услугу у предприятий УИС способом из одного источника путем прямого заключения договора.

Касательно инструментов поддержки исправительных учреждений, а также субъектов предпринимательства, создающих рабочие места для осужденных в местах лишения свободы

В соответствии с Кодексом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Кодекс) предприятия УИС освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество.

Кроме того, предприятия УИС в период с 2015 по 2018 годы также освобождены от уплаты части чистого дохода в республиканский бюджет (постановление Правительства от 25 сентября 2014 года № 1023).

При этом отмечаем, что в последние годы в стране проводилась политика снижения налогового бремени, его перенос с не сырьевого сектора на сырьевой. В настоящее время налоговая нагрузка в Казахстане по сравнению с другими странами является одной из самых низких и благоприятной для привлечения инвесторов и развития бизнеса.

В этой связи Кодексом предусмотрено достаточно налоговых льгот, которыми могут воспользоваться субъекты частного предпринимательства, создающие рабочие места для осужденных.

Касательно наделения в законодательном порядке учреждений УИС правом заниматься производственной деятельностью Депутатами Мажилиса Парламента инициирован проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства» (далее - законопроект).

В рамках законопроекта предусмотрен ряд поправок, направленных на повышение трудозанятости осужденных, привлечение субъектов предпринимательства к открытию и модернизации производственных мощностей, а также наделение учреждений УИС правом заниматься производственной деятельностью.

В настоящее время данные поправки прорабатываются заинтересованными государственными органами в рамках подготовки соответствующего заключения Правительства, которое по согласованию с Администрацией Президента будет в установленном порядке представлено в Мажилис Парламента.

Также отмечаем, что в рамках 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ комплексно изучаются и прорабатываются вопросы модернизации пенитенциарной инфраструктуры, в том числе за счет привлечения частного сектора в строительство, содержание и управление исправительными учреждениями.

 Премьер - Министр Республики Казахстан К. Масимов

 

оглашен 3 июня 2015 г.

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Масимову К.К.

 

Депутатский запрос от 4 июня 2015 года № ДЗ-66
«О вопросах трудовой занятости как осужденных, так и лиц, освобожденных из мест лишения свободы»

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

 

 Поводом для настоящего депутатского запроса послужила необходимость разрешения ряда проблем в вопросах трудовой занятости как осужденных, так и лиц, освобожденных их мест лишения свободы.

В народе бытует мнение: если отсидел, значит, он либо отпетый преступник, либо со сломанной психикой и подорванным здоровьем. Человеку с «зоны» трудно найти место в обществе, где так говорится. Нужно ломать эти стереотипы и пересмотреть подходы к исполнению уголовного наказания.

Поэтому, Генеральной прокуратурой в декабре прошлого года дан старт новому проекту «Занятость в колониях-2017». За эти три года данный госорган планирует откорректировать законы, вернуть активы колониям, адаптировать и персонал, и контингент к новым условиям и, конечно, достичь результатов по занятости.

Насегодняшний день, минимальные стандарты Организации объединенных наций посвящают целый раздел трудозанятости заключенных. Концептуальных моментов здесь три:

-   все заключенные обязаны трудиться;

-   их надо обучать полезным ремеслам;

-   им должна выплачиваться справедливая оплата.

Какова же текущая ситуация в казахстанских колониях? Сегодня там 39,5 тысячи заключенных, из них трудоспособных - только 64 процента. Оплачиваемая работа официально лишь у 50 процентов трудоспособных.

В этой связи, хочу остановиться на отдельных причинах такой ситуации и мерах для их решения. Они отмечены в проекте «Занятость в колониях-2017».

Его цель и прогноз - до 2018 года довести занятость трудоспособных заключенных до 75 процентов. Погоду здесь делают пять причастных сторон - это администрации учреждений, РГП «Енбек», акиматы, субъекты бизнеса и сами заключенные.

Так, руководители администраций учреждений практически блокированы и от них, как это парадоксально ни звучит, мало что зависит. Они бы и рады изменить ситуацию, но скованы действующей моделью уголовно-исполнительной системы.

В 1999 году принято решение освободить колонии от несвойственных функций, передав всю производственную деятельность в специально созданные РГП - «Енбек», «Енбек-Оскемен» и «Енбек-Караганда».

Сейчас именно они - хозяева всей производственной базы колоний, однако обеспечивают работой лишь 15 процентов от всех заключенных. За занятость остальных 85 процентов голова у них не болит. При этом число трудозанятых в РГП все время сокращается. Если в 2002 году там работали 13,5 тысячи заключенных, то сейчас - в два раза меньше, и то полный рабочий день - только треть. Остальные на сдельной основе или полставки.

Незанятость в закрытых учреждениях - это бомба замедленного действия. Почему? В тюрьме меняются общественные установки. Ничего не делая, заключенный не обретет желания к труду, тем более, если для этого нет условий. Незанятый человек - легкая добыча для воровского мира, экстремистов, тюремной субкультуры. Отсюда аморальное поведение, отказ от работы, нарушения режима, новые преступления. Безделье в колониях активирует стремление к «легкой жизни» и за их воротами. Не стимулирует к труду и средняя зарплата в 9 тысяч. Труд за копейки лишает всякой мотивации.

В связи с чем, необходимо:

Первое, нужно решить главную задачу - вернуть производство под управление колоний. То есть через УИК можно решить эту главную проблему, предоставив колониям право самим заняться выпуском товаров и оказанием услуг.

Между тем, ООН прямо рекомендует «руководство промышленным и сельхозпроизводством возлагать на тюремное управление, а не на частных подрядчиков».

Далее, если производством займутся сами колонии, то, разумеется, надо ликвидировать три РГП, передав их активы колониям. Делать это нужно поэтапно, по мере готовности каждого учреждения. Это даст возможность искоренения системной коррупции, прочно засевшей в этих искусственно созданных придатках, как РГП «Енбек» и их филиалы.

Следует отметить, что производство не может обойтись без квалифицированных кадров. Вряд ли бизнес станет тратиться на обучение. Поэтому Министерство внутренних дел и акиматы должны приложить максимум усилий. Это не только покупка учебных пособий, но и улучшение базы колледжей при колониях, надбавки к зарплате преподавателям.

В тоже время, более половины осужденных отбывают наказание по месту жительства и после освобождения, как правило, останутся дома. Однако по закону акиматы не обязаны содействовать трудозанятости заключенных. Этого нет и в «Дорожной карте занятости - 2020», хотя они тоже могли бы стать целевой группой этой программы.

Полагаю, что в целом озвученные и другие запланированные инициативы Генеральной прокуратуры, а также Министерства внутренних дел в Уголовно-исполнительной системе республики нацелены на повышение эффективности пенитенциарной системы, обеспечение конституционных прав осужденных, их реабилитацию и возврат в общество людей, твердо вставших на путь исправления.

Уважаемый Карим Кажимканович! Исходя из изложенного, прошу Вас обратить внимание на возникшую ситуацию и обозначить ряд основных проблем, которые необходимо решить в первую очередь, поскольку их решение позволит на качественном уровне решить вопросы трудовой занятости осужденных.

Первое. Законодательно решить вопросы, связанные с размещением государственных заказов по выпуску товаров, работ и услуг в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Второе. Предусмотреть инструменты поддержки исправительных учреждений, а также субъектов предпринимательства, создающих рабочие места для осужденных в местах лишения свободы.

Речь идет о стимулировании работодателей к приему на работу осужденных (льготное кредитование, налоговые льготы).

Третье. Наделить в законодательном порядке учреждения УИС правом заниматься производственной деятельностью.

 

С уважением,

Ш. Мырзахметов

 

12 сентября 2015, 12:56
Источник, интернет-ресурс: Премьер-министр РК, Депутаты, Депутатские группы

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript