Применение специальных знаний экспертов цсэ мю рк при расследовании авиационных происшествий

 

 

Кирикбаев Самат Кирикбаевич,

 главный эксперт ИСЭ по

 Мангистауской области ЦСЭ МЮ РК

 

Аннотация: обоснование необходимости и возможности проведения экспертами ЦСЭ МЮ РК исследований по обстоятельствам авиационных происшествий.

Summary: Justification of need and possibility of participation of experts of Forensic Science Centre at the Ministry of Justice of Kazakhstan researches on circumstances of aviation incidents.

Ключевые слова: специальные знания, авиационные происшествия, бортовые устройства регистрации, комиссия по расследованию авиационных происшествий и инцидентов.

Keywords: special knowledge, aviation incidents, onboard device of registration, commission on investigation aviatsonny incidents.

 

В условиях внедрения систем управления безопасностью полётов всё более важное значение принимает выявление опасных факторов, действующих как в авиакомпаниях, так и в системе гражданской авиации в целом. Если не выявлены опасные факторы, то и говорить об управлении рисками в области безопасности полётов бессмысленно. Способов выявления опасных факторов достаточно много. Одним из наиболее информативных способов их выявления являются расследования как авиакомпаниями относительно незначительных событий, так и расследования уполномоченными органами авиационных происшествий (далее - АП). Важность расследования АП для повышения безопасности полётов трудно переоценить. Как известно, расследование АП проводится с целью предотвращения их в будущем[1]. Когда все обстоятельства полета воздушного судна будут установлены, наступает самый главный этап, на котором комиссия проводит анализ отклонений от установленных правил функционирования авиационной системы, формулирует причины АП и, если необходимо, вырабатывает рекомендации для предотвращения их в будущем.

В Республике Казахстан порядок проведения расследований АП устанавливается «Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан», утвержденными приказом Министра обороны Республики Казахстан от 18 марта 2015 года № 145. В данном документе регламентируются полномочия комиссии по расследованию АП, условия и порядок участия представителей Республики Казахстан в проведении расследований иностранными государствами АП с гражданскими воздушными судами Республики Казахстан, классификация, учет АП и т.д.. На данный момент в распоряжении комиссии по расследованию АП отсутствуют какие-либо специализированные отделы, где можно было бы провести объективное и полное исследования деталей и узлов летательных аппаратов, веществ и материалов и т.д. Поэтому объекты исследуются на предприятиях Казахстана, основная деятельность которых не связана с расследованием АП или же они для исследования направляются в специализированные учреждения за пределами РК.

Государственной программой дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Главы государства от 31 декабря 2013 года № 720, предусмотрено совершенствование судебно-экспертного обеспечения правоохранительных органов, в том числе путем расширения проводимых видов судебных экспертиз, а также внедрения новых видов экспертиз, в частности, техногенных катастроф (судебно-экспертное исследование при расследовании катастроф на авиационном транспорте).

Безопасность полетов - одна из наиболее злободневных и сложных проблем современной авиации. Поэтому в настоящее время возникла необходимость в производстве судебных экспертиз Центром судебной экспертизы МЮ РК (далее - ЦСЭ) в установлении объективных обстоятельств АП.

На практике при расследовании АП существуют различные источники, по которым устанавливаются фактические обстоятельства АП[2]. Но наиболее объективная и полная информация об обстоятельствах АП регистрируется на носителях бортовых устройств регистрации (далее БУР) летательных аппаратов[3], которые используются для: анализа причин и предупреждения АП; технической диагностики бортового оборудования и прогнозирования его технического состояния; оценки действий летного состава при выполнении полетного задания. БУР позволяют объективно проводить анализ причин АП с учетом достоверных параметров движения воздушного судна, работоспособности отдельных систем его планера, оборудования и силовых установок, а также о действиях и переговорах экипажа в полете. В устройствах регистрации фиксируется значительное количество параметров полета летательного аппарата. Например, даже на морально устаревшем самолете ТУ-154 датчики регистрируют более 30 параметров[4]: различные высоты, скорость полета, угол атаки, углы отклонения рулей, число оборотов двигателей и т.д., а также более 20 разовых сигналов («Опасная высота», «Критический остаток топлива» и т.д.). Обычно на информацию БУР уповают как на беспристрастного свидетеля, по которой можно установить причину АП. Практика расследования АП показывает, что отсутствие объективной информации БУР существенно затрудняет, а иногда не позволяет однозначно определить причину АП. В ряде случаев при АП информация БУР оказывается единственным средством, с помощью которого возможно определить причину АП3. Поэтому возникает задача по сохранности зарегистрированной информации БУР при АП. В настоящие время для обеспечения сохранности при катастрофе корпусы БУР способны выдерживать температуру горения авиационного керосина (1100°С), а также значительные перегрузки.

По имеющийся информации, в настоящее время на территории РК отсутствуют учреждения, в которых может проводиться расшифровка и восстановление информации БУР при АП. Данные исследования проводятся только Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) в России, учрежденным на основании подписанного 30.12.1991 межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства» (Соглашение), и являющимся исполнительным органом указанного Соглашения.

Доказательства являются основным элементом в ходе любого расследования. Исследование доказательств - это путь к истине и формированию законного и обоснованного решения комиссии. В процессе расследования необходимо достичь верного знания о фактических обстоятельствах происшествия, для этого Комиссия по расследованию АП должна иметь на вооружении весь возможный арсенал познавательных приемов и средств, широко и умело использовать положения многих наук. В юриспруденции появление понятия «специальные знания» связано с возникновением необходимости применения в процессе собирания, исследования и оценки доказательств познаний в различных областях науки, техники, искусства и ремесла. При существующей системе расследования АП носители информации БУР для расшифровки или восстановления направляются в специализированные учреждения за пределами Казахстана, т.е. наиболее важный источник информации, в частности, информация, зарегистрированная в БУР летательных аппаратов, исследуются специалистами, которые могут являться представителями заинтересованной страны. Поэтому для защиты законных интересов граждан и предприятий Республики Казахстан, необходимо более активное участие специалистов РК, в том числе и экспертов ЦСЭ, в ходе расследования АП: имевших место на территории РК с участием летательных аппаратов, принадлежащих предприятиям РК, или если в результате АП пострадали граждане РК.

Полет летательного аппарата тяжелее воздуха возможен благодаря аэродинамическим силам. Аэродинамика - это фундаментальная наука об общих законах движения газа (преимущественно воздуха), а также о взаимодействии газа с движущимися в ней телами, является теоретической основой авиации и ракетной техники и на его законах базируются теории крыла и воздушного винта. Аэродинамика каждой модели летальных аппаратов, а также их модификаций индивидуальна, поэтому без прочных и глубоких знаний аэродинамики каждого вида и модели летательного аппарата невозможно провести исследование движения летательного аппарата в полете. В связи с чем исследование движения летательного аппарата в полете не должно быть предметом исследования экспертов ЦСЭ.

При расследовании АП имеется большое разнообразие возможных источников фактических обстоятельств АП2. Поэтому, учитывая сложность авиационной техники и необходимость проведения исследований на основе разных отраслей знаний, все вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы при расследовании АП, не могут находиться в компетенции экспертов одной экспертной специальности.

Для максимального использования научного потенциала ЦСЭ при расследовании АП есть необходимость в проведении следующих мероприятий:

1) разработка и внедрение экспертной специальности по расшифровке информации с бортовых устройств регистрации при АП (данные устройства регистрируют объективную и максимально возможную информацию о полете летательного аппарата); при этом необходимо отметить, что анализировать и использовать полученную после расшифровки информацию, зарегистрированную в БУР, будут специалисты по летной и наземной эксплуатации летательных аппаратов, т.е. члены комиссии по расследованию АП, а не эксперты ЦСЭ;

2) разработка и внедрение экспертной специальности «Судебно-экспертное товароведческое исследование авиационной техники»;

3) создание в ЦСЭ групп экспертов различных специальностей, которые будут специализироваться на исследованиях обстоятельств АП (баллистическая, трасологическая, исследование веществ и материалов, пожарно-техническая, взрывотехническая, видеофонографическая и т.д.).

Экспертам различных специальностей ЦСЭ, которые будут специализироваться на исследованиях обстоятельств АП, следует пройти переподготовку в учреждениях, имеющих большой опыт в расследовании АП. Например, трасологические исследования и исследования разрушенных деталей летательных аппаратов проводятся в Федеральном автономном учреждении «Государственный центр «Безопасность полетов на воздушном транспорте» (РФ), пожарно-технические и взрывотехнические - в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил» МО РФ, исследования ГСМ - в Центре сертификации авиационных ГСМ и специальных жидкостей «ГосНИИ ГА».

Необходимость прохождения экспертами переподготовки связана с особенностями условий эксплуатации и конструкции летательных аппаратов: наличием значительных перепадов давления и температуры внутри и снаружи летательного аппарата, наличием горючих и взрывоопасных веществ, а также источников высокой температуры и взрывоопасных газов, наличием системы вентиляции и кондиционирования, четкости и определенности фразеологии радиообмена между экипажем и органом по управлению воздушным движением, подачей оборудования различных звуковых сигналов и речевых информаций, и т.д. Кроме того, в настоящее время использование на воздушных судах «контрафактных» изделий несёт угрозу безопасности полётов, и этот фактор проявился в авиационной промышленности; поэтому экспертам соответствующих специальностей необходимо изучить данный вопрос.

 В настоящее время расшифровка информации с БУР летательных аппаратов проводится с помощью программно-аппаратного обеспечения со специальными модулями для каждого типа воздушного судна и каждого типа регистратора, блоками сбора параметрической информации, версии бортового программного обеспечения и т.д. Современные виды оборудования, например, разработанный в ЗАО «Информационные технологии безопасности полетов» (РФ) программный комплекс автоматизированной обработки полетной информации «WinArm32», позволяют провести расшифровку информации с носителей БУР практически со всех типов летательных аппаратов. На авиапредприятиях расшифровкой информации с БУР занимаются специалисты, прошедшие соответствующее обучение - обычно это авиационные специалисты (пилоты или инженеры), получившие на курсах специальные знания в области обработки полётной информации. Но учитывая сложность программного комплекса и значимость данного вида исследования в ходе расследования АП, расшифровку информации с носителя БУР в ЦСЭ следует проводить комиссией экспертов: эксперта по информационным технологиям и эксперта с высшим авиационным образованием (пилота или инженера).

Наряду с этим, для максимального применения специальных знаний экспертов ЦСЭ при расследовании АП, для предотвращения утери ценной информации и следов, которые могут пролить свет на обстоятельства АП, необходимо проводить экспертизы оперативно, уже в ходе работы Комиссии по расследованию АП, что предусмотрено Правилами расследования авиационных происшествий. Вместе с тем, проведение в ЦСЭ судебной экспертизы, назначенной указанной Комиссией, не предусмотрено. В статье 23 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» указано, что основанием производства судебной экспертизы является постановление, определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, суда, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, прокурора, нотариуса, вынесенное в порядке, установленном законами РК. Согласно Правилам расследования АП комиссия проводит расследование АП независимо от правоохранительных органов и имеет полномочия привлекать экспертов для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техник.

Разработка и внедрение экспертных специальностей по расшифровке информации с бортовых устройств регистрации (БУР) летательных аппаратов после АП и судебно-экспертного товароведческого исследования авиационной техники, специализация групп экспертов по различным видам экспертиз для проведения исследований обстоятельств АП, а также решение проблем организационного и правового характера при проведении исследований экспертами ЦСЭ непосредственно после АП, даст возможность Комиссии по расследованию авиационных происшествий и инцидентов провести всестороннее, полное и объективное расследования, в итоге установить истинную причину авиационного происшествия и инцидента.

В заключение хочется отметить, что развитие судебных экспертиз по установлению обстоятельств АП послужит локомотивом для повышения потенциала ЦСЭ на новый качественный уровень, так как современные оборудование и методы дадут новые возможности в обеспечении производств по гражданским и уголовным делам результатами применения специальных научных знаний

 


[1] Информация из интернет ресурсов: Павленко А. Как расследования авиационных происшествий «помогают» системе управления безопасностью полетов авиакомпаний (http://www.ato.ru/content/kak-rassledovaniya-aviacionnyh-proisshestviy-pomogayut-sisteme-ravleniya-bezopasnostyu);

[2] Информация из интернет ресурсов: Особенности расследования авиационных происшествий (http://sci-book.com/kriminalistika/osobennosti-rassledovaniya-aviatsionnyih.htm)

[3] Попов Ю.В. Восстановление информации бортовых устройств регитрации при авиационных происшествиях. С. 14

[4] Информация из интернет ресурсов: История черных ящиков (http://nauka-prosto.ru/page/istorija-chjornyh-jashhikov).

 

16 сентября 2015, 10:18
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript