В сфере частных интересов

 

Дмитрий Крюков,

 судья Карагандинского областного суда

 

С момента начала судебной реформы и обсуждения нового Гражданского процессуального кодекса прошло не так много времени, но намеченные тенденции в толковании определения процессуального положения прокурора по гражданско-правовым спорам уже сегодня заставляют задуматься о правильности выбранного пути.

Дискуссия по поводу ограничения или, наоборот, усиления роли прокурора в суде по гражданско-правовым спорам полезны тем, что дают возможность выяснить отношение общества к институту прокуратуры.

Сторонники сокращения участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам исходят из идеи невмешательства государства в сферу частных интересов, поэтому рассматривают участие и тем более особое положение прокурора в гражданском процессе как стремление взять под контроль частную жизнь граждан, превратить любой касающийся отдельной личности интерес в общегосударственный.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РК высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором РК непосредственно и через подчиненных ему прокуроров.

Представительство прокурором интересов государства в суде должно осуществляться без какого-либо вмешательства в процесс отправления правосудия, а надзор должен осуществляться не над судом, а с помощью суда и через суд за точным единообразным применением законов. В ходе судебной правовой реформы ведется дискуссия и о реформировании прокуратуры, в частности, речь идет об изменении ее структуры и ликвидации прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве. Предлагается передать функции надзора Министерству юстиции, а за прокуратурой оставить лишь функцию государственного обвинения наподобие ФБР США, являющегося структурным подразделением Минюста.

Участие прокурора по гражданским делам должно быть обусловлено либо необходимостью защиты публичного интереса, либо невозможностью или крайней затрудненностью для лица самостоятельно обратиться к правосудию за защитой своих прав и получить такую защиту. Соответственно, по мере устранения препятствий в доступности правосудия, участие прокурора в частноправовых спорах при таком подходе должно сокращаться, что безусловно приведет к упрощению судебных процедур и ускорению судебного процесса.

Основной тенденцией современного гражданского процессуального законодательства на сегодняшний день стало стремление к активизации личной инициативы в целях защиты прав и законных интересов и уменьшении активности суда, прокурора в помощи по защите прав и интересов граждан. Одним из важнейших направлений современного развития гражданского процессуального законодательства стало обеспечение свободы личности в гражданском судопроизводстве, и в первую очередь - в решении вопроса о предъявлении иска.

Прокурор не вправе предъявлять в суд иск, когда его вмешательство не вызывается ни характером, ни обстоятельствами дела (например, когда к нему обращаются с просьбой о предъявлении иска, намереваясь использовать его авторитет в разрешении дела, либо освободиться от уплаты госпошлины и т.д.).

В ряде стран, в частности в Германии, участие прокурора допускается только по отдельным видам гражданских дел. В государствах системы общего права прокуратура даже формально не считается защитницей законности или гарантом справедливого отправления правосудия. Ее функция в гражданском процессе сводится исключительно к представительству публичных интересов, преимущественно в их узком понимании, как интересов правительства (исполнительной власти). Типичной для этой системы формой участия прокуратуры при рассмотрении гражданского дела является ее выступление в качестве истца или ответчика от имени государства (например, в США атторнейская служба выступает истцом по делам о взыскании штрафов за налоговые нарушения и ответчиком по искам плательщиков налогов). Как и в континентальной системе права, представительство прокуратурой интересов государства осуществляется в том случае, когда определить иной орган, полномочный в данном случае представлять интересы государства, достаточно сложно. В ряде случаев государственный интерес законодательством зарубежных стран понимается шире, т.е. как интерес общества. В частности, законодательством США атторнеи уполномочены предъявлять иски (поддерживать требования специальных учреждений или частных лиц), связанные с охраной от загрязнений воздуха, воды, акваторий, контролем за шумом, транспортировкой опасных грузов. Подобное определение места прокуратуры в частно-правовых отношениях имеет как правовой, так и культурно-исторический аспекты. В европейских странах существует развитое процессуальное законодательство, которое создает целую систему, обеспечивающую защиту нарушенных прав. Так, в законодательстве Швейцарии, Австрии, Франции, ФРГ и США в отдельных случаях в силу закона или соглашения допускается ведение дела частными лицами от своего имени, но в защиту чужих прав и интересов, развита система защиты групповых интересов, в том числе и частными организациями, действует эффективная система адвокатуры.

Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РК участие прокурора в гражданском судопроизводстве может быть обязательным или инициативным. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно в случаях, предусмотренных законом, а именно: при производстве по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 284 ГПК РК); при рассмотрении судом заявлений прокурора о признании опротестованного акта или действия незаконным (ч. 2 ст. 287 ГПК РК); при рассмотрении судом дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 299 ГПК РК), об усыновлении ребенка (ст. 317-4 ГПК РК); при рассмотрении судом дел, затрагивающих интересы недееспособного гражданина, интересы государства; о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью (ст. 55 ГПК РК).

При рассмотрении гражданских дел, где участие прокурора обязательно, судам порой приходится встречаться с фактами, когда участвующий в деле прокурор занят в другом судебном процессе, что влечет порой неоднократное отложение судебного разбирательства.

Ныне действующая отраслевая инструкция «Об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам» от 27 июня 2006 года № 37, в частности, установленный ею перечень обязательных категорий дел не соответствует положениям гражданского процессуального законодательства. По нашему мнению, отраслевая инструкция должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством путем внесения в нее изменений и, соответственно, сокращения перечня дел обязательной категории.

Кроме того, предлагается исключить или ограничить из ч. 2 ст. 55 ГПК РК возможность инициативного вступления прокурора в гражданский процесс, указав конкретные категории дел с возможностью инициативного участия прокурора. Следует подумать и о том, необходимо ли обязательное участие прокурора по делам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, выселении гражданина из жилища без предоставления другого жилого помещения, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, предоставив максимальную свободу и ответственность спорящим сторонам, оградив их от вмешательства в личные дела государства.

Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам приведет к упрощению судебных процедур и ускорению судебного процесса.

 

18 сентября 2015, 10:40
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript