О правовых основах развития сферы ГЧП в Казахстане и России

 

13 июля 2015 года в Российской Федерации принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект находился на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ во втором чтении с июня 2013 года. 30 июня 2015 года документ был принят Госдумой во втором чтении, а 1 июля - в третьем чтении. 8 июля закон был одобрен Советом Федерации ФС РФ.

Закон вступает в силу 1 января 2016 года.

 

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП) в Российской Федерации, закрепляет принципы ГЧП и МЧП, а также единую терминологию и общие подходы к ГЧП и МЧП.

Новым законом закрепляется определение понятий ГЧП и МЧП как юридически оформленного на определенный срок и основанного на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничества публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны. Данное сотрудничество осуществляется на основании соглашения ГЧП или МЧП, заключенного в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

В законе определены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о ГЧП и МЧП, а также регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и МЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта.

В качестве участников соглашения ГЧП или МЧП рассматриваются публичный и частный партнеры. Публичный партнер - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (в лице уполномоченных органов). Частный партнер - исключительно российское юридическое лицо, с которым заключено соглашение о ГЧП или МЧП.

В казахстанском законодательстве предусмотрено участие как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, так и юридических лиц. При этом в конкурсе могут участвовать не только отечественные, но и зарубежные компании.

Чтобы избежать развитие схемы «государственно-государственного» партнерства, закон определяет также перечень юридических лиц, которые не могут быть частными партнерами или участвовать на стороне частного партнера, в частности, это - государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП); государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные юридические лица, создаваемые Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов; хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; некоммерческие организации в форме фондов.

Аналогично, в Казахстане в качестве концессионера не могут выступать государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора (кроме организаций по финансированию концессионных проектов).

Форма ГЧП и МЧП определяется, исходя из перечня элементов соглашения и их последовательности: строительство и (или) реконструкция объекта соглашения частным партнером; осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения; осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения; возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с рассматриваемым законом.

При этом если совокупный объем государственных инвестиций превышает объем частных инвестиций, обязательным элементом является передача объекта соглашения в собственность публичного партнера по истечении срока, определенного соглашением.

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень объектов соглашения. Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП в отношении таких объектов является концессионное соглашение, заключаемое в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

В казахстанском законодательстве предусмотрено ограничение на передачу в концессию ряда объектов, перечень которых регулируется отдельным указом Президента.

Федеральный закон четко определяет порядок разработки проекта ГЧП или МЧП, а также порядок его рассмотрения. В казахстанском законодательстве такие нормы предусмотрены на уровне подзаконных актов.

В целях повышения качества подготовки соглашений предусматривается требование об оценке эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.

По итогам рассмотрения уполномоченный орган представляет публичному партнеру и инициатору проекта положительное либо отрицательное заключение по проекту и публикует его на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 дней со дня утверждения. Отрицательное заключение является отказом от реализации проекта ГЧП или МЧП. В случае положительного заключения решение о реализации проекта ГЧП или МЧП принимается соответствующим органом власти в срок не более 60 дней со дня получения такого заключения.

На основании решения о реализации проекта ГЧП или МЧП публичный партнер в срок не более 180 дней со дня принятия данного решения обеспечивает разработку соглашения, организацию и проведение конкурса на право его заключения. Федеральный закон четко прописывает требования к конкурсной документации, функции конкурсной комиссии, а также конкурсные процедуры, устанавливает перечень исключений, когда соглашение может быть заключено без конкурса. Определяются условия изменения, прекращения соглашений, а также замены частного партнера.

В законе закреплена норма о том, что любое имущество, передаваемое частному партнеру по соглашению, должно быть свободно от прав третьих лиц. Не допускается передача частному партнеру объекта соглашения (входящего в его состав имущества), которое на момент заключения соглашения принадлежит ГУП или МУП на праве хозяйственного ведения или государственному или муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления. Частный партнер не вправе передавать в залог объект соглашения и (или) свои права по соглашению, за исключением их использования в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения. Обращение взыскания на предмет залога возможно только в случае, если в течение не менее чем 180 дней со дня возникновения оснований для обращения взыскания не осуществлена замена частного партнера либо если соглашение не было досрочно прекращено по решению суда в связи с существенным нарушением частным партнером его условий.

Также федеральным законом определяются полномочия соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления в области ГЧП и МЧП. Закрепляются гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП и МЧП.

Новый закон определяет порядок предоставления частному партнеру земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр и использования их. Земельный участок, на котором расположен объект соглашения или который необходим для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, а также лесной участок, водный объект или его часть, участок недр, необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, предоставляются частному партнеру в аренду без торгов на срок, который устанавливается соглашением в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах и не может превышать срок действия такого соглашения.

В ряд кодексов и других законов Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения. Нормативные правовые акты в сфере ГЧП и МЧП подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона до 1 июля 2016 года. При этом к соглашениям, заключенным в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в сфере ГЧП и МЧП до дня вступления в силу Федерального закона, применяются положения указанных правовых актов. Такие соглашения действуют до окончания срока их действия на условиях, на которых они были заключены.

Федеральный закон РФ вступает с 1 января 2016 года.

Казахстанский законопроект «О государственно-частном партнерстве» находится на рассмотрении в Парламенте страны и ожидается, что он будет принят в конце текущего года.

 

 Жанар Тайжанова, директор департамента развития АО «Казахстанский центр ГЧП»

22 сентября 2015, 15:34
Источник, интернет-ресурс: Казахстанского центра государственно-частного партнерства , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript