«Неработающие» займы и их влияние на финансовую систему Казахстана

 

Биржан Ережепов,

главный эксперт департамента экспертизы

 Казахстанского центра ГЧП

 

Лидер нации Нурсултан Назарбаев 11 ноября 2014 года на политсовете партии «Нұр Отан» обратился с Посланием народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее», в котором он обозначил ключевые моменты новой экономической политики страны.

Глава государства поставил задачу «для оздоровления банковского сектора и выкупа «плохих» кредитов поручаю обеспечить в 2015 году дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов в размере 250 миллиардов тенге».

Хотелось бы остановиться более подробно по данной проблеме и описать, что явилось основанием для этого.

В рамках проведенной Программы оценки модуля стабильности финансового сектора Казахстана: (Financial Sector Assessment Program:Stability Module - FSAP) в 2014 году МВФ заключили, что основной проблемой банковского сектора является низкое качество активов и низкая доходность банков, в результате высокого уровня «неработающих» займов.

 «Неработающие» займы - займы банков второго уровня с просрочкой платежа свыше 90 дней.

Ниже представлена Таблица  по объемам кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней по БВУ:

Таблица

Период

Ссудный портфель, млн.тенге

Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней, млн.тенге

Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней (доля в кредитах), %

На 01.01.2012

10 472 767,36

3 225 587,74

30.80%

На 01.01.2013

11 657 874,01

3 473 160,00

29.79%

На 01.01.2014

13 348 171,09

4 158 212,56

31.20%

На 01.01.2015

14 184 814,02

3 340 370,79

23,55%

Источник: сайт Национального Банка Республики Казахстан

 

Исходя из данных, представленных в таблице  можно сделать вывод, что за последние четыре года доля «неработающих» займов в портфеле кредитов существенно не менялась.

 Резкий скачок доли кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней произошел в 2009 году и на 01.01.2010 г. составил 30,96% против 10,6% на 01.01.2009г. и 4,6% на 01.01.2008 г.

По мнению МВФ, доля «неработающих» займов в размере 30% всей системы на конец 2013 года является чрезмерно высокой и представляет собой системную угрозу для банковской системы. МВФ выделяет следующие основные риски и угрозы в случае неурегулирования проблемы высокой доли «неработающих» займов в банковской системе.

(а) Уровень «неработающих» займов в размере 30% всей системы представляет собой системную угрозу для банковской системы и надвигающееся условное обязательство для государственного сектора. Данные займы не были списаны либо переданы, что продолжает ограничивать кредитную активность банков.

(б) Высокая доля «неработающих» займов препятствуют финансовому посредничеству, что еще больше усугубляет убывающий интерес иностранных инвесторов в предоставлении займов казахстанским банкам;

(в) Неопределенность в урегулировании проблемы «неработающих» займов может снизить доверие инвесторов и потребителей финансовых услуг;

(г) Высокий уровень «неработающих» займов может негативно повлиять на стоимость активов банков и на уровень убытков банков, связанных с рисками как по «неработающим» займам, так и по займам без просрочек. Более того, низкая кредитная активность банков в связи с высоким уровнем «неработающих» займов отрицательно повлияет на прибыльность банков.

Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка  и финансовых организаций (АФН) в свое время были утверждены «Правила применения мер раннего реагирования и методики определении факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка второго уровня», которыми установлены нормативы по «неработающим» кредитам на балансе БВУ: к 2015 году не более 15% от общего ссудного портфеля, к 2016 году не более 10%.

            В случае не выполнения БВУ данных требований Национальный Банк РК (как преемник АФН может применить к БВУ меры, предусмотренные статьей 45 Закона РК «О банках и банковской деятельности».

Не решенные вопросы с «неработающими» займами БВУ, государство могло столкнуться с рядом проблем:

1)      увеличение  расходов на обслуживание внешнего долга РК, так как в случае дефолта БВУ рейтинг страны понизится;

2)      отток депозитов, влияющий на сокращение выданных кредитов, что отразжается на спаде ВВП и производства.

Необходимо отметить, что финансирование БВУ в размере 250 млрд. тенге является срочным и платным, в связи с чем, данные денежные средства не только оздоровят банковский сектор, но и полностью вернутся с учетом вознаграждения государству в течение 10 лет.

 

 

22 сентября 2015, 15:42
Источник, интернет-ресурс: Казахстанский центр государственно-частного партнерства

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript