Лента новостей
0

«Мы никогда не побеждали и 4 года вообще не играли». Райские острова в отборе на ЧМ-2018

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 30.09.2015 18:06 Zakon.kz
Владислав Воронин поговорил с тренером сборной Островов Кука, за которую играют строители, фитнес-тренеры и продавцы.
До чемпионата мира в России остается чуть меньше трех лет, и пока в квалификации участвуют только маленькие и совсем неординарные страны, пишет sports.ru. Например, в Океании на первом этапе отбора шумела сборная Островов Кука. Чтобы согласиться работать с такой командой, надо быть сумасшедшим. И на это есть несколько причин.



Страна занимает 15 небольших островов с акваторией около 2 миллионов квадратных километров, что примерно равно площади всей Западной Европы. Собрать сборную при такой географической раздробленности практически невозможно. Население Островов Кука – всего 15 тысяч человек, даже диаспоры в Австралии и Новой Зеландии больше – около 30 тысяч.

Ближайшие крупные страны находятся как минимум в 4 часах перелета, авиабилеты такие дорогие, что у федерации футбола просто не хватает денег на организацию товарищеских игр и турниров. Из-за этого сборная Островов Кука не появлялась на людях целых 4 года – после вылета из квалификации ЧМ-2014.

Незадолго до старта в отборе на ЧМ-2018 Острова Кука подписали 28-летнего тренера из Уэльса Дрю Шермана. Он начал обзванивать всех более-менее профессиональных футболистов и сколотил новую команду, которая неожиданно оказалась не лузерской. Острова Кука набрали в группе 6 очков и не пробились во второй раунд квалификации только из-за худшей разницы мячей.

Как выживает сборная, которая бултыхается на 205-м месте в рейтинге ФИФА (ниже только Папуа – Новая Гвинея, Ангилья и Багамы), рассказал сам Дрю Шерман.



Наша сборная 20 лет только проигрывала. Ни одной победы. В квалификации ЧМ-2018 мы впервые выиграли официальный матч. До этого команда участвовала в шести отборах на чемпионаты мира, и все было неудачно. Сейчас мы обыграли Тонга (3:0) и сборную Самоа, которая прошла в следующий раунд (1:0). Это лучшее выступление в истории страны.

Отпраздновать первую победу не получилось. Я думал, что нам нужно сначала пройти отборочный этап, а потом уже можно было бы устроить праздник. Мы только потом поняли, какого крупного успеха добились.

В чемпионате Островов Кука играют семь деревенских команд. Сезон длится всего 14 недель, так что футболистам практически невозможно играть столько, сколько будет достаточно для полноценного развития. Из этой лиги мы отобрали в сборную шестерых футболистов, все остальные базируются за границей.

По окончании футбольного чемпионата многие игроки могут выступать в других видах. Кто-то, например, пробует себя в регби. Один 17-летний парень из нашей сборной долго сомневался, что ему выбрать в качестве основного вида – футбол или регби. В итоге он сосредоточился на футболе. Тут сложилась такая мультиспортивная культура, потому что один и тот же клуб может участвовать в чемпионатах по нескольким видам.

Ни для кого из местных футбол не может быть основной или единственной работой. Только один игрок с Островов Кука имеет профессиональный статус, который признается по всему миру – и то он заигран за Новую Зеландию. Это вообще наша проблема: любой гражданин Островов Кука может играть за Новую Зеландию, потому что у всех есть гражданство этой страны. По сути, мы собираем тех местных игроков, которые не нужны Новой Зеландии.

Для всех игроков футбол – это только частичная занятость. В остальное время кто-то работает в местной ассоциации футбола, кто-то – строитель, кто-то – учитель, есть персональные тренеры из фитнес-клубов, есть продавцы из супермаркетов.



Найти время на тренировки сложно. Перед турниром местные футболисты не имели никакой практики, потому что сезон еще не шел. Мы тренировались три раза в неделю: два раза по вечерам в будни и один раз – на выходных. Но это только для шестерых местных. Те, кто базируется в Новой Зеландии, например, занимались группой раз в неделю. Местным ребятам приходилось отпрашиваться с работы на две недели, чтобы как следует подготовиться к турниру.

На первой тренировке сборной у меня было всего 8 игроков. На этап квалификации удалось собрать 19 футболистов – с Островов Кука, из Австралии, из Новой Зеландии. У нас было только пять тренировочных дней в полном составе. Все остальное время мы работали в очень усеченном составе. И то, чего мы добились в такие короткие сроки, – очень здорово.

Самая большая проблема для организации товарищеских матчей – невероятно высокая стоимость авиабилетов, длинные перелеты через океан стоят дорого. У ассоциации просто не хватает денег на транспортные расходы.

ФИФА дала нам деньги на подготовку к квалификации, поэтому мы смогли добраться до места и сыграть. А так – между отборами на ЧМ-2014 и ЧМ-2018 сборная Островов Кука просто не играла. Команда реально не собиралась с 2011 года. Четыре года без единой игры. Сейчас для нас главная цель – добиться проведения товарищеских матчей, чтобы снова не ждать четыре года.

За эти четыре года без матчей сборная полностью обновилась. 13 футболистов, которые поехали на этот этап квалификации, никогда раньше за команду не играли. Средний возраст – 22 года. Среднее количество матчей за сборную на игрока – 1,9. Нам не хочется, чтобы это повторилось.

Проще всего нам добраться до Новой Зеландии. Острова Кука популярны среди туристов, их рассматривают как тропический рай, так что отсюда куда угодно дорого лететь. На одного человека билеты в Новую Зеландию будут строить тысячу долларов. Это без учета различных расходов – на проживание, еду, тренировки и так далее. Только на перелет игроков и сотрудников надо 30 тысяч долларов.

Летать домой в Великобританию очень сложно. Недавно я возвращался на острова через Сан-Франциско и Окленд. Дорога заняла 46 часов. Это не самое доступное место, поэтому играть за пределами Новой Зеландии будет вообще нереально.

С другой стороны, это того стоит. Тут так красиво! Последнее, что поразило – сезон миграции китов. Можешь выйти на улицу и смотреть, как киты каждый вечер проплывают мимо острова. Это просто невероятно.

Мой остров настолько маленький, что нужно всего 35 минут, чтобы объехать его по кругу. Так что вы никогда не будете от океана далеко. Везде рядом пляж.



Есть и страшные моменты. Однажды я зашел в душ и увидел на стене очень большого паука. Да, есть насекомые, которые выглядят страшновато, но, к счастью, смертельной опасности нет. Правда, сейчас у меня уже выработалась привычка заглядывать под одеяло перед сном, потому что жена однажды легла и обнаружила там большую сороконожку.

До переезда на Острова Кука я работал в академии «Саутгемптона» с ребятами в возрасте от 12 до 16 лет, один из них играл за сборную Англии (U-17) на Евро два года назад. Академия «Саутгемптона» выпускает очень сильных ребят – Уолкотта, Бэйла, Окслейда-Чемберлена и других. Это престижная работа, но дело в том, что переход от академии ко взрослому футболу стал сложнее, он занимает много времени. Мне интересен новый опыт, возможность узнать больше о работе именно главного тренера. Поэтому меня заинтересовал звонок с Островов Кука.

Секрет академии «Саутгемптона» в том, что руководство и сотрудники умеют инвестировать в развитие юношеского футбола. Инвестировать не только деньги, но и время. Кроме того, там не боятся доверять молодым. Это и есть главный секрет: они задействуют игроков, которых выращивают. Если чувствуют, что футболист близок к основе – дают возможность играть прямо в основе, а дальше уже следят за прогрессом.

Я получил тренерскую лицензию УЕФА класса А в 21 год, так что я самый молодой ее обладатель в Великобритании. Я начал тренерский путь в 16 лет.

Мой отец был техническим директором Ассоциации футбола Уэльса, работал над программами по развитию юношеского футбола. Он работал и с Бэйлом, и с Рэмзи, но не ежедневно. Папа рассказывал, что Бэйл довольно долго рос, хоть в это и сложно поверить. То есть он долго был маленьким, можно сказать, хрупким. Потом подрос, добавил в атлетизме и стал таким мощным, каким мы знаем его сейчас.

Я занимался футболом в «Суонси». Был, как говорят тренеры, «умным игроком»: прекрасно понимал все установки, но мне не хватало возможностей, вариативности и мощи, чтобы реализовать все, что я хотел, видел на поле и слышал от тренера. Так что я быстро понял, что мне больше подходит именно тренерская работа. Мне всего 28 лет, конечно, я скучаю по игре, я ведь очень рано закончил. Но жалеть о решении смысла нет.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: