СВМДА: 23 года спустя

 

5 октября текущего года 26 азиатских стран будут отмечать 23-ю годовщину СВМДА.

Гун ЦЗЯНЬВЭЙ, посол, исполнительный директор Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии

СВМДА - это Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, инициатива о созыве которого была озвучена Президентом Нурсултаном Назарбаевым 5 октября 1992 года в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Идея сразу вызвала интерес у ряда членов - государств ООН тем, что в выступлении звучала конкретика. Лидер молодого независимого Казахстана предлагал временные рамки создания и поэтапного развития международного процесса, направленного на укрепление безопасности и стабильности на Азиатском континенте. Говорилось также и о субстантивном наполнении деятельности. Такая обоснованность предлагаемой инициативы способствовала тому, что сразу 16 стран заявили о готовности стать членами-государствами совещания.

Основная идея СВМДА заключается в создании переговорной площадки для обсуждения общих проблем развития Азиатского региона и борьбы с новыми вызовами, с которыми столкнулись все страны. Заинтересованность членов и потенциальных участников совещания вызвало и предложение работать поэтапно, с учетом национальных позиций всех государств. Все решения в рамках СВМДА принимаются консенсусом, что означает единогласное одобрение со стороны всех участников переговоров.

Сейчас работа СВМДА охватывает пять обширных направлений: гуманитарное, экологическое, экономическое, военно-политическое и борьба с новыми вызовами и угрозами. За прошедшие годы деятельность форума именно в таком формате подтвердила правильность и эффективность использования «мягкой дипломатии». Выработка и реализация мер доверия в одной области способствуют росту взаимопонимания между участниками переговоров в целом, становится основой для расширения сотрудничества и в других сферах.

23 года деятельности международной структуры - это много или мало? Рассмотрим, что сделано Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии за этот период.

С самого начала локомотивом процесса СВМДА стал Казахстан. Это и понятно, ведь страна выступила вдохновителем и организатором. С 1992 по 2010 год Казахстан выдвигал целый ряд инициатив, благодаря которым велась разработка регламентирующих и базовых документов, определяющих параметры деятельности, права и ответственность государств - членов СВМДА. Это достаточно внушительный пакет, который, кстати, не является незыблемым. Ряд из этих документов был далее доработан для соответствия меняющимся современным реалиям международной обстановки. Надо иметь в виду, что все документы СВМДА базируются на положениях и принципах Устава ООН.

Особое значение среди них имеют Алматинский акт и все политические декларации прошедших четырех саммитов на высшем уровне и четырех министерских встреч.

Деликатный подход и правильное определение ключевых параметров взаимодействия заинтересованных стран, сформулированные в Декларации о принципах, регулирующих отношения между государствами - членами СВМДА, после семи лет напряженной работы способствовали началу деятельности нового действенного института в сфере азиатской безопасности. Основная мысль декларации заключается в том, что «разнообразие национальных особенностей, традиций, культур и ценностей азиатских государств является не разобщающим, а ценным взаимообогащающим фактором их отношений».

В июне 2002 года в Алматы состоялся первый саммит глав государств/;правительств СВМДА, итогом которого стало подписание Алматинского акта - устава форума. На саммите также была принята Декларация по устранению терроризма и содействию диалогу между цивилизациями.

Алматинский акт является всеобъемлющим документом, разделившим деятельность СВМДА по четырем корзинам.

Первая - безопасность и сотрудничество. Государства-члены согласились предпринимать необходимые шаги для развития СВМДА как форума для диалога, консультаций и принятия решений и мер на основе консенсуса по вопросам безопасности.

Вторая корзина - вызовы безопасности. Страны обещают оказывать поддержку в усилиях по глобальному уничтожению оружия массового уничтожения; проводить политику ядерного разоружения как приоритетную, поддерживать контроль над вооружениями и разоружением; предпринимать шаги по противостоянию сепаратизму, наркотрафику, отмыванию денег, транснациональной преступности; осудили терроризм во всех его формах и проявлениях.

Третья корзина - меры доверия. Здесь речь идет о разработке и осуществлении мер доверия, направленных на укрепление сотрудничества и создание атмосферы мира, доверия и дружбы.

К четвертой корзине относятся детали структуры и институтов СВМДА.

На основе вышесказанного в 2004 году был разработан Каталог мер доверия СВМДА, который содержит комплекс мер, носящих рекомендательный характер для стран Азии в пяти измерениях: военно-политическом, борьбе с новыми вызовами и угрозами, экономическом, экологическом и человеческом. Этот документ значим, поскольку определяет приоритетные сферы взаимодействия государств-членов по их желанию и с учетом их интересов. Региональные особенности развития были учтены при принятии в 2007 году в Бангкоке Кооперативного подхода к имплементации мер доверия СВМДА, закрепившего механизмы их реализации. Государство-член может выбрать для координации осуществления конкретную меру в любом из измерений. Сейчас государств-координаторов или сокоординаторов уже 12.

Успешное проведение второго саммита СВМДА в Алматы в июне 2006 года подтвердило главное достижение - форум де-факто превратился в общерегиональную арену диалога и консультаций. Тогда же решением глав государств и правительств был создан административный орган - Секретариат СВМДА. В исполнительном органе работает профессиональный персонал, состоящий из дипломатов, направленных государствами-членами. Бюджет складывается из добровольных взносов стран.

Активная и плодотворная работа способствует росту авторитета СВМДА на международной арене. С 2007 года совещание имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. СВМДА на регулярной основе взаимодействует с ООН, МОМ, ОЭС, ШОС, ОБСЕ и др. В частности, представители совещания приглашаются для участия во встречах высокого уровня, включая заседания СБ ООН, для обсуждения насущных международных и региональных вопросов по всем измерениям безопасности. Помимо этого, идет диалог между СВМДА и другими региональными организациями о гармонизации совместных усилий в различных областях деятельности. СВМДА работает в тесном сотрудничестве с другими международными структурами во избежание дублирования и для повышения эффективности предпринимаемых международных усилий.

Постоянное расширение членского состава СВМДА как нельзя лучше свидетельствует о заинтересованности азиатских государств в его деятельности, а, следовательно, уверенности в его перспективах. Здесь хочется отметить следующее. Расширение членства в СВМДА - это не просто механический процесс увеличения количества стран. Новые участники сразу включаются в деятельность, являются инициаторами новых направлений работы. На основе имеющегося опыта можно констатировать, что постепенно происходит расширение не только членского состава форума, но и сфер его деятельности. Год от года растет количество и качество, улучшается содержание наших мероприятий. Оптимизм внушает то, что после согласования концептуальных моментов и определения соответствующих правовых рамок начинается практическая работа.

На сегодня можно уверенно говорить о том, что СВМДА это не просто процесс, но процесс, из которого государства извлекают практическую пользу. Только это способствует росту авторитета форума среди его государств-членов и привлекает новых участников. С 1992 по 2015 год число их увеличилось с 16 до 26.

В рамках СВМДА по всем измерениям проводятся мероприятия: практические, обучающие, ознакомительные и т. д. Так, в экономическом направлении состоялись 3 бизнес-форума, посвященных вопросам малого и среднего бизнеса (МСБ), который является очень важным сектором экономики в Азии, потому что именно МСБ обеспечивает ту стабильность, которая необходима развивающимся странам. А в Азии как раз большинство составляют такие государства, за исключением некоторых развитых. В работе бизнес-форумов участвовали как представители МСБ, так и государственные чиновники из этой сферы. В ходе прямого общения происходила презентация производств и продукции, обсуждение общих вопросов и путей их решения, обмен мнениями и главное - налаживание прямых контактов между предпринимателями стран СВМДА. Безусловно, достижением в экономическом измерении СВМДА стало предложение о создании Делового совета, проект которого утвержден. Сейчас формируется персональный состав совета, отрабатывается бизнес-ориентированный План действий до 2018 года. Как стало известно, Китай в качестве председателя СВМДА планирует провести первую учредительную конференцию Делового совета, а также четвертый бизнес-форум в своей столице в начале ноября 2015 года.

В области борьбы с наркотрафиком проведены обучающие семинары для специалистов различных профилей, связанных с этой проблемой: правоохранительных и медицинских. Аналогичные мероприятия состоялись и для представителей структур, участвующих в борьбе с новыми вызовами и угрозами. Примечательно, что преподавателями и лекторами на этих встречах были представители стран СВМДА, что способствовало изучению материала на основе реальной ситуации в азиатском регионе. Создаются базы данных контактных лиц, национальных координаторов, в том числе ведомств. Это немаловажная деталь. Ведь исполнители могут уйти из ведомства, но последнее сохраняет за собой ответственность за реализацию планов действий.

В области экологии Монголия взяла инициативу провести в сентябре текущего года экспертную встречу по лесонасаждению и борьбе с опустыниванием в Улан-Баторе.

В человеческом измерении проведены фестивали, издан сборник сказок и преданий стран СВМДА, был организован молодежный лагерь. Состоялись также мероприятия по продвижению межцивилизационного диалога, культурного сотрудничества, развития демократических процессов в регионе. Особо хотелось бы отметить, что в нынешнем году в Пекине состоялась первая учредительная конференция Молодежного совета СВМДА. Мы уверены, что Молодежный совет, несомненно, будет способствовать дальнейшему продвижению общего процесса в этом важном измерении.

В 2009 году запустилась работа и в военно-политическом измерении - одной из самых чувствительных областей для всех стран и организаций. Именно атмосфера переговоров в рамках СВМДА позволила достичь необходимого уровня доверия, что и дало возможность приступить к обсуждению конкретных мероприятий в этой сфере. В январе 2013 года государства-члены согласились начать осуществление в военно-политическом измерении следующих четырех основных мер, а именно: взаимные визиты представителей военных ведомств и военных учебных заведений; взаимные приглашения представителей вооруженных сил для участия в национальных праздниках, культурных и спортивных мероприятиях; обмен информацией о биографиях высших военных руководителей; обмен информацией о статусе присоединения или ратификации многосторонних инструментов по контролю над вооружениями и разоружению, а также конвенций о космическом пространстве.

Таким образом, во всех измерениях проведено несколько десятков мероприятий для стран СВМДА - семинары, конференции, а также обучающие курсы, фестивали, посещение военных объектов и т. д. С каждым разом увеличивается число стран, направляющих своих представителей для участия. Разнообразна и география проведения мероприятий.

В последнее время по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева участники СВМДА обсуждают целесообразность дальнейшей институционализации процесса - преобразования его в организацию. Важную роль в этом сыграли 3-й и 4-й саммиты, в ходе которых председательство приняла сначала Турецкая Республика с 2010 по 2014 год, а сейчас, с 2014 по 2018 год, председателем является Китайская Народная Республика.

На Шанхайском саммите в мае 2014 года, принимая председательство, Пекин объявил о готовности продолжать деятельность по всем измерениям, поддерживать все выдвинутые инициативы и реализовывать принятые планы действий в различных областях. Среди прочего была предложена новая Азиатская концепция безопасности. Само собой разумеется, для реализации этой концепции Китай будет способствовать укреплению связей и сотрудничества между государствами - членами СВМДА, а также взаимодействию с рядом региональных организаций.

Новая концепция безопасности выступает за общую, всеобъемлющую, кооперативную и устойчивую безопасность в Азии. Сегодня безопасность стала всеобъемлющей, трансграничной и межотраслевой проблемой. Она больше не связана с наращиванием военной мощи, чтобы запугивать другие страны. Безопасность одной страны в действительности связана с безопасностью других стран. Новая концепция безопасности принимает эту реальность в расчет.

Суть заключается в том, что страны должны противостоять попытке преследовать свою собственную «абсолютную безопасность». Вместо этого они должны заверить друг друга в решимости общего сосуществования и признания законных интересов безопасности других. Принимается во внимание и тот факт, что в эпоху глобализации угрозы международной безопасности стали более разнообразными. Терроризм, территориальные споры, религиозные конфликты, распространение оружия массового уничтожения, транснациональная преступность, экономические кризисы, гуманитарные катастрофы представляют собой комбинацию традиционных и нетрадиционных факторов. Суть кооперативной безопасности заключается в том, что страны должны урегулировать международные споры мирными средствами и противостоять использованию или угрозе использования силы. Они должны работать, чтобы находить, расширять и углублять общие интересы и построить более широкий, всеохватывающий и открытый механизм региональной безопасности.

Устойчивая безопасность принимает во внимание то, что развитие и процветание является важной гарантией безопасности. Устойчивое социально-экономическое развитие неотделимо от управления безопасностью и ее сохранением. Страны должны осознавать тесную связь между развитием и безопасностью и работать во имя их взаимного укрепления и скоординированного прогресса.

Прогнозировать что-либо в быстро меняющемся мире весьма трудно. Безусловно, многое зависит от общих приоритетов государств - членов СВМДА, поскольку именно они определяют стратегию развития и от них зависит будущая деятельность форума. Состоявшаяся месяц назад в Пекине очередная встреча Специальной рабочей группы СВМДА, состоящей из представителей всех стран, подтвердила этот тезис. На заседании рассматривалась текущая деятельность и обсуждались инициативы на ближайший период, что подтвердило растущую заинтересованность и активное участие государств-членов.

Как уже сказано выше, в ноябре текущего года Китай планирует провести четвертый бизнес-форум с широким участием представителей госучреждений, МСП, финансовых институтов и исследователей из стран - участниц СВМДА. Продолжается работа по координации деятельности государств совещания с целью вовлечения в развитие экономического пояса Великого шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века.

Были представлены инициативы по организации в конце текущего и начале следующего года мероприятия по информационным технологиям, энергетической безопасности и экологии, борьбы с терроризмом. Расширяется деятельность в области борьбы с наркобизнесом. Кстати, в июне 2015 годы подписан Меморандум о взаимодействии с Управлением ООН по наркотикам и преступности, что позволяет избежать дублирования в деятельности обеих организаций и повысить их эффективность.

К одному из достижений председательства КНР можно отнести активизацию работы по привлечению академических, исследовательских и экспертных кругов к рассмотрению современных вызовов, стоящих перед Азиатским регионом, и возможных путей их разрешения. На четвертом саммите СВМДА, состоявшемся 21 мая 2014 года в Шанхае, председатель Китая Си Цзиньпин предложил создать неправительственный форум СВМДА. 25-26 мая нынешнего года в Пекине была организована Первая ежегодная конференция неправительственного форума СВМДА, что стало логическим продолжением этого предложения. Участники конференции на тему «Азия в следующем десятилетии - безопасность и развитие» обсудили вопросы, относящиеся к обеспечению мира и развития в регионе, вопросы безопасности и другие проблемы. В конференции, прошедшей на высоком уровне, приняли участие бывшие политические лидеры, президенты и премьер-министры, бывшие министры иностранных дел и руководители высшего звена из государств-членов. Среди участников были также представители НПО и аналитических центров из государств-членов и наблюдателей СВМДА, а также других стран, представители международных организаций.

Деятельность СВМДА ориентирована на будущее, поэтому много внимания уделяется молодежи - ее проблемам, желаниям, возможностям. В прошлом году был создан Молодежный совет СВМДА, который объединил представителей молодежных организаций стран-участниц, занимающих активную жизненную позицию и полных решимости построить процветающую Азию. Во имя будущего мира, согласия, безопасности и благополучия во всем мире.

 

30 сентября 2015, 17:54
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Казахстанская правда»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript