Казахстан. Эра конкурентной разведки

 

Игорь Чернов,

директор ТОО «Informsecurity»

C:UsersНПК ЛогИкаDesktopРазноеgsm-spy-monitor.jpg 

Пришли недавно по звонку от знакомых товарищи одни. Возбужденные, аж трясло их. Нашли в офисе у себя вот такую штуковину. (GSM жук). Случайно нашли. Симка стоит TELE 2. Устройство уже разряжено, аккумулятор пустой. То есть сколько стояло оно там неизвестно. Те, кто ставил или не смогли убрать или не захотели, такое тоже случается, учитывая невысокую стоимость изделия. Их СБшники симку пробили через знакомых из ДВД, на девчушку какую-то оформлена, которая естественно ни сном ни духом. Спрашивали что сделать можно. Посоветовал пусть девчушка эта, на которую симка оформлена, детализацию возьмёт, пусть посмотрят на какой номер информация уходила, хотя там тоже номер скорее всего зарегистрирован на постороннего. Пусть пробьют если сумеют IMEI код телефона на который информация сливалась, можно что-то вытащить если дилетанты делали, но тоже не факт. И главное - даты посмотреть когда утечка была, проанализировать что тогда было, какая информация могла уйти, тем самым определив круг возможных заказчиков. Ну и ещё кое-что посоветовал. Когда уходили сказали - мы конечно слышали что такое бывает. Но чтобы с нами и в жизни - никогда бы не поверили.

Ну что тут скажешь. Всё в жизни в первый раз бывает.

К чему это я?

А вот к чему.

Любая компания в любой стране, если конечно она не является монополистом, заинтересована в получении конкурентного преимущества при продаже своих товаров или услуг. Это аксиома. Закон рынка. Это знают все. На достижение конкурентного преимущества направлены усилия (очень недешёвые) маркетологов, специалистов по продвижению, по исследованию рынка. А также специалистов по ведению конкурентных войн. О конкурентных войнах между крупными компаниями регулярно сообщают в деловых новостях. Как пример можно привести «вечную» войну между Apple и Samsung. За получение конкурентного преимущества на стремительно развивающемся рынке электронных гаджетов.  

В мире существуют два основных пути гарантированного (выделено мной) получения конкурентного преимущества.

Первый путь - использование административного ресурса. Это то, что на языке правоохранителей называется «коррупционными связями» а в простонародье звучит как «найди «агашку», поделись и спокойно работай».

Второй путь - конкурентная разведка.  

Рассмотрим детально эти два пути.

Использование административного ресурса. Хотя данный путь более характерен для развивающихся стран, тем не менее в СМИ хоть и не часто но регулярно появляется информация о том, что какой-то сенатор в США или чиновник еврокомиссии задержан и ему предъявлено обвинение. Обвинения всегда стандартные. Лоббирование интересов какой-либо компании при проведении госзакупок или реализации госпрограмм. То есть создание для этой компании режима гарантированного конкурентного преимущества. Здесь всё понятно.

В нашей стране использование административного ресурса до последнего времени было основным средством достижения конкурентного преимущества. Тесные связи с нужными «большими людьми» стали основой финансового благосостояния для многих компаний и многих бизнесменов. И многим казалось, что так будет всегда.

Однако в последнее время данный путь достижения конкурентного преимущества начал давать сбои. Связано это с борьбой с коррупцией, похоже не на шутку развёрнутой нашими властями. В результате многие ранее казавшиеся непотопляемыми «большие люди», до сих пор успешно продвигавшие интересы близких им компаний, либо оказались отстранёнными от должностей, либо под следствием, либо в бегах, либо в местах не столь отдалённых. Либо откровенно боятся оказывать услуги по лоббированию интересов. Фамилии приводить не буду, их и так все знают. А количество посаженных чиновников среднего и ниже среднего уровня вообще превышает все мыслимые и немыслимые пределы. О таких даже в СМИ упоминать почти перестали. Как мне объяснила знакомая журналистка, потому что то, что слишком часто происходит, читателю не интересно. Обвинения всегда тоже стандартные. Коррупция. То есть всё то же лоббирование интересов отдельных компаний.

И как-то так оказалось, что вдруг одновременно появилось много ранее никому не известных фирм, желающих потеснить лидеров нашего бизнеса, и стремящихся тоже откусить свой кусок от бюджетного пирога. И понятие «конкуренты» вдруг стало реальным. Вон они сидят в соседнем офисе и строят планы, как отобрать у меня мои, хоть пока ещё и не заработанные, деньги.

Конкурентная разведка. Для начала надо сказать, что конкурентная разведка возникла не вчера и не у нас. Специалисты пока не пришли к согласию в этом вопросе. Кто-то говорит, что конкурентной разведке несколько сотен лет, кто-то говорит несколько тысяч. Не суть важно. А важно то, что этим занимаются практически все крупные и множество средних и мелких компаний во многих странах. На том или ином уровне. Как пример можно привести компанию Mitsubishi, в штате которой есть отдел по «работе с конкурентами», в котором работают 80 сотрудников. И компания Mitsubishi совсем этого не скрывает.

Таким образом, для многих компаний конкурентная разведка является важнейшим инструментом минимизации рисков и обеспечения прибыли предприятия. То есть получения гарантированного конкурентного преимущества.

Задачи конкурентной разведки ничем не отличаются от задач любой разведки любой страны. Это:

- сбор информации о конкурентах, партнёрах, органах государственной власти, возможных изменениях на рынке предлагаемых товаров или услуг, и так далее;

- анализ информации;

- выработка рекомендаций для принятия руководством компании оптимальных управленческих решений по различным вопросам.

Методы работы тоже оригинальностью не отличаются. Сбор информации производится как из открытых источников (СМИ, интернет) так и с использованием не совсем законных способов. Таких как подкуп или шантаж лиц, имеющих доступ к интересующей информации, кража различных носителей с интересующими сведениями, внедрение агента в конкурирующую фирму с целью получить информацию, которая является коммерческой или банковской тайной, осуществление незаконного доступа к коммерчески значимой информации с использованием технических средств (прослушивание телефонных линий, кабинетов, незаконное проникновение в компьютерные сети) и т.п. Помните Штирлица, записывающего своих врагов на диктофон с целью документирования информации, передаваемой при разговоре? Сколько лет назад это было? Так вот, единственное что с тех пор изменилось - это размеры и технические характеристики диктофонов.

Я не могу сказать, что до последнего времени конкурентной разведки в нашей стране не было совсем. Какие-то элементы её присутствовали всегда. Но особую роль в вопросе достижения конкурентного преимущества она не играла. И это понятно. Административный ресурс работал, деньги шли, возможные конкуренты отсекались тем же ресурсом. Новые же «правила игры» повергли в шок очень многих наших бизнесменов. И заставили их менять стратегию работы предприятий. И конкурентная разведка становится востребованной. На рынке появился спрос на информацию. О конкурентах, о партнёрах, о чиновниках. Причём спрос подтверждённый деньгами. А это значит, что будет и предложение. Закон рынка.

Так что с новой эрой вас, господа.

 

 

 

 

6 октября 2015, 17:39
Источник, интернет-ресурс: Чернов И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript