Лента новостей
0

Закон РК «О государственных закупках» в действии

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 08.10.2015 21:02 Zakon.kz
Реестр недобросовестных участников госзакупок формируется уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование системы на основании решения суда, вступившего в законную силу.
В практике специализированных межрайонных экономических судов рассматривается категория дел по спорам, связанным с заключением и исполнением договоров государственных закупок - о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.

Закон РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок. Помимо данного Закона разъяснение порядка проведения и участия в них дано в Правилах осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства РК от 27 декабря 2007 года № 1301, Правилах проведения электронных государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства РК № 623 от 15 мая 2012 года.

В связи с принятием нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан №5 от 14 декабря 2012 года «О применении судами законодательства о государственных закупках» дано разъяснение неясностям правоприменительной практики по указанной категории дел.

Законом Республики Казахстан от 14 января 2014 года № 161-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» внесены ряд изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках».

Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на принципах оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок; предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласности и прозрачности процесса государственных закупок; оказания поддержки отечественным производителям товаров, поставщикам работ и услуг.

Учитывая важность вопроса признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в целом для дальнейшей предпринимательской деятельности этого поставщика, для дальнейшей трудовой деятельности его работников, законодателем разрешение данного вопроса отнесено к компетенции судов. Согласно п. 4 ст. 11 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень: потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям; потенциальных поставщиков, допустивших нарушение требований статьи 6 Закона; потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках; поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование системы государственных закупок на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Потенциальные поставщики или поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок. В случае, предусмотренном подпунктом 2) п.2 ст. 38 настоящего Закона, договор о государственных закупках может быть заключен с потенциальным поставщиком, включенным в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников государственных закупок, исключаются из указанного реестра не позднее одного рабочего дня со дня окончания срока, установленного частью третьей настоящего пункта. Решение о внесении потенциального поставщика или поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок может быть обжаловано ими в судебном порядке.

Заказчик в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) части первой настоящего пункта, обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Единый организатор государственных закупок в случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Пунктом 5 ст. 11 Закона предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестрах, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, размещаются на веб-портале государственных закупок и должны быть доступны для ознакомления заинтересованным лицам без взимания платы. При рассмотрении исков о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок суды обращают внимание на основания признания недобросовестным участником государственных закупок и соблюдение заказчиком пресекательного срока (не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках) для обращения в суд, установленного п.4 ст. 11 Закона.

Согласно п. 3 Нормативного постановления, установленный законом срок подачи иска является пресекательным, его истечение является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

В случае нарушения заказчиками пресекательного срока для обращения в суд с иском суды отказывают в признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Участникам государственных закупок, как субъектам правовых отношений, необходимо соблюдать основополагающий принцип добросовестного пользования своими правами без всякого злоупотребления и такого же исполнения обязанностей для достижения целей и задач государственных закупок.

Судья суда города Астаны Гульжанат Рахметова


Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: