СЭЗ Казахстана запустили со второй попытки

 

Последние пять лет стали поворотными в развитии специальных экономических зон Казахстана. За это время удалось перевести развитие СЭЗ из вялотекущего режима в фазу активного заполнения индустриальными проектами, сообщили на днях в пресс-службе Министерства по инвестициям и развитию (МИР) РК.

«Начиная с 2009 года по настоящее время инвестиции в проекты СЭЗ превысили 375,5 млрд тенге. За 5 лет было реализовано 136 проектов, создано 9230 рабочих мест. Объем производства по сравнению с 2009 годом вырос в 5 раз и составил 816,3 млрд тенге», - указывается в распространенном сообщении ведомства.

А к 2019 году, как предполагает МИР, по плану развития специальных экономических зон будет введено в эксплуатацию около 50 проектов, создано более 20 тысяч рабочих мест.

По итогам первой пятилетки госпрограммы индустриально инновационного развития с 2010 по 2014 годы удалось перевести развитие СЭЗ из вялотекущего режима в фазу активного заполнения индустриальными проектами.

На территориях СЭЗ сегодня действуют предприятия, занятые в машиностроении, производстве строительной и текстильной продукции.

В число действующих проектов входят завод по выпуску пассажирских вагонов (Talgo, СЭЗ «Астана - Новый город»); производство воздушных летательных аппаратов (Eurocopter, СЭЗ «Астана - Новый город»); гигроскопической ваты, хлопковой целлюлозы и технической карбоксиметилцеллюлозы («Хлопкопром-Целлюлоза», СЭЗ «Онтустiк»); фабрика по выпуску ковровых изделий («Бал Текстиль», СЭЗ «Онтустiк»); завод по производству шаровых кранов («Бёмер Арматура», СЭЗ «Сарыарка»); производство каустической соды («Каустик», СЭЗ «Павлодар»). Всего более 130 активных проектов.

 

Ради инвестиций

 

Изначально было определено, что специальные экономические зоны станут основными площадками для привлечения инвестиций. С этой целью вносятся и поправки в законодательство. Так, в середине сентября мажилисмены одобрили законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования специальных экономических зон». Основной целью его является улучшение условий для повышения инвестиционной привлекательности СЭЗ, создание стимулов для вложений и устранение формальных барьеров.

- Главное - установление стабильности налогового законодательства. В прошлом году был принят закон по инвестициям, где предусмотрен принцип внедрения стабильности законодательства на 10 лет в рамках заключаемых инвестиционных контрактов. Такую же норму мы прописываем здесь для того, чтобы инвесторы, которые заходят в специальную экономическую зону, были уверены в четком налоговом режиме на период реализации проекта, - сказал глава МИР Асет Исекешев, представляя законопроект.

По его словам, на данный момент инвестиции в инфраструктуру, которые были выделены из бюджета и национального фонда, составляют 262 млрд тенге.

- В проекты уже вложено 375 миллиардов частными инвесторами, и проекты, которые находятся на стадии реализации, составляют еще 2 трлн тенге. То есть порядка 2,5 трлн тенге частных инвестиций будет вложено в СЭЗ, - сказал он.

При этом объем производства в СЭЗ составляет 816 млрд тенге, создано 9230 рабочих мест.

Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в части налогообложения организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон. Предлагается передача подтверждения доходов от местных исполнительных органов автономному кластерному фонду, а также расширение льгот участникам по ставкам, применяемым при исчислении земельного и корпоративного подоходного налогов, налога на имущество и платы за пользование земельными участками. Вместе с тем предусматривается применение налога на добавленную стоимость по нулевой ставке за оборот от реализации товаров собственного производства наряду с недропользователями и предпринимателям, осуществляющим деятельность по соглашению (контракту) о разделе продукции.

 

Приоритеты и архитектура

 

Также законом предусматривается оптимизировать процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ. На данный момент, по словам министра Асета Исекешева, действующая практика является «негибкой и препятствует раскрытию всего потенциала СЭЗ». Сейчас в случае отсутствия необходимых для потенциального инвестора видов деятельности проект не допускается к реализации на территории СЭЗ, несмотря на то, что отвечает целям создания свободной экономической зоны. Поэтому предлагается всю ответственность по приоритетным видам деятельности перенести на уровень правительства, что по идее «позволит сократить процедуру определения приоритетных видов деятельности с учетом экономической эффективности, создания рабочих мест и в целом для всей экономики Казахстана до 1-3 месяцев».

Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в закон «Об архитектурной градостроительной и строительной деятельности в РК», согласно которым при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации объектов на территории СЭЗ предлагается применение правил и стандартов иностранных государств, международных и региональных организаций.

- МИР РК будет продолжена разработка законодательной основы для функционирования Единого координационного центра. Будет активизирована работа по привлечению инвесторов, в том числе иностранных, на территорию СЭЗ, а также внедрение новой модели управления ими в соответствии с рекомендациями международных консультантов, - сообщили в министерстве.

Согласно данным министерства, сегодня на территории казахстанских СЭЗ на стадии реализации находятся 90 проектов на сумму более 2 трлн тенге. Из них 16 проектов стоимостью 60,3 млрд тенге будут введены в эксплуатацию до конца текущего года. Реализация всех этих проектов в совокупности, как уже было сказано, позволит создать около 20 тысяч рабочих мест.

 

Хорошо забытое старое

 

Как известно, нынешние СЭЗ - это уже вторая попытка государства по созданию привлекательных инвестиционных зон, которые ускорят развитие регионов, решат социальные вопросы и положительно скажутся на финансовом положении страны в общем. Мировая практика показывает, что это хороший инструмент для стимулирования развития отдельных отраслей и экономики в целом.

Еще в 1990 году в Казахстане был принят закон о свободных экономических зонах. На их территории можно было заниматься любыми законными видами деятельности. Компаниям, работающим там, предоставлялся широкий список льгот и таможенных преференций. В период с 1991 по 1996 год в Казахстане было создано девять таких зон: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области, Алакольская и Жаркентская в Талдыкорганской, субзона на базе предприятия «Талдыкорганвнештранс» в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая зона «Атакент» в Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными экономическими зонами. Однако этот опыт оказался неудачным. Большинство созданных зон появились без должного анализа и стали экономически неэффективными. Кроме того, под СЭЗ отводились огромные территории, но не был четко продуман механизм управления и не определены центры ответственности. В конечном итоге все они, независимо от успешности, были упразднены в 1996 году.

Однако от самой идеи специальных экономических зон, демонстрирующих уверенные успехи в других странах, не отказались. Историю СЭЗ было решено писать заново. В том же 1996 году издан указ Президента, имеющий силу закона «О специальных экономических зонах». Были определены сроки существования СЭЗ, изменена система управления, а правовой режим приведен в соответствие с налоговым и таможенным законодательством. Каждая зона теперь имеет свои приоритетные цели и соответствующие приоритетные проекты.

Первая специальная экономическая зона «Астана - Новый город» появилась в 2002 году. Своим бурным ростом город, в который привлекалось все больше инвесторов, во многом обязан деятельности СЭЗ. Первоначально территория специальной площадки, на которой были созданы наиболее благоприятные условия для новых партнеров, составляла 1052 гектара. Путем создания СЭЗ организаторы планировали привлечь до 238 млрд тенге. Однако проект превзошел все ожидания. С 2002 по 2015 годы объем привлеченных инвестиций в СЭЗ «Астана - Новый город» составил более двух триллионов тенге, а площадь СЭЗ - 7 634,71 га.

СЭЗ сегодня

На сегодняшний день в Казахстане созданы 10 специальных экономических зон, которые условно можно разделить на три группы:

1) промышленно-производственные зоны - «Морпорт Актау», «Онтустiк», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Павлодар», «Сарыарка», «Астана - Новый город», «Химический парк Тараз»;

2) сервисные - «Бурабай», «Астана - Новый город», «Хоргос - Восточные ворота»;

3) технико-внедренческая зона - «Парк информационных технологий».

В настоящее время основная инфраструктура трех СЭЗ - «Сарыарћа», «Оѓтљстiк» и «Бурабай» - завершена полностью. В 2015-2016 гг. планируется стопроцентное завершение работ по строительству основной инфраструктуры еще пяти спецзон: СЭЗ «Морпорт Актау» (2015 г.), СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» (2015 г.), СЭЗ «Астана - Новый город» (2016 г.), СЭЗ «Химический парк Тараз» (2016 г.), СЭЗ «Парк инновационных технологий» (2я очередь - 2016 г.). В 2018-2019 будет завершено строительство основной инфраструктуры оставшихся СЭЗ: «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Павлодар».

Общая характерная черта этих СЭЗ - благоприятный инвестиционный климат, включающий в себя таможенные и налоговые льготы. Инвесторы, действующие на территории специальных экономических зон, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе производства. Они освобождаются от корпоративного подоходного налога (КПН). Кроме того, не уплачивают земельный налог и налог на имущество. Здесь действует и режим свободной таможенной зоны - иностранный товар освобожден от уплаты таможенных пошлин и налогов, за исключением акциза на импортируемую продукцию.

В СЭЗ действует упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы. Выдача разрешений на привлечение гастарбайтеров местными исполнительными органами производится в соответствии с законодательством РК, но в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

Но самое главное - строительным компаниям, действующим на территории СЭЗ, не приходится тратиться на строительство инженерных коммуникаций. Все это осуществляется на бюджетные деньги.

 

Кто подходит для СЭЗ

 

Участником специальной экономической зоны может быть юридическое лицо (включая иностранное), планирующее осуществлять на территории СЭЗ приоритетные виды деятельности. В случае, если на момент подачи документов оно не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в качестве налогоплательщика РК, представляется копия соответствующей справки.

Однако существуют ограничения, согласно которым дорога в СЭЗ закрыта. Они распространяются на недропользователей, организации, производящие подакцизные товары, за исключением производства, сборки (комплектации) подакцизных товаров, предусмотренных статьей 279 Налогового кодекса. Кроме того, участвовать в СЭЗ не могут организации, применяющие специальные налоговые режимы, инвестиционные налоговые преференции и представители игорного бизнеса.

Чтобы получить налоговые льготы, нужна обязательная регистрация в качестве налогоплательщика на территории СЭЗ. Доходы от реализации товаров собственного производства по приоритетным видам деятельности СЭЗ должны составлять не менее 90 процентов совокупного годового дохода (для СЭЗ «ПИТ» - 70 процентов). Кроме того, не должно быть структурных подразделений за пределами спецзоны.

СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономические связи, развивать и реформировать регионы, раскручивая производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, технологии и современный менеджмент, создавать дополнительные рабочие места и обеспечивать занятость населения. Вместе с тем дают возможность расширять поставки на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.

 

Нургуль Салыкжанова

 

 

8 октября 2015, 16:21
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Литер»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript