Казахстан ищет экзотические пути транспортировки углеводородов

 

Генеральный директор АО «КазТрансОйл» Каиргельды Кабылдин в рамках евразийского форума Kazenergy в очередной раз подтвердил намерение Казахстана участвовать в проекте транспортировки нефти и газа из РК в Индию, назвав такой шаг стратегически необходимым для развития энергетического комплекса страны. Сама по себе идея транспортировки казахстанских углеводородов в Индиюподнимается не в первый раз, но наиболее активно о реальности таког о проекта заговорили около двух лет назад, и эта тема вновь реанимирована сейчас.

«Казахстан на сегодня уже создал многовекторную, эффективно функционирующую, надежную систему транспортировки нефти. Все существующие направления имеют потенциал к расширению. Сегодня мы предполагаем, что Казахстан может воспользоваться своей инфраструктурой для транспортировки нефти и газа на растущий азиатский рынок и станет энергетическим бриджем между Европой и Азией. Сейчас происходит трансформация направлений нефтяных и газовых потоков, которые переориентируются на восток. Есть два огромных покупателя - Китай и Индия, которые от Казахстана находятся на расстоянии вытянутой руки. Мы уже в Китай дошли, есть перспективное направление на Индию, это лишь 2,5 тыс. километров, это тоже возможно решить. Есть сегодня у Западносибирского бассейна нефтепровод Омск - Павлодар - Шымкент производительностью до 25 млн тонн, на сегодня не загружен. Есть нефтепровод Казахстан - Китай, который до 20 млн тонн имеет мощность, тоже полностью не загружен, то есть сегодня инфраструктура находится на границах направления на Индию», - сказал Каиргельды Кабылдин.

 

вТАПИть до Индии

 

В 2013 году, когда экс-посол Казахстана в Индии Дулат Куанышев сообщил о намерении Казахстана проложить нефтепровод из Шымкента в Индию, эксперты выдвигали различные версии того, как этот проект может выглядеть. Наиболее вероятным и тогда и сейчас, по словам аналитиков, кажется его смычка с проектом ТАПИ, благодаря которому возможна транспортировка туркменского газа через Афганистан и Пакистан в Индию. Предполагается, что помимо газопровода может быть построен неф-тепровод на юге Казахстана, который пройдет по территории Узбекистана до Афганистана, где и сомкнется с трубой до Индии.

Стоит отметить, что в конце июня 2015 года во время визита министра энергетики РК Владимира Школьника в Индию и встречи с министром неф-тяной промышленности этой страны Дхармендрой Прадханом стороны договорились о проведении оценки экономической целесообразности транспортировки нефти, трубопроводного и сжиженного газа из Казахстана в Индию. Также было принято решение создать совместную рабочую группу по изучению этого вопроса.

«После открытия железнодорожного сообщения между Ираном, Туркменистаном и Казахстаном мы изучим возможность развития этого маршрута как связующего звена с международным транспортным коридором Север - Юг», - было тогда отмечено в итоговом совместном заявлении сторон.

 

Усилить позиции на мировом рынке

 

Одной из причин заинтересованности Казахстана в прокладке трубы до Индии эксперты называют стремление открыть, помимо ветки Запад - Восток, новое направление транспортировки углеводородов в направлении Север - Юг, что может существенно усилить позиции республики на международном рынке.

Директор компании Oil Gaz Project Жарас Ахметов в комментарии «Литеру» отметил, что самый оптимальный способ доставки нефти в Индию - это своп нефти с Ираном, который, как только с Ирана снимут санкции, станет реальным. Но для этого надо расширять порт Актау и Курык. Как вариант - продлить до Ирана трубопровод Омск - Павлодар - Шымкент - Бухара - Чарджоу. Но в таком случае придется решать вопрос с поставками нефти на Бухарский НПЗ и Чарджоуский НПЗ.

«В принципе, в этом нет ничего страшного, лишь бы платили. Альтернативы свопу с Ираном выглядят не очень убедительно и по политическим, и по географическим соображениям. На дальнюю перспективу, когда все успокоится, возможным выглядит транзит через Афганистан и Пакистан. Тем более что в Афганистане есть нефтяные ресурсы, пока еще слабоизученные», - сказал он.

Нефтегазовый аналитик, доктор университета регионоведения «Ханкук» из Южной Кореи Ровшан Ибрагимов заметил, что теоретически экспорт углеводородов - в первую очередь нефти - из Казахстана в Индию возможен. Экономика Индии сейчас активно развивается, потребность в энергоресурсах растет, к тому же большая часть населения страны (порядка 200 млн человек) не имеет доступа к электричеству. И это ситуация, которую нынешнее правительство Индии желает изменить. Однако единственно логичным путем транспортировки нефти и газа из Казахстана является маршрут, пролегающий через территорию Китая, считает эксперт, он и наиболее безопасный по сравнению с другими возможными маршрутами. Одновременно в этом случае трубопроводы будут проходить через одну транзитную страну, а не через несколько, как при любом другом раскладе. К тому же имеются трубопроводы от казахстанских месторождений в Китай. По территории этой страны можно будет проложить трубопроводы далее до Индии, заметил он.

«Ряд крупных городов Индии, таких как столица Нью-Дели, Мирут, Лудхиана, Фаридабад, Джайпур, Агра, находятся на сравнительно небольшом от китайско-индийской границы расстоянии. Эти города могли бы быть заинтересованы получать энергоресурсы из альтернативного источника. Но существует и проблема технического плана для осуществления данного проекта: дело в том, что прилегающие к китайско-индийской границе территории расположены в высокогорье, где средняя высота достигает в среднем 6000 метров. В этих условиях будет непросто строить трубопровод, а затем обеспечивать прокачку по нему углеводородов, учитывая высоту угла, по которому они должны поступать, и низкую температуру, из-за которой нефть может просто замерзнуть. Учитывая, что казахская нефть имеет в своем составе парафин, это может привести к тому, что нефть в трубопроводах просто замерзнет. Конечно, существуют технологии, которые могут предотвратить это, однако это серьезно скажется на себестоимости нефти. Любой другой маршрут для экспорта казахстанской нефти в Индию даже не стоит рассматривать по причине нерентабельности, нестабильности региона и необходимости пересечения территорий нескольких государств», - пояснил Ровшан Ибрагимов.

 

Рисковое мероприятие

 

Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев заметил, что предложение директора АО «КазТрансОйл» Каиргельды Кабылдина об экспорте казахстанских нефти и газа в Индию имеет большой экономический смысл. Казахстану удалось после прокладки нефтепровода и газопровода в Китай освоить этот самый перспективный в мире рынок. Теперь надо думать о том, как в перспективе освоить рынок второй самой быстрорастущей экономики стран БРИКС - индийской.

«Проблема только в том, что на пути к реализации этого действительно экономически разумного проекта стоят география и геополитика. Прокладка через Туркмению, Иран в Пакистан и далее в Индию - проект с точки зрения физической географии очень даже возможный. Но на его пути стоят пока до конца не снятые американские санкции против Ирана, тяжелые отношения Ирана с блоком государств во главе с Саудовской Аравией и, наконец, тяжелые отношения Индии с Пакистаном. Да плюс Иран и Туркменистан были бы рады продавать Индии свои собственные нефть и газ. Данный проект будет альтернативой долгое время обсуждавшемуся газопроводу Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия, что, возможно, Ашхабаду не очень понравится. Соответственно, будет кому помешать его реализации. Прокладка нефтепровода или газопровода в Индию через Афганистан маловероятна в силу тяжелой и все более ухудшающейся ситуации в этой стране и на ее границах. Наконец, трубопровод через Китай в Пакистан и Индию был бы трудноосуществим по причине географической: через горы, вдоль Каракорумского шоссе его очень сложно проложить. Так что, пока надо разные проекты доставки казахстанских углеводородов на рынки Индии прорабатывать на экспертном уровне, идея здравая, но до ее практической реализации еще далеко», - убежден Андрей Казанцев.

 

Кто заплатит?

 

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отметил, что в первую очередь необходимо договориться с потенциальными покупателями, так как пока масштабных договорённостей не достигнуто и непонятно, готовы ли вообще азиатские страны покупать углеводородные ресурсы из Казахстана. Соответственно, нет оснований для строительства соответствующей инфраструктуры.

«Естественно, что существуют значительные риски в проектах поставок нефти и газа из Казахстана в Азию. Это и геополитические риски, и экономические риски. А значит, их придётся как-то минимизировать, если проекты будут претворяться в жизнь, но понятно, что полностью их убрать из проектов не удастся. Но количество этих рисков и их масштаб столь велики, что для их минимизации потребуются огромные силы и средства, а также время. В результате не исключено, что стоимость углеводородного сырья из республики может оказаться неконкурентоспособной по сравнению с сырьём из других стран, что если не поставит под удар все эти проекты, то серьёзно увеличит сроки их окупаемости и окажется невыгодным для компаний, которые будут участвовать в проектах», - сказал Дмитрий Баранов.

 

Между тем

Проект ТАПИ считается одним из самых дорогостоящих в мире и оценивается порядка 8 млрд долл. Если Казахстан в качестве приоритетного видит маршрут из Шымкента в Индию, то его протяженность составит порядка 2000 км, что на 300 км больше, чем у ТАПИ. Готова ли республика в строительство трубы вложить больше 8 млрд долл., также остается под вопросом.

 

Марат ЕЛЕМЕСОВ

 

10 октября 2015, 14:26
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Литер»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript