К открытому обществу

 

Вчера в Астане прошла организованная Мажилисом международная научно-практическая конференция «Доступ к информации и общественное участие как фактор обеспечения прозрачности и эффективности деятельности государственных органов». Участники форума обсудили проекты законов «О доступе к информации», «Об общественных советах» и «О противодействии коррупции».

В работе конференции приняли участие парламентарии, представители государственных органов, международных организаций, гражданского общества. Конференция организована Комитетом Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе, Правовым советом при партии «Hyp Отан», фракцией партии «Hyp Отан», Офисом программ ОБСЕ в Астане, Системой ООН в Казахстане и Центром исследования правовой политики при финансовой поддержке посольства Великобритании в Астане.

Как отметил, открывая работу конференции, ее модератор депутат Мажилиса Нурлан Абдиров, организация данного мероприятия стала логическим следствием совместной системной работы государства и общества в направлении обеспечения большей прозрачности и открытости деятельности государственных органов, широкого вовлечения граждан как в процесс принятия решений, так и собственно решение государственно важных вопросов, затрагивающих интересы граждан.

- Здесь прежде всего речь идет о таких важных вопросах, обсуждение которых в эти дни вызывает неподдельный интерес в обществе, как обеспечение доступа граждан к информации, их участие в процессе формирования бюджета и обсуждении отчета об его исполнении, составлении стратегических планов развития, включая развитие территорий, системном противодействии таким негативным явлениям, как коррупция и многом другом, - отметил Н. Абдиров.

Одним из актуальных является рассматриваемый сегодня в Мажилисе проект закона «О доступе к информации», работа над которым была начата депутатами фракции «Нур Отан» в Мажилисе еще в прошлом, IV созыве. Сегодня звучит немало нареканий в том, что такой закон нужно было разработать и принять намного раньше, однако, отметил Н. Абдиров, история европейских и других развитых стран показывает, что к принятию такого закона они шли порою долгие годы.

- Помнится, на одной из организованных тогда нами крупных конференций посол Великобритании обратил внимание участников, что в его стране такой закон был принят после обсуждений, которые длились целых 30 лет, - напомнил депутат.

Представляя законопроект «О доступе к информации» депутат Мажилиса Маулен Ашимбаев отметил, что в законопроекте разработчики постарались четко прописать, какая информация не подлежит ограничению для общественности.

- В действующем Законе «О государственных секретах» изложен список информации, который не подлежит засекречиванию. Мы пошли дальше. Мы составили список информации, которая не просто не подлежит засекречиванию, но и не подлежит ограничению. Мы этот перечень достаточно серьезно расширили. Включили туда такую чувствительную информацию, как о фактах совершения актов терроризма, о состоянии пожарной безопасности, о санитарной, эпидемиологической и традиционной безопасности, безопасности пищевых продуктов, также о формировании и расходовании средств республиканского и местного бюджетов, о контроле за расходованием средств республиканского и бюджетного бюджетов и очень много другой информации, которая не должна ни в коем случае ограничиваться для общественности, - отметил М. Ашимбаев.

Он также отметил, что в новой редакции закона «О доступе к информации» разработчиками внесен ряд основных принципов: законность, открытость и прозрачность деятельности обладателя информации. При этом, по его словам, информация должна быть достоверной, полной и предоставляться своевременно.

- Мы заложили принцип равного доступа к информации. То есть информационное неравенство является фактором, который препятствует развитию демократических процессов. Следующий принцип - неразглашение государственных секретов и иных охраняемых законом тайн. Неприкосновенность частной жизни, личной семейной тайны, а также соблюдение прав и законных интересов юридических лиц, - отметил мажилисмен.

Заместитель Генерального прокурора РК Жакип Асанов в своем выступлении на форуме отметил, что значение законопроекта о доступе к информации трудно переоценить.

- Информация сегодня - реальный товар. Она ценится ничуть не меньше ресурсов природных, финансовых, трудовых. От ее своевременности, полноты, объективности зависит и защищенность каждого из нас. Именно поэтому наша Конституция в числе высших ценностей государства провозгласила право человека свободно получать информацию, - отметил заместитель Генпрокурора.

По его словам, законопроект, а в перспективе закон, имеет профилактический заряд, так как он обязывает госорганы быть открытыми и информировать население о принимаемых решениях.

- Когда нет прозрачности, создается поле для коррупции, мошенничества и другого негатива. Ведь легче всего «ловить рыбу в мутной воде», - считает Ж. Асанов.

Свой анализ проекта закона «О доступе к информации» по индикаторам глобального рейтинга свободы информации (RTI) представила Мунхтуя Алтангерел, заместитель Регионального представителя Программы развития ООН в РК. Она подчеркнула, что Программа развития ООН в Казахстане, как и другие агентства ООН, представленные в стране и регионе, поддерживает усилия Правительства и Парламента по достижению прозрачности и открытости их деятельности, повышению роли общества в управлении делами государства и противодействию коррупции.

- Пять институциональных реформ и 100 шагов, объявленных Президентом Казахстана, содержат комплекс конкретных мероприятий по формированию современного государственного аппарата и транспарентного подотчетного государства, а также обеспечения верховенства закона в Казахстане. На пути осуществления программы модернизации Казахстана принятие закона «О доступе к информации» наряду с другими прогрессивными законами призвано дать огромный импульс развитию страны в ближайшем будущем, - сказала М. Алтангерел.

Она проинформировала, что в июне 2015 года эксперты системы ООН уже оценивали законопроект «О доступе к информации» и вынесли свои рекомендации. Эксперты отметили, что законопроект представляет собой концептуальную основу для обеспечения транспарентности и открытости органов государственной власти, что сильной стороной законопроекта является подробно описанный процесс предоставления информации госорганам по опубликованию, включая рекомендации по применению информационно-коммуникационных технологий. Также в законопроекте предлагается приемлемая и адекватная плата на получение информации, что соответствует принципу о минимальных затратах.

Представитель Программы развития ООН в РК озвучила мнение и рекомендации выдающегося юриста и эксперта в области свободы информации Тоби Мендела, изучившего казахстанский законопроект «О доступе к информации» с точки зрения соответствия индикаторам Всемирного рейтинга свободы информации. Т. Мендел отметил, что казахстанский законопроект «О доступе к информации» дает относительно твердые гарантии права на доступ, а также в плане его сферы действия и применения, и процедур подачи и обработки запросов на предоставление информации. Эксперт выработал и свои рекомендации.

Проект закона «Об общественных советах» также был обсужден в ходе конференции. Как отметил один из разработчиков документа депутат Куаныш Султанов, проект закона разработан во исполнение 99 Шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства» и Программы противодействия коррупции партии «Нур Отан» на 2015-2025 годы. Речь идет об усилении роли общественных советов при госорганах и акимах в части обсуждения выполнения стратегических планов и программ развития территорий, бюджетов, отчетов, достижения целевых индикаторов, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, проектов программных документов. Закрепление статуса и полномочий общественных советов законом повысит прозрачность принятия государственных решений.

- Общественные советы являются одним из важных инструментов реализации государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечению широкого участия общественных институтов и граждан в принятии решений государственными органами всех уровней, - подчеркнул К. Султанов.

Третья сессия конференции была посвящена экспертным слушаниям по проекту закона «О противодействии коррупции», который представила ее модератор, руководитель рабочей группы по проекту закона Светлана Бычкова. Она отметила, что целью законопроекта является устранение коррупции в обществе и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции в государственном аппарате и иных сферах. Законопроектом решаются следующие основные задачи: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за них; влияние на антикоррупционные мотивы поведения человека; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

В ходе сессии также прозвучали и выступления экспертов из международных организаций. Было отмечено, что Казахстан стоит на пороге важнейших законодательных решений, инициированных Президентом страны. Внедрение новых механизмов и процедур для государственных органов по обнародованию информации о своей деятельности, создание и деятельность общественных советов, новые комплексные и инновационные подходы по организации государственной службы будут способствовать повышению эффективности государственного управления, информированности общества, реализации антикоррупционных реформ.

Автор: Адия КЕНЖЕГУЛОВА

 

26 сентября 2015, 17:19
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Казахстанская правда»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript