Проблемы унификации гражданского законодательства в рамках Таможенного союза (Сулейменов М.К., Директор НИИ частного права Каспийского общественного университета, академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор

15 октября 2015, 11:08
Фото:

Сулейменов М.К.

Директор НИИ частного права

Каспийского общественного

университета, академик НАН РК,

доктор юридических наук,

профессор

Экономические последствия вступления Казахстана в Таможенный союз и ВТО

Если говорить о проблемах, поставленных в названии конференции, то экономические последствия вступления Казахстана, как в Таможенный союз, так и в ВТО неминуемо должны быть неблагоприятными. От экономических союзов всегда выигрывают промышленные страны с сильной экономикой и развитым экспортом. Казахстан как страна сырьевой направленности и неразвитой обрабатывающей промышленностью обречен, быть сырьевым придатком любого экономического союза, будь то Таможенный союз или ВТО. Недаром 35% тарифов в Таможенном союзе - российские тарифы. Уже наблюдается приток российских товаров в дополнение к китайским. Остатки промышленности Казахстана планомерно и методично уничтожаются.

Гражданское законодательство как основа формирования Единого экономического пространства и общего правового пространства

Если говорить о правовых проблемах Таможенного союза и перспективах его развития, то можно констатировать, что, во - первых эти проблемы взаимосвязаны, так как перспективы развития Таможенного союза неразрывно связаны с решением его правовых проблем, и наоборот, во - вторых, для эффективного функционирования Таможенного союза недостаточно принятия единого Таможенного кодекса.

Необходимо создание единого экономического пространства.

Недаром одно из основных соглашений стран ЕврАзЭС называется Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве[1].

В соответствии с этим Договором: «Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территории Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы» (подпункт 1) ст. 1 Договора).

Для нас важно в этом определении положение о «применении гармонизированных правовых норм».

В заявлении глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества, принятого решением Межгосударственного Совета от 10 октября 2000 г № 79, одной из задач ЕврАзЭС ставится «обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества».

Для нас, юристов, очень важным является положение о создании «общего правового пространства». Оно нуждается в теоретическом обосновании и практической реализации.

Со своей стороны я хочу внести вклад в теоретическое обоснование этого положения утверждением, что основной и движущей силой общего правового пространства является гражданское законодательство. Для общего правового пространства почти безразличны политические акты, нормы государственного, административного и уголовного законодательства.

Однако эффективное функционирование общего правового пространства невозможно без наличия единого гражданского законодательства. Только с помощью гражданского законодательства можно обеспечить решение задач, поставленных для обеспечения реального функционирования единого экономического пространства (общий рынок услуг, движение капитала, научно- технологическое и информационное развитие и другие) (См.: Глава IV. «Создание единого экономического пространства», Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года).

Гражданское законодательство трех стран идентично, так как оно основано на Модельном гражданском кодексе стран СНГ, разработанном на основе проектов ГК Белоруссии, Казахстан, России, Украины. Тем не менее, гражданские кодексы стран Таможенного союза нуждаются дальнейшей гармонизации, с тем, чтобы обеспечить единство регулирования отношений на всем пространстве Таможенного союза.

Одним из путей создания единого гражданского законодательства является разработка и принятие Основ гражданского законодательства государств- членов ЕврАзЭС.

Разработка Основ гражданского законодательства государств- членов ЕврАзЭС

Разработка Основ гражданского законодательства государств- членов ЕврАзЭС производится на основе решения Совета министров юстиции государств - членов ЕврАзЭС от 23 сентября 2011. Этим решением была принята за основу Концепция развития гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС и поручено комиссии Совета министров юстиции начать разработку проекта Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС (далее - Основы гражданского законодательства). Можно по-разному относиться к интеграции государств Белоруссии, Казахстана и России, но мы имеем конкретные решения и конкретные документы, обязательные для исполнения.

Интеграция в правовой сфере приобретает вполне реальные очертания. Основы гражданского законодательства предлагается принять посредством заключения международного договора, который будет иметь приоритет над национальным законодательством государств - членов ЕврАзЭС.

В п.3 ст. 3 проекта Основ гражданского законодательства закрепляется: « Гражданское законодательство государств- членов ЕврАзЭС (гражданское законодательство) состоит из настоящих Основ и принятых в соответствии с ними законодательных актов государств - членов ЕврАзЭС (далее - законов) регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Нормы гражданского права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах государств - членов ЕврАзЭС, должны соответствовать, настоящим Основам».

В 2009 году была принята Концепция правовой политики РК, на период с 2010 до 2020 г.[2]. Однако мы сейчас благополучно о ней забыли. Между тем интересно посмотреть, как будет способствовать выполнению основных положений Концепции принятие Основ гражданского законодательства.

Я пройдусь по основным положениям Концепции правовой политики:

1) Нормативное определение понятий «отказ от права» и «отказ от осуществления права». - Это положение уже реализовано в ГК РК. Законом от 25 марта 2011 г. в п. 2.ст.2 ГК было внесено дополнение, что граждане и юридические лица вправе отказаться от своих прав своей волей и в своем интересе. В п. 2 ст.8 ГК вместо отказа от осуществления прав введено понятие «неосуществление прав». То есть неосуществление прав, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, не влечет прекращения этих прав.

Это принципиально важно. Отказ от осуществления прав - это активное действие, лицо должно что- то предпринять, чтобы окружающие узнали, что оно отказывается от осуществления права. А неосуществление права - это просто бездействие. Собственник бросает свое имущество, например, жилище, не осуществляет свое право собственности, но это не значит, что он отказывается от нее. Право собственности бессрочно.

В проекте Основ этот вопрос пока не решен. В замечаниях НИИ частного права высказаны и обосновываются предложения по совершенствованию проекта Основ по данному вопросу.

2) Вопросы статуса акционерных обществ.

Этот вопрос кардинально решается в проекте Основ гражданского законодательства, в которых вводится понятие корпоративных отношений и деление юридических лиц на корпорации, и унитарные юридические лица. К корпорациям относятся не только акционерные общества, но и хозяйственные товарищества, кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы, то есть все юридические лица, основанные на членстве.

3) Фиксация в ГК всего спектра ценных бумаг, участвующих в гражданском обороте. - Включение гражданского законодательства Казахстана в систему законодательства поможет исправить то безобразное состояние законодательства, в котором оно оказалось после бесцеремонного вмешательства в содержание ГК Национального банка РК, когда были исключены из числа ценных бумаг вексель и чек, искаженно понятие ценной бумаги и бездокументарной ценной бумаги и т.д.

Достаточно сравнить понятие ценной бумаги, данное в действующем ГК РК и в проекте Основ (примерно такое оно было в прежнем ГК РК):

1) «Ценная бумага- совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права» (п.1 ст. 129 ГК РК).

Я не знаю, что вы поняли из этого определения. Лично я понять не могу, что же такое ценная бумага.

1. «Ценными бумагами являются соответствующие установленным законом требованиям документы, удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении.

2. Обязательственные и иные права, закрепленные в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего или выдавшего ценные бумаги в соответствии с требовании закона, осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав соответствии с законом, являются бездокументарными ценными бумагами» (статья 22 проекта Основ гражданского законодательства).

Это ясное и четкое определение примерно отражает то, что было закреплено в ГК РК до беспардонного изменения главы о ценных бумагах с подачи Национального банка РК[3].

4) Недостаточная полнота определения составных видов убытков. - В проекте Основ содержится только общие положения об убытках, но все равно определены положения о принципах определения полного возмещения убытков. В ГК РК необходимо в развитие положений Основ закрепить нормы об абстрактных убытках, неотвратимости возмещения убытков даже при невозможности точно определить их размер, возмещении убытков при прекращении договора и т.п.

5) Совершенствование института недействительности сделок, уточнение понятия сделок, их состава и последствий неисполнения сделок. - Основное нововведение, которое сделано в проекте Основ гражданского законодательства - это введение, наряду со сделками, нового юридического факта, отличного от сделок - решения собраний. При всей спорности этого нововведения оно заслуживает самого серьезного анализа и оценки.

6) Необходимость законодательного расширения вещных прав и оснований возникновения, вещных прав. - В проекте Основ гражданского законодательства раздел о вещных правах переработан наиболее существенно.

Появились специальные главы о владении и об общих положениях, о вещных правах, глава о защите вещных прав. Регулируются новые виды вещных прав: сервитут, суперфиций, эмфитевзис и другие;

7) Вопросы участия государства в гражданско-правовых отношениях и отказа от иммунитета в сфере частно-правовых отношений. Этот вопрос практически решен в Казахстане принятием Закона РК от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе» и включением в Гражданско-процессуальный кодекс РК главы 46 «Юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его собственности;

8) Целесообразность введения агентов в число субъектов гражданского права и регламентации вопросов агентского соглашения. - Это значит, принять российскую формулу агентского договора, которого не было в нашем законодательстве;

9) Меры по совершенствованию общих и специальных норм гражданского кодекса об обязательствах. - За этой фразой скрывается большой блок предложений по совершенствованию общих норм (введение банковской гарантии, соотношение одностороннего отказа от договора и расторжения договора, введения нормы о натуральных обязательствах, уточнение конструкции предварительного договора и другие) и особенных норм об обязательствах (главным образом совершенствование системы банковских договоров, договоров о безвозмездном оказании услуг и другие). Все эти вопросы полностью или частично решаются в проекте Основ гражданского законодательства;

10) Приведение нормативных актов, определяющих право интеллектуальной собственности, в соответствии с международными стандартами в этой области, но при учете иностранных интересов.- Проект Основ гражданского законодательства основан на российской модели регулирования интеллектуальной собственности. Не все в этой модели для нас приемлемо, но, во всяком случае, выполнить это положение Концепции правовой политики с принятием Основ мы сможем;

11) Совершенствование правового регулирования процедур банкротства, особенно банкротства индивидуальных предпринимателей. - В сфере регулирования накопилось много проблем, с этой отменой Закона о частном предпринимательстве осталось неурегулированным банкротство индивидуальных предпринимателей. Нуждается в обсуждении целесообразность введения банкротства физических лиц. Положения проекта Основ помогут решить эти проблемы.

Это практически все положения Концепции правовой политики, касающиеся гражданского права. Из их изложения и толкования ясно, что применение этих положений напрямую невозможно. Это будет возможным только после создания на их основе новой Концепции развития гражданского законодательства РК. Несомненно, положения проекта Основ гражданского законодательства государств- членов ЕврАзЭС должны быть учтены при разработке такой Концепции.

Таким образом, мы видим, что принятие Основ гражданского законодательства лежит в русле выполнений положений Концепции правовой политики.

В любом случае, с Основами гражданского законодательства или без них, магистральный путь развития гражданского законодательства РК лежит в русле тех изменений, которые намечены Основами гражданского законодательства.

Естественно, не все положения Основ гражданского законодательства нас устраивают. В них содержатся положения, не приемлемые для нас, в частности, положения о ничтожных и оспоримых сделках, о включении в раздел, об интеллектуальной собственности норм публичного права и т.п. НИИ частного права подготовил большой текст замечаний по проекту Основ гражданского законодательства. Многие из этих замечаний были учтены.

Таким образом, совершенствование Гражданского кодека РК будет проходить через принятие Основ гражданского законодательства государств - членов ЕврАзЭС, ибо основные положения Основ идеально ложатся в реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстана период с 2010 по 2020 годы.

В случае, если от принятия Основ гражданского законодательства государства - члены ЕврАзЭС откажутся, ситуация с совершенствованием гражданского законодательства мало изменится: выполнение Концепции правовой политики потребует тех же изменений, которые заложены в проекте Основ гражданского законодательства. Просто выполнение это будет реализовываться через разработку Концепции совершенствования гражданского законодательства РК, аналогичной той, что была разработана в РФ[4].

[1]. См.: Договор Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года - В сб.: Таможенный союз Евразийского Экономического Сообщества (Сборник документов). Таможенный кодекс Евразийского Экономического Сообщества. Часть 1. Алматы: Заң әдебиеті, 2010. С. 40 -63.

[2]. Концепция правовой политики Республики Казахстана период с 2010 по 2020 годы, утвержденная Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858. Казахстанская правда, 27 августа 2009.

[3]. Подробнее см.: Басин Ю.Г. Сулейменов М.К. Почему Нацбанковским управляющим не правится Гражданский кодекс // Юрист. 2003. № 2. С. 34-41; Карагусова Г. Сулейменов М. Является ли вексель ценной бумагой? // Столичное обозрение. 25 июня № 26 (267); См. так же: Майдан Сулейменов. Частное право Республики Казахстан: история и современность. Собр. соч. в 9 томах. Том 2. Гражданское право и гражданское законодательство. Алматы: Юрид. фирма «Зангер», 2011. С. 348-363, 433-436; Карагусов Ф.С. Ценные бумаги и деньги в системе объектов гражданских прав. Алматы, Жеті жаргы, 2002; Алматы: Изд. Бастау, 2011.

[4]. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009.


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?