Рабство XXI века

 

Л. Агыбаева,

судья Верховного Суда РК

 

Торговля людьми является транснациональным преступлением, и только совместными усилиями всех субъектов, вовлеченных в борьбу с ней, можно добиться уменьшения уровня и масштабов ее распространения.

Международные документы по вопросам торговли людьми, закрепляя основополагающие принципы и понятия, а также меры общего характера, призывают расширить международное сотрудничество в области обмена информацией, опытом и знаниями законодательства, судебного преследования и социальной помощи. Успех этой борьбы во многом будет зависеть от степени вовлеченности в нее каждой страны и от того, насколько принимаемые на национальном уровне меры будут адекватны характеру угрозы.

Торговля людьми как социальное явление имеет весьма глубокие исторические корни.

Возникнув в период существования рабовладельческих государств, торговля людьми сохранилась и в наше время. Впервые правовую характеристику как антиобщественное явление торговля людьми получила с принятием в 1815 г. Венским конгрессом Генерального акта, к которому было присоединено приложение о запрете торговли людьми на международном уровне.

Причинами преступности в данной сфере служит комплекс факторов. Это глобализация экономики и повышение трудовой мобильности (миграции), уровень безработицы, развитие сети Интернета и другие. Как правило, такие преступления носят латентный характер и для их выявления необходим комплексный подход со стороны государственных органов и неправительственных организаций.

Казахстан является страной происхождения, транзита и назначения жертв торговли людьми, чему способствует открытость границ со странами СНГ, усиление миграционных потоков как между государствами, так и внутри республики, развивающаяся экономика, политическая стабильность.

С 2003 г. при Правительстве РК действует Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми, утвержден План мероприятий по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми.

Проводимая работа реализуется по следующим направлениям:

- развитие международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми;

- совершенствование законодательства;

- создание специализированных подразделений в правоохранительных органах;

- просветительская работа, взаимодействие с неправительственными организациями, развитие системы учреждений социального обслуживания для оказания помощи жертвам.

 

Торговля людьми

 

В рамках реализации Закона РК «О специальных социальных услугах» жертвам торговли оказываются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые услуги.

Торговля людьми относится к международным преступлениям и борьба с ним регламентируется Конвенцией относительно рабства 1926 года с изменениями, внесенными Протоколом 1953 года и Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года. Основным международно-правовым документом, регламентирующим борьбу с этими преступлениями, является Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года. Казахстан ратифицировал эту Конвенцию Законом РК от 14 декабря 2005 года № 100-III.

20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, признающая международными преступлениями склонение или принуждение ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использование в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использование в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Конвенция ратифицирована Республикой Казахстан постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 года № 77.

Как известно, указанные конвенции ООН, Совета Европы, соглашения и модельные законы СНГ, документы ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми включают в определение термина «торговля людьми» три основных вида эксплуатации:

- эксплуатацию проституции других лиц или иные формы сексуальной эксплуатации; принудительный труд или услуги;

- рабство или обычаи, сходные с рабством; подневольное состояние;

- извлечение органов (трансплантация).

Основные позиции указанных выше международно-правовых актов, в части установления уголовной ответственности за преступления международного характера, имплементированы в уголовное законодательство РК.

В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми» от 2 марта 2006 года были внесены изменения и дополнения во все статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, связанные с трафиком людей, в частности, введена новая редакция ст. 128 УК РК «торговля людьми».

Принятым законом значительно расширены квалифицирующие признаки составов преступлений данной категории, ужесточены санкции за их совершение.

При введении указанной нормы в Уголовный кодекс РК были учтены положения международных актов, в первую очередь «Протокола о предотвращении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее», принятого в ноябре 2000 года Генеральной ассамблеей ООН в качестве дополнения к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

В Уголовном кодексе Казахстана понятие «торговля людьми» приведено в ст. 128 УК РК. Так, торговля людьми это купля-продажа или совершение иных сделок в отношении лица, а равно его эксплуатация либо вербовка, перевозка, передача, укрывательство, а также совершение иных деяний в целях эксплуатации.

Согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию по уголовному законодательству Казахстана не принимается во внимание, если это согласие было получено с применением любых средств воздействия, таких, например, как угроза или уязвимое положение жертвы.

 

Ужесточение наказания

 

Ужесточены санкции за торговлю людьми, вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией, торговлю несовершеннолетними, вовлечение в занятие проституцией, организацию или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество.

В новой редакции Уголовного кодекса, введенного в действие с 1 января 2015 года, данные нормы сохранены с определенными изменениями.

Так, в ст. 132-1 (ст. 134 УК в редакции от 03.07.2014 г.) «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией» ужесточена ответственность при совершении преступления преступной группой или родителем, педагогом либо иным лицом, на которых законом возложены обязанности по его воспитанию, срок наказания в виде лишения свободы увеличен с десяти до 12 лет, в новом кодексе в ст. 134 УК предусмотрено обязательное дополнительное наказание в виде пожизненного лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. В ст. 133 (ст. 135 УК в старой редакции) «торговля несовершеннолетними» дополнительно включены квалифицирующие признаки: «в отношении несовершеннолетнего, заведомо для виновного страдающего психическим расстройством или находящегося в беспомощном состоянии», и «связанных с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего». Если за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 271 (ст. 309 УК в старой редакции) «Организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество» санкция с лишением свободы предусматривала назначение штрафа либо лишение свободы до трех лет, то внесенными изменениями в качестве наказания может быть назначено только лишение свободы сроком до пяти лет с конфискацией имущества. При этом состав данного преступления дополнен ч. 2 с указанием квалифицирующих признаков, связанных с совершением деяния по предварительному сговору группой лиц, неоднократно и с привлечением заведомо несовершеннолетнего в занятие проституцией. Указанные преступные действия отнесены к тяжким преступлениям с определением наказания в виде лишения свободы от пяти до семи лет с конфискацией имущества. За совершение данного преступления преступной группой предусмотрено лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, тогда как ранее наказание было предусмотрено сроком до пяти лет.

В качестве превентивных мер по предотвращению преступлений, связанных с торговлей людьми, были внесены изменения в другие виды законодательства, так как важную роль играют не только сами преступные действия, составляющие торговлю людьми, но и другие правонарушения, которые служат закономерной предпосылкой совершения этих преступлений.

Так, с принятым 4 июля 2013 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми» установлена административная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении несовершеннолетних, субъектов здравоохранения за нарушение обязанностей по информированию органов внутренних дел о лицах, обратившихся по поводу свежих травм, ранений, криминальных абортов, физических и юридических лиц, предоставляющих помещения заведомо для занятия проституцией или сводничества. Введены ограничения на заключение трудового договора с лицами, ранее судимыми за преступления в отношении несовершеннолетних, связанными с торговлей людьми. В КоАП введена ст. 449 «Приставание в общественных местах». Уголовный кодекс РК относит торговлю людьми к правонарушениям против личности и устанавливает перечень способов торговли людьми, которыми являются: купля-продажа, совершение иных сделок, эксплуатация, вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение и иные деяния с целью эксплуатации.

 

Преступления высокой латентности

 

Основными формами торговли людьми, исходя из поступивших в суды Республики Казахстан дел, являются торговля в целях сексуальной эксплуатации и с целью использования рабского труда, в меньшей степени - торговля детьми с целью усыновления. Дела по незаконному обороту человеческих органов не рассматривались. Однако биотехническая революция с новыми открытиями в медицине и возможностями в развитии трансплантологии обусловливает спрос на донорские органы, и этот состав преступления требует отдельного изучения.

Торговля людьми относится к преступлениям высокой латентности. Основной проблемой в выявлении данного вида преступления является идентификация жертв торговли людьми.

Так, сложно распознать торговлю людьми на стадии вербовки и перевозки потерпевших. Преступные цели торговцев людьми становятся явными, только когда происходит непосредственная эксплуатация и потерпевшие лишены возможности самостоятельно обратиться в правоохранительные органы либо принять меры по противодействию эксплуатации.

Уголовная ответственность за торговлю несовершеннолетними выделена в отдельную норму, предусмотренную ст. 135 УК, которая отнесена к правонарушениям против семьи и несовершеннолетних. Закон предусматривает 13 квалифицирующих признаков при совершении торговли несовершеннолетними. Состав данного правонарушения относится к тяжкому, это же деяние, совершенное с квалифицирующими признаками - к особо тяжкому виду правонарушений.

Новым Уголовным кодексом, вступившим в действие с 1 января 2015 года, уголовная ответственность за правонарушения против несовершеннолетних усилена.

Такие виды торговли людьми, как вовлечение в занятие проституцией и организация и содержание притонов для занятия проституцией и сводничество отнесены к правонарушениям против здоровья населения и нравственности. Как торговля людьми, так и вовлечение в занятие проституцией заключается в эксплуатации другого лица. При вовлечении в занятие проституцией (ст. 308 УК) Уголовный кодекс Казахстана предусматривает в качестве способов совершения данного преступления обман, применение насилия, либо угрозы применения насилия, шантажа, повреждения или уничтожения имущества, которые являются исчерпывающими. Торговля людьми путем вербовки с целью эксплуатации также предусматривает склонение лица к даче им согласия на совершение с ним сделки имущественного характера, совершенные обещаниями, уговорами, шантажом, угрозами. В связи с чем вовлечение в занятие проституцией отнесено к одной из форм торговли людьми.

 

Депонирование показаний

 

Учитывая важность и актуальность проблемы, Верховным Судом Казахстана на системной основе проводятся анализы и обобщения рассмотренных дел. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законов РК и международных договоров, ратифицированных республикой 29 декабря 2012 года, было принято Нормативное постановление Верховного Суда РК за № 7 «О практике применения законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми», в котором нашли свое отражение вопросы судебной практики.

Одним из основных доказательств по преступлениям в сфере торговли людьми являются допросы потерпевших и свидетелей. В этой связи своевременным является введение новым Уголовно-процессуальным кодексом такого процессуального действия, как депонирование показаний потерпевшего и свидетеля следственным судьей еще на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Оно представляет собой полученные следственным судьей в ходе досудебного производства по делу показания потерпевшего и свидетеля, которые могут быть использованы в дальнейшем в ходе судебного рассмотрения дела в случае невозможности явки свидетеля в суд. В судебной практике по делам о торговле людьми допрос потерпевших в суде представлял большую сложность, так как многие из них, являясь гражданами других государств, уезжали до рассмотрения дела в суде. Это относится и к несовершеннолетним потерпевшим, неоднократные допросы которых наносят им психологическую травму. В соответствии с ч. 3 ст. 217 УПК РК следственный судья производит допрос указанных лиц в присутствии прокурора, подозреваемого, его адвоката, возможно участие других участников процесса. Если присутствие подозреваемого на допросе угрожает безопасности потерпевшего, свидетеля, законодателем предусмотрено производство данного процессуального действия без участия подозреваемого. Уголовно-процессуальным законом предоставлено много возможностей осуществления допроса такого лица с сохранением конфиденциальности.

Так, для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства при депонировании показаний в порядке ст. 217 УПК следственный судья вправе допросить без оглашения данных о личности защищаемого лица с использованием псевдонима, в соответствии со ст. 98 УПК также в условиях, исключающих узнавание защищаемого лица для остальных присутствующих по голосу и внешним данным; без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства, в том числе с помощью видеосвязи с использованием технических средств в режиме видеосвязи путем дистанционного допроса, предусмотренного ст. 213 УПК.

 

Цель - эксплуатация

 

Как показывает судебная практика, в Казахстане торговля людьми в большей степени совершается с целью трудовой или сексуальной эксплуатации. Потерпевшими при сексуальной эксплуатации преимущественно являются молодые женщины, при трудовой эксплуатации - мужчины. Жертвами часто становятся лица, занимающиеся малооплачиваемой и непрестижной в обществе работой, лица с низким уровнем образования, как правило, не знающие своих прав.

Характерной чертой правонарушений, связанных с торговлей людьми, является их организованный характер.

Рассмотренные судами Казахстана уголовные дела свидетельствуют о совершении преступлений, связанных с торговлей людьми, в большей степени организованными преступными группами, которые занимались организацией притонов. Виновные лица, как правило, путем уговоров, обмана, угроз, применения насилия вовлекают потерпевших в занятие проституцией, создают сеть притонов, распределяют роли участников организованной группы: в качестве диспетчеров, принимающих вызовы, водителей, охранников, размещают объявления об услугах.

Торговля людьми сопряжена с другими видами правонарушений. В частности, анализ рассматриваемых судами в Республике Казахстан дел указывает на их условное деление на совершенные с вывозом людей за пределы страны и без вывоза потерпевших через границу. Следует отличать торговлю людьми от незаконного ввоза мигрантов (ст. 394 УК организация незаконной миграции). При разграничении квалификации указанных деяний суды исходят из субъективной стороны правонарушения. Целью незаконного ввоза мигрантов является незаконное перемещение людей или отдельного лица за вознаграждение имущественного характера, а целью торговли людьми - эксплуатация последних.

 

Возмещение ущерба

 

Одним из важных вопросов, возникающих при рассмотрении дел, связанных с торговлей людьми, является вопрос о возмещении ущерба. Согласно ст. 71 УПК РК потерпевший имеет право на возмещение имущественного ущерба и морального вреда путем заявления гражданского иска, которое рассматривается в уголовном процессе. Закон предоставляет потерпевшему право обратиться с исковым заявлением с момента досудебного производства до завершения судебного следствия. При этом истец освобождается от государственной пошлины. В случае смерти потерпевшего его интересы могут быть представлены его близкими родственниками, супругом либо супругой.

Однако не все потерпевшие могут получить компенсацию причиненного им имущественного ущерба и морального вреда, у подсудимых может не оказаться средств для таких выплат.

Согласно ч. 7 ст. 71 УПК потерпевший (а в случае его смерти - правопреемник) имеет право на получение за счет бюджетных средств денежной компенсации за имущественный вред, причиненный особо тяжким преступлением, если у осужденного за такое преступление отсутствует имущество, достаточное для возмещения причиненного ущерба. Потерпевший в указанных случаях имеет право на компенсацию ущерба в полном объеме, если ущерб не превышает 150 МРП.

В связи с чем в Казахстане обсуждался вопрос о компенсации причиненного правонарушением вреда с учетом опыта других стран, поднимался вопрос о необходимости создания специальных государственных фондов, из которых компенсировался бы при определенных условиях имущественный вред потерпевшим от преступления.

В 1983 г. Советом Европы была принята Европейская Конвенция «О компенсации ущерба жертвам насильственных преступлений», которая вступила в силу с 1 февраля 1988 г. Предусмотренная в странах Европы практика возмещения ущерба потерпевшим из специального фонда поддержки жертв преступлений, накопления которого осуществляются не из денег налогоплательщиков, а за счет конфискации денежных средств, полученных преступным путем, штрафов и изъятого у преступников имущества, направлена на защиту интересов потерпевших.

Учитывая это, в РК новым Уголовно-процессуальным кодексом также предусмотрено создание Фонда компенсации вреда потерпевшим.

Потерпевшие имеют право безотлагательно получить полностью либо частично государственную денежную компенсацию из этого фонда. Суммы, выплаченные потерпевшим из фонда компенсации, по приговору суда будут восполнены виновным лицом, если виновное лицо является несовершеннолетним, то его законным представителем либо юридическим лицом, несущим в соответствии с законом материальную ответственность за вред, причиненный уголовно наказуемым деянием физического лица.

Расширение сотрудничества в рамках межгосударственных интеграционных образований способствует обеспечению взаимодействия по борьбе с организованной преступностью в целях пресечения торговли людьми, функционированию механизмов координации и сотрудничества на международном уровне в вопросах оказания правовой помощи и обмена информацией и опытом.

15 октября 2015, 10:17
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Агыбаева Л.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript