На страже природных ресурсов

 

Жанар Кенжебаева,

судья Северо-Казахстанского областного суда

 

Суды при рассмотрении экологических споров, взыскивая сумму ущерба, нанесенного окружающей среде, исходят из достаточности установленного факта нарушения экологического законодательства без определения конкретного ущерба окружающей среде. Понятие ущерба окружающей среде как вреда, причиненного природной среде, здоровью населения, а также связанных с этим вредом убытков однозначно не раскрыто.

Осуществление практически любой производственной, торговой или иной деятельности влечет возникновение рисков причинения ущерба окружающей среде. Поэтому законодательство РК предъявляет к субъектам различных видов деятельности определенные требования.

Соблюдение экологических требований является предметом государственного контроля и надзора со стороны уполномоченных органов, по результатам которого к организациям часто предъявляются крупные иски, налагаются штрафы и применяются другие меры ответственности.

В связи с этим очень важно, чтобы деятельность судов отвечала требованиям национального законодательства и международным актам, регулирующим экологические правовые отношения, чтобы в судах сложилась практика единообразного применения экологического законодательства, что призвано, с одной стороны, сократить правовые риски для бизнеса, а с другой - обеспечить экологическую безопасность государства.

Экологические споры - это споры в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду в пределах территории РК.

К основным принципам экологического законодательства относятся: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решения о ее осуществлении, платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду, неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства и др.

Участниками экологических правоотношений являются физические и юридические лица, государство, а также государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и контроль в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов.

Нарушения экологического законодательства выражаются в выбросе в атмосферу вредных веществ и размещении промышленных бытовых отходов на свалке без соответствующего разрешения, самовольном выбросе веществ в атмосферу, а также сбросе в окружающую среду очищенных стоков с повышением уровня лимита приведенного объема сброса, загрязнении окружающей среды нефтепродуктами и др.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими экологические споры, являются Конституция РК, Экологический кодекс РК от 9 января 2007 г., Гражданский кодекс РК, Земельный, Водный, Лесной кодексы РК, законы РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 г., «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г., «О защите растений» от 3 июля 2002 г., «О карантине растений» от 11 февраля 1999 г., «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 г.

Также судами применяются международные договоры в области охраны окружающей среды, ратифицированные Казахстаном, в том числе, нормы Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, - Орхусской конвенции, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года.

Согласно ст. 2 Экологического кодекса РК, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. В случае противоречия между настоящим Кодексом и иными законами РК, содержащими нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, применяются положения настоящего Кодекса.

За первое полугодие 2015 года поступило 16 исков по экологическим спорам, все приняты к производству Специализированного межрайонного экономического суда СКО, по ним возбуждены гражданские дела. 15 исков подано РГУ «Департамент экологии по Северо-Казахстанской области» о приостановлении деятельности и взыскании ущерба окружающей среде. То есть, иски по экологическим спорам подаются в основном только уполномоченным органом по охране окружающей среды - РГУ «Департамент экологии по Северо-Казахстанской области» и связаны с приостановлением деятельности и взысканием ущерба, нанесенного окружающей среде. По десяти оконченным гражданским делам по искам «Департамента экологии в доход государства взыскан ущерб на общую сумму в размере 8 690 601 тенге.

Имеющаяся практика рассмотрения гражданских дел по экологическим спорам показывает, что большинство рассматриваемых по данной категории исков находят свое удовлетворение. Суды в основном правильно разрешают экологические споры, правильно применяют законодательство, регламентирующее основания и порядок разрешения вопросов, связанных с возмещением ущерба.

Согласно п. 42 ст. 1 ЭК РК ущерб окружающей среде - загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов, вызвавшее или вызывающее деградацию и истощение природных ресурсов или гибель живых организмов. То есть, для установления факта причинения вреда, необходимо установить последствия в виде деградации и истощения природных ресурсов, однако вид, форма и степень деградации природных ресурсов ни законом, ни подзаконными актами не определены, в связи с чем невозможно установить и оценить наступившие в результате причинения вреда негативные последствия, также не определено по каким критериям необходимо устанавливать факт причинения вреда окружающей среде при разрешении вопроса о его возмещении. Тогда как согласно общим правилам наступления обязательств по возмещению вреда в соответствии со ст. 917 ГК необходимо установление традиционного юридического состава правонарушения: наличие вреда, вина, причинно-следственная связь между действием и наступившим вредом.

Как правило, причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившим вредом не устанавливается, факт причинения вреда окружающей среде зачастую определяется на основании факта привлечения к административной ответственности по результатам проверки или на основании факта наличия не обжалованных в судебном порядке акта проверки и предписания уполномоченного органа.

Аналогичный подход и по делам о приостановлении и прекращении хозяйственной деятельности. Однако возникает вопрос, сама по себе деятельность, осуществляемая юридическим лицом с нарушением экологического законодательства, может ли являться основанием для приостановления или прекращения хозяйственной деятельности, ведь применение данного вида ответственности за причинение вреда окружающей среде также зависит от наличия оснований и условий, предусмотренных ст. 917 ГК РК.

Обеспечивает ли такой подход к разрешению дел соблюдение принципов равноправия и состязательности сторон, установленный гражданским процессуальным кодексом, не ставит ли такой подход истцов в заведомо преимущественное положение?

Далее, согласно п. 10 ст. 495 Налогового кодекса РК за эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов ставки платы увеличиваются в десять раз. Согласно ст. 328 Кодекса об административных правонарушениях РК превышение нормативов эмиссий в окружающую среду, установленных в проектной документации и (или) экологическом разрешении, либо отсутствие экологического разрешения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти МРП, на субъектов крупного предпринимательства - в размере одной тысячи процентов ставки платы за эмиссии в окружающую среду за превышенный объем эмиссий.

Таким образом, при нарушении требований экологического законодательства в отношении природопользователя одновременно применяются три вида ответственности: гражданско-правовая в виде возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административная ответственность в виде штрафа и налоговая ответственность в виде увеличения в десять раз ставки обязательного платежа.

При таких достаточно жестких требованиях действующего законодательства иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, должны быть мотивированными, содержать нормы материального и процессуального права, доказательства прямого действительного ущерба и доказательства причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причиненным ущербом.

20 октября 2015, 15:17
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript