Модернизация государственной службы

 

Зарема Шаукенова,

директор Института

философии, политологии

и религиоведения КН МОН РК

 

Среди пяти институциональных реформ, объявленных Лидером нации, на первом месте стоит формирование профессионального государственного аппарата. При этом главным приоритетом является повышение доверия населения к институтам власти и в первую очередь к правоохранительным и судебным органам.

 

С первого по пятнадцатый шаги Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» представляют четкий алгоритм действий, как будет трансформироваться в целом госслужба. В советской системе партийная номенклатура сформировала опыт построения идеократического государства. Конституция, право были обременены лозунгами и декларативными нормами, которые фактически не реализовывались.

Реформы, проведенные в Казахстане в 90-х годах, способствовали слому этой старой модели управления и хозяйствования. Историческим стал Указ Президента 1992 года «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления в условиях экономической реформы». Были проведены рыночные реформы, первая волна приватизации, осуществлен переход к национальной валюте. При этом региональная власть была разумно подчинена центральной.

Вторым этапом реформирования системы госуправления стало принятие новой Конституции РК от 1995 года и Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Данные документы предопределили курс на профессионализацию государственного аппарата. В 1997 году проведена реформа административно-территориального обустройства.

В рамках третьего этапа (с 2000 года) была выстроена система государственной службы, которая, обеспечивая деятельность трех ветвей власти, основывается на единых правилах и мотивациях, внедрены пять категорий госслужащих. В 2002-2014 годах Правительство активно занималось вопросами децентрализации и систематизации функций госорганов.

Всего по совершенствованию системы госуправления принято порядка 36 нормативно-правовых актов. В 2013 году утверждена Концепция развития местного самоуправления.

Параллельно осуществлялись реформы в судебно-правоохранительной системе, в т. ч. в части обеспечения баланса функций между министерствами юстиции и внутренних дел (миграция, уголовно-исполнительная система), создания финансовой полиции, комитета судебного администрирования для хозяйственного обеспечения деятельности Верховного Суда. Сначала был введен мораторий, а затем отменена смертная казнь, за исключением террористических актов и военного времени. Большое внимание было уделено формированию кадрового потенциала для создания современной судебно-правоохранительной системы, отвечающей ожиданиям общества и бизнеса. В 2012 году проведена аттестация сотрудников всех силовых структур, по ее результатам были уволены из органов 12,5 тысяч человек.

В целом работа по совершенствованию административной системы ведется на постоянной основе. Произошла полная перезагрузка системы госслужбы. Например, упразднены квалификационные разряды, набор в госорганы идет на конкурсной основе. С 2004 года внедряются механизм электронного правительства, центры обслуживания населения по принципу «одного окна». В 2007 году в законодательстве появилось понятие «государственная услуга».

Согласно Глобальному отчету об информационных технологиях Казахстан занимает третье место в рейтинге по индексу электронного участия и входит в число 40 стран по уровню электронного правительства.

Таким образом, казахстанская система госслужбы подвергалась модернизации и не оказалась в столь затруднительном положении, как, например, в Грузии, где властям пришлось фактически уничтожить старую правоохранительную систему, распустить МВД, ГАИ, другие органы и собрать качественно новые. Показатель уровня доверия к правоохранительным органам в Грузии в 2003 году составлял около пяти процентов.

В РК правоохранительная система не находилась в столь плачевном состоянии. Последние опросы 2015 года показывают, что уровень доверия населения к правоохранительным органам составляет около 64 процентов. Больше всего люди доверяют Комитету национальной безопасности - 77 процентов, Верховному Суду - 75 процентов.

В Концепции вхождения в 30-ку развитых стран мира Казахстан поставил задачу подняться как минимум на тридцатую строчку в индексе коррупционности Transparency International.

Чтобы достичь этой цели, Казахстану необходимо менять подходы к проблеме противодействия коррупции. Только силовыми и карательными методами вопроса не решить. Если обратиться к опыту стран, занимающих верхние строчки в Индексе восприятия коррупции - Сингапур, Гонконг, то здесь фактором успеха послужил переход к профилактической модели борьбы с коррупцией.

В Гонконге в 1974 году был создан специализированный антикоррупционный орган - Независимая комиссия по борьбе с коррупцией. Департамент по предотвращению коррупции Независимой комиссии путем проверок операций и систем внутри органов вносит предложения по принятию тех или иных антикоррупционных мер. Департамент по работе с населением проводит просветительскую работу, публикует антикоррупционные материалы в средствах массовой информации и выступает в качестве «духовного лидера», «задающего генератора» комиссии. Роль этого департамента состоит в мобилизации населения на поддержку государства в борьбе с коррупцией.

В комиссии работают порядка 1,3 тыс. служащих, которые получают достойную заработную плату. В Сингапуре с 1960 года функционирует Бюро по противодействию коррупции. До этого с 1952 года оно функционировало как Бюро антикоррупционных расследований. Однако впоследствии было ориентировано больше на профилактику, чем непосредственно на борьбу. В целом, война с коррупцией считается не самой эффективной антикоррупционной стратегией. Наиболее адекватной считается стратегия устранения причин или оснований для коррупции.

Сингапур стал модельным в этом отношении государством. Являясь в прошлом одним из самых коррумпированных государств, будучи колонией Британии, Сингапур в 1995 году в первом Индексе восприятия коррупции вошел в тройку стран, наименее подверженных коррупции.

Во-первых, Сингапур избежал ловушек так называемой «коммерческой демократии», когда из-за частых и повсеместных выборов, голоса избирателей практически выкупаются. Была оптимизирована роль профсоюзов, приоритетной стала роль работодателей. Во-вторых, была обеспечена ответственность не только коррупционеров, но и свидетелей. В 1963 году была ликвидирована анонимность при даче информации о коррупционных деяниях, увеличен штраф и введено уголовное наказание за лжесвидетельствование.

Также было скорректировано законодательство, которое позволяет судам трактовать расширенно понятие взятки, как жизнь ответственных лиц не по средствам, выравнена оплата труда между судьями и адвокатами, госслужащими и служащими аналогичного уровня частного сектора.

Государственное антикоррупционное ведомство было сосредоточено только на крупных делах, мелкие и средние коррупционные вопросы решались исключительно профилактическими мерами.

В целом, для казахстанцев вопрос совершенствования системы госуправления, ее прозрачности является приоритетным. Проведенное в июле 2015 года нашим институтом социологическое исследование показало, что реформы системы госслужбы полностью поддерживают 53,8 процента респондентов, подотчетность и прозрачность госуправления полностью поддерживают 5-4,2 процента респондентов.

При этом особую значимость реформ в системе госуправления выделяют представители среднего класса, люди с более высоким уровнем образования. То есть, дальнейшее успешное развитие страны зависит от успешности, прежде всего, модернизации госуправления. Поэтому так важно при этом использовать комплексный подход - наряду с решением вопросов материального стимулирования должны решаться вопросы повышения компетенции и нравственности.

Качественная реализация государственными служащими всех уровней Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы и пяти институциональных реформ Плана нации Президента РК Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов» будут содействовать осуществлению стратегической задачи нашего государства - вхождения в 30-ку развитых государств мира.

 

20 октября 2015, 16:33
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript