Доктор экономических наук Атамурат Шаменов знает, как победить пробки в Алматы

Zakon.kz Zakon.kz
Для этого он разработал целый комплекс мер, а главным координатором, считает, должен быть акимат города.
Доктор экономических наук, общественный деятель Атамурат Шаменов не новичок в этой проблеме. Еще в январе 2007 года он внес Президенту страны предложение (имеет авторское свидетельство) - «О системе ликвидации заторов (пробок) транспортных потоков на автомобильных дорогах города Алматы и других крупных городов Казахстана». Его предложение было одобрено администрацией Президента и направлено акимам крупных городов для принятия соответствующих мер. Предлагаемые им комплексные меры и система направлены на реконструкцию существующих элементов дорожного движения, они относительно недорогие и предусматривают рациональное использование бюджетных средств, что очень важно особенно сейчас, в условиях кризиса, сообщает Zakon.kz.

На сессии маслихата Алматы в августе этого года Президент Нурсултан Назарбаев назвал ключевые направления развития города, при этом отметил, что «в городе до сих пор принципиально не решены проблемы пробок и парковок».

Новое руководство города по этому вопросу начинает кое-какие мероприятия - внедрение платных дорог, наведение порядка со стихийными парковками. Начали убирать по проспекту Абая полосу для движения автобусов. И все. Это, по моему мнению, абсолютно недостаточно для решения проблем пробок на дорогах мегаполиса.

Принцип системы – строгое соблюдение закона РК «Об автомобильных дорогах» от 17 июля 2001 года №245 (статья 1), где отмечено, что автомобильная дорога (улица) это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей. Поэтому, главным принципом предлагаемой нашей системы является использование городских улиц только для движения автомобилей.

Факторы возникновения и причины заторов на городских улицах: низкая пропускная способность дороги; беспорядочные парковки автотранспортных средств на проезжей части; множество светофоров и трата времени при ожидании их переключения; недостаточность пешеходных полос и беспорядочные переходы улиц пешеходами; непопулярность общественного транспорта; культура водителей, отсутствие взаимоуважения; беспорядочное движение спецтехники и большегрузных машин; нерегламентированное (по времени) проведение ремонтно-строительной работы и благоустройство дорожной полосы.

В решении данной проблемы должны принимать участие:
Исполнительные органы - акимат и другие органы управления
Водители транспортных средств
Пешеходы
Юридические лица - предприятий, организации, учреждения образования и другие структуры социально-экономической сферы
Средства массовой информации
Для реализации данного предложения нужен системный подход. Все вышеназванные участники и регуляторы дорожного движения должны решать эту проблему комплексно. Главным координаторам должен быть акимат г. Алматы и его уполномоченные органы. Вспомогательной координирующей структурой может быть общественная организация.

Предлагается принятия следующих мер по секторам участников дорожного движения:

Дорожная инфраструктура
1. Расширение улиц. В процессе ремонтной работы дорог необходимо максимально расширять существующие улицы;
2. Дельтовые перекрестки. Поток машин задерживается больше всего на перекрестках у светофоров. Для рационализации движения при светофорных регулировках необходимо перестроить перекресток в виде дельты рек. Для строительства дельтовых дорог на перекрестках, необходимо пробить одностороннюю внесветофорную дорогу с проездом только направо. Таких перекрестков в городе построено немало, тем не менее необходимо продолжить строительство дельтовых перекрестков;
3. Остановку такси и автобусов осуществлять только «в кармашках» остановочных комплексов. Запретить остановку общественного транспорта, такси, частных лиц для высадки пассажиров прямо на дорожной полосе;
4. Совершенствовать зеленую волну светофоров в часы пик для обеспечения движения с радиальных улиц, максимально строить дельтовые повороты с выходом на магистральные улицы;
5. Пешеходных переходов в городе еще недостаточно, поэтому необходимо продолжить строительство на магистральных улицах наземных и подземных переходов;
6. Важным фактором разгрузки дорог является пробивка второстепенных улиц с выходам на магистральную линию. Например, можно пробить маленькую улицу вблизи Института защиты растений для выхода на улицу Аскарова.
7. Строительство дельтовых улиц. На основных улицах въезда и выезда из города постоянно бывают пробки. Во многих улицах нет возможности расширения. В таком случае нужно создавать дельтовые улицы (объездные улицы), разгружающие основной поток автомашин. Например, можно пробить дорогу через поселок Курамыс для выезда машин с трассы Шаймерденов/Мустафина на улицу Надырова в поселке Карагайлы. Тогда многие машины, выезжающие в Карасайский район, могли бы использовать эту дорогу и улица Жандосова поселка Таусамалы разгрузилась бы от потока автомашин;
8. Систематизировать деятельность частного извоза, внедрить получения ими талона «Индивидуального таксиста» после прохождения техосмотра транспорта и медицинского осмотра. Отсутствие судимости обязательно;
9. Запретить передвижение большегрузных спецмашин в центре города, особенно бетономешалок, кранов и других. Они сильно разрушают дорожное покрытие и своим габаритом препятствуют движению легковых машин;

Развитие общественного транспорта
10. Провести мониторинг всех автобусных маршрутов и охватить максимально все улицы и микрорайоны города, особенно Наурызбайский район. Например, по улице Шаймерденова - Мустафина протяженностью почти 10 километров никакой автобус не ходит, хотя по этой трассе располагаются несколько коттеджных городов и санаторий «Алматы»;
11. По автобусным полосам магистральных улиц (проспект Абая) обеспечить плотность продвижения маршрутных машин, служебных автобусов, официальных такси;
12. В местах, где автобусные маршруты проходят разрозненно, необходимо организовывать из числа автомашин частного извоза минимаршруты и «узаконить» их деятельность;
13. В порядке эксперимента переоборудовать автобусы на экспресс-маршрутах на бизнес и эконом салоны, с разной стоимостью билетов;
14. Внедрить постоянный мониторинг движения автобусов и обеспечить доступность информации по маршрутам передвижения автобусов на остановках по монитору и интернету;
15. Рассмотреть возможность строительства многофункциональных инновационных остановочных комплексов;
16. Подключить интернет во все автобусы и обеспечить доступ к нему пассажиров;
17. Привлекать пассажиров на общественный транспорт проведением различных розыгрышей билетов, проездных и др.
18. Шире практиковать использование школьных и служебных автобусов;

Движение автотранспорта
19. Посадку и высадку пассажиров личным транспортным средствам также необходимо осуществлять вне полосы движения транспортных средств;
20. Водителям легковых транспортных средств уступать дорогу автобусам и такси при выезде общественного транспорта из «кармашек» остановок;
21. Прививать водителям культуру вождения транспортных средств, строго соблюдать ПДД. Внедрить принцип «Уступи дорогу»;
22. Сотрудникам полиции обеспечить строгое соблюдение всеми участниками дорожного движения Правил дорожного движения;
23. Активизировать работу эвакуаторов по очищению полосы движения от незаконных парковок и других нарушений ПДД;
24. Организовать в каждом районе охраняемые площадки по временному хранению транспортных средств нарушителей ПДД. Оснащать их видеокамерами и автоматической системой выпуска машин после оплаты. Такая мера будет дисциплинировать водителей, и существенно пополнит местный бюджет;
25. Внедрить дорожных волонтеров, содействующих работникам полиции по соблюдению ПДД. Оснащать их специальными оборудованиями по видео фиксации нарушений;

Парковка
26. Строительство придорожных паркингов. Для строительства придорожных паркингов, необходимо использовать пространство между автодорогой и тротуаром, т.е. полосу отвода. В условиях Алматы это многолетние посадки деревьев и разветвленная сеть уникальной арычной системы. Эти малые паркинги предназначаются для двух и более автомобилей.
27. Офисные или сервисные паркинги. Каждый офис, магазин, ресторан, кафе, оптовые рынки, базары, другие коммерческо-развлекательные и деловые центры, школы, вузы, учреждения культуры или любая другая организация, находящаяся на магистральных улицах, должны на закрепленных землях строить паркинги и автостоянки для автотранспортных средств организации, сотрудников и посетителей.
28. Коммунальные паркинги. Местные органы власти размещают на придорожных полосах платные и охраняемые паркинги (круглосуточные, дневные и ночные). Однако в городе размещены множество стихийных автостоянок организованных на полосе движения улиц, они препятствуют свободному движению транспорта. Необходимо их аннулировать, оставить только тех, которые размещаются к придорожной полосе. Пересмотреть цены на муниципальных парковках;
29. Поручить всем КСК по строительству внутридворовых и придорожных паркингов возле домов автовладельцев. Предусмотреть строительство внутри дворов экологических паркингов. Запретить использование улиц для парковки. В городе множество узких двухполосных улиц, и когда владельцы машин близлежащих домов паркуются здесь, проехать по таким улицам невозможно;
30. Все рынки, торговые точки и другие городские структуры должны обеспечить на собственных земельных участках парковку для сотрудников и посетителей. При отсутствии такой возможности они должны передислоцироваться на окраину города.
31. Организация бесплатных парковок. Важным фактором привлечения владельцев автомобилей в общественный транспорт является наличие бесплатных охраняемых парковок у метро, в начале, середине и в конце существующих автобусных маршрутов;

Деятельность организаций и учреждений
32. Изменить график работы учреждений и организаций города. Например, работу МАИ по выдаче документов начинать с 07.00 утра, школы и учебных заведений с 08.00 часов, госструктур с 09.00 часов, торговых точек и оптовых рынков с 10.00 часов и т.д.;
33. Ремонтно-строительную работу дорог осуществлять в период стабилизации дорожного движения, т.е. с 10.00. по 17.00. часов.
34. Работу по благоустройству дорожного комплекса, полив и чистку улиц осуществлять в ночное время, с 21.00. по 06.00. часов;
35. Запретить использование служебных машин в выходные дни;

Пешеходы
36. Ужесточить соблюдения пешеходами ПДД;
37. Наземные пешеходные переходы оформлять красочно, при необходимости оснащать их со звуковыми предупреждающими сигналами.
38. В школах организовать обучение правилам ПДД.
39. Создать городскую общественную организацию волонтеров дорожного движения.
40. В детских дошкольных учреждениях проводить различные игровые занятия по предупреждению опасности транспортных средств;

Экологические требования
41. Усилить работу экологических постов при въезде и выезде из города;
42. Внедрить передвижные лаборатории и экопосты и регулярно проверять большегрузные машины и спецтехнику на соответствие стандартам;
43. Рассмотреть возможность субсидирования или предоставления другой льготы автомашинам, переходящим на газ;
44. Максимально ограничить движение грузовых машин по центру города и иногородних транспортных средств не соответствующих экологическим требованиям;

Органы земельного управления
45. Многие улицы сужены в результате самозахвата юридическими и частными лицами определенных участков земель у придорожной зоны улиц. Нередко они узакониваются с нарушениями, поэтому при уполномоченном органе нужно создать специальную группу по выявлению таких фактов и отчуждать их в пользу коммунальной собственности. Управлению по земельным отношениям провести мониторинг узких улиц, особенно, где создаются пробки и пресекать захват части дорог;
Органы архитектуры и контроля строительства
46. При строительстве новых домов и коммерческих объектов в обязательном порядке предусмотреть строительство подземных паркингов.

Деятельность СМИ
47. Активизировать деятельность СМИ на освещение проблем решения пробок на дорогах, на страницах газет «Алматы ақшамы», «Вечерняя Алматы», передачах телеканала «Алматы» регулярно информировать население о соблюдении ПДД, особенно школьниками, а также о решении проблем пробок на дорогах;
48. Создать специальный сайт по проблемам пробок в городе, где любой участник дорожного движения может получить нужную информацию, вплоть до маршрутов всех автобусов.
49. Сократить проведение различных совещаний и других мероприятий, переходить по возможности на форму онлайн-совещание;
50. Налоговым и статистическим органам, ЦОН и другим максимально проработать систему отчетности, чтобы клиенты решали все вопросы дистанционно, смелее переходить на электронную форму обслуживания населения.

Мои предложения не охватывают полностью весь спектр работ по ликвидации пробок на дорогах Алматы, поэтому призываю горожан подключиться к этой проблеме более активно, внести свои идеи, предложения для обсуждения. Здесь очень важен комплексный подход, в этом случае каждая мера, действие дает эффект синергизма, т.е. усиливает решение этой сложной задачи.
Некоторые эксперты утверждают, что в странах ЕС эту проблему решают по-другому, суть его заключается в обратном - не создавать условия для передвижения на автомашинах, сократить места парковок, тогда, мол, автомобилисты пересядут в общественный транспорт. Такое мнение имеет право на существование.

Казахстан евразийская страна, давайте в порядке эксперимента создадим кусочек Парижа в центре Алматы и посмотрим, что это даст. Для чего я предлагаю выделить квадрат, например, проспект аль-Фараби – Фурманова - Жибек Жолы - Сейфуллина и ограничить там движение автотранспортных средств, аннулировать все автостоянки, максимально охватить квадрат общественным транспортом, везде проложить велосипедные дорожки, оформить скверы для отдыха горожан. Всем сотрудникам госорганов, расположенных в этом квадрате рекомендовать передвигаться общественным транспортом или служебными автобусами. И посмотрим, готовы ли мы жить по европейскому стандарту, как далек для нас путь в Европу.

Учитывая ситуацию в экономике, предлагается осуществление вышеназванных предложений поэтапно:
Во-первых, необходимо проводить меры, не требующие затрат из городского бюджета, т. е. использовать административные ресурсы. Такую работу начинать с осени и проводить до весны следующего года. Это пересмотр маршрутов автобусов, охват всех микрорайонов и улиц города. Ограничить движение спецтехники, особенно тяжелых транспортов как бетономешалки и других в центре города и в часы пик. Провести обсуждение в социальных сетях, на собраниях предприятий и организаций, КСК, изменение графика работы юридических лиц. Когда кому начинать и завершать рабочий день, особенно сервисным структурам. Совершенствовать деятельность полиции, улучшать собираемость штрафов ПДД.

Во-вторых, в следующем году выполнять работу в рамках выделенных бюджетных средств с некоторой их корреляцией. Например, если деньги предусматриваются на ремонт улицы, необходимо по возможности расширять ее, строить придорожные паркинги, дельтовые правые повороты у светофора и т. д.

В-третьих, многозатратные проекты как БАКАД, пробивка улиц, строительство развязок и другие оставить на последующие годы.

Атамурат Шаменов
(atashamenov@mail.ru)

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления