Рационально ли расходуют средства будущих поколений?

24 октября 2015, 12:05
Фото:

В этом году исполнилось 15 лет с момента создания в Казахстане Национального фонда будущих поколений, который дважды за это время поддерживал экономику на плаву в пик кризисных явлений. Вместе с тем нередко возникает вопрос о рациональности использования средств Нацфонда, учитывая проблему прозрачности и эффективности их расходования.

В ходе обсуждения, организованного аналитической группой КИПР, эксперты высказали свои предложения о том, как усовершенствовать работу Нацфонда и приблизить ее к лучшим мировым образцам, в первую очередь - к норвежскому, который был взят за основу при создании казахстанского фонда.

Подушка безопасности

Основной докладчик - директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров - подчеркнул, что наличие природных ресурсов не всегда является положительным фактором экономического развития и может привести к структурным диспропорциям в экономике. Основной проблемой является так называемая голландская болезнь, при которой укрепление реального обменного курса национальной валюты ведет к потере конкурентоспособности экспорта готовой продукции и снижению производства в перерабатывающем секторе промышленности. Также проблемой становится «рентоориентированное поведение», которое приводит к снижению предпринимательской активности и усилению борьбы за доступ к источнику рентного дохода. Для предотвращения этих негативных явлений в свое время и был создан Национальный фонд.

«Целью фонда является сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений - сберегательная функция и снижение зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках - стабилизационная функция. Также целью фонда является предотвращение замещения накопления средств Национального фонда правительственным заимствованием», - подчеркнул Касымхан Каппаров.

Он привел следующие цифры: с 2001 по 2013 год общие поступления в Нацфонд составили $142,7 млрд, а использованная сумма - $53,3 млрд, или 37,3% от суммы поступлений. За 13 лет средства фонда выросли с начальных $660 млн, что равнялось 3% от ВВП, до $70 млрд - 30,5% от ВВП. На 1 января 2015 года активы Национального фонда составляли $71,75 млрд, а по состоянию на август, по данным Национального банка Казахстана, - $68,77 млрд. Активы фонда на душу населения в 2013 году составили $4,164.

Стоит отметить, что законодательством, регулирующим использование средств фонда, предусмотрено, что внеочередное, по сути экстренное изъятие средств, предусмотрено только в виде целевого трансферта. Всего за время существования фонда целевые трансферты выделялись дважды - в 2009-м и в 2014 годах.  

«Моральный риск» экономики

Касымхан Каппаров подчеркнул, что в экономике существует понятие «моральный риск», в бытовом понимании - это когда у человека есть богатый дядя, который в любой момент может дать денег, тогда у человека пропадает стимул для усовершенствования, так и в случае с государством. Чрезмерное использование средств Нацфонда в долгосрочной перспективе может снизить эффективность экономической политики правительства за счет появления привычки разбивать копилку для решения различных текущих проблем.

«Основной задачей формирования и использования фонда в соответствии с концепцией является доведение его активов до $180 млрд в пределах 32% к ВВП к 2020 году. Основными условиями достижения цели является сокращение ненефтяного дефицита в размере не более 3% к ВВП к 2020 году и полный переход от финансирования из средств фонда текущих расходов бюджета на финансирование только бюджета развития», - подчеркнул Касымхан Каппаров.

Кто конечные бенефициары?

Эксперт-консультант Азиатского банка развития Баян Шапагатова заметила, что в условиях кризиса крайне важной задачей для властей становится максимальная прозрачность расходования средств, выделяемых из Нацфонда. Она напомнила о том, как в 2009 году из него было выделено $10 млрд, однако и сам Глава государства впоследствии поставил под сомнение эффективность расходования этих средств.

«Нужна максимальная прозрачность в этих вопросах, вплоть до того, чтобы общество знало конечных бенефициаров тех инфраструктурных проектов, которые были профинансированы из Нацфонда. В условиях сжатия экономики и сокращения доходов от экспортной выручки только такие меры могут служить гарантией рационального использование денег фонда», - убеждена Баян Шапагатова.

Представитель Ассоциации банков Казахстана Акимжан Арупов заметил, что Нацфонд выполняет функции оздоровления экономики и недопущения распространения голландской болезни. Он подчеркнул, что два основных изъятия из него в 2009-м и 2014 годах были продиктованы острой необходимостью.

«Много говорят о том, нужно ли было в 2009 году выделять деньги из Нацфонда для поддержки банковской системы. Сегодня мы видим, что все-таки нам удалось тот кризис пережить и не обвалить банки, а ведь вопрос стоял шире, если бы тогда не был оздоровлен банковский сектор, то речь шла о заметном снижении суверенного рейтинга страны. А это уже имело бы глобальный эффект, в том числе подрыв имиджа государства и недоверие инвесторов. Поэтому, думаю, Нацфонд и тогда сыграл, и сейчас играет важную роль для удержания экономики в равновесном положении», - сказал Акимжан Арупов.

Стабилизатор экономики

Экономист Петр Своик обратил внимание еще на один значимый факт: если до старта программы «Нурлы жол» Национальный фонд больше выполнял функцию накопителя денежной массы, то теперь он стал стабилизатором экономики. Деньги тратятся на инфраструктурные проекты, заметил он.

Директор общественного фонда «Институт национальных и международных инициатив развития» Светлана Ушакова подчеркнула, что существует совет по управлению Национальным фондом при Президенте и комиссия по контролю за расходованием средств, выделенных из фонда. Однако ни в первый, ни во вторую не входят представители гражданского общества, а в основном там представлены лишь чиновники, что усложняет процесс контроля за рациональным использованием средств.

«Думаю, нужно этот момент учесть, необходимо, чтобы больше было возможностей у независимых экспертов следить за правильностью расходования денег», - сказала Светлана Ушакова.

В свою очередь Касымхан Каппаров подчеркнул, что при экономической политике, направленной на достижение определенных показателей ежегодного экономического роста, всегда будет сохраняться риск привлечения средств Национального фонда для выполнения краткосрочного плана роста экономики. По его словам, встает вопрос об изменении фокуса экономической политики с экономического роста на обеспечение устойчивости экономической системы за счет сокращения ненефтяного дефицита бюджета, то есть без учета доходов от нефтяного сектора.

В заключение он предложил ряд мер по повышению эффективности использования средств Нацфонда, в том числе в виде целевых трансфертов.

Он считает, что, во-первых, необходимо более четкое определение целей, на которые могут быть выделены целевые трансферты из фонда. Во-вторых, чтобы данная норма была достаточно эффективной, необходимо основные принципы формирования, использования и контроля деятельности фонда закрепить в отдельном законе «О Национальном фонде РК». Данный закон должен включать полный и исчерпывающий список целей, на которые могут быть выделены целевые трансферты из фонда. Третьим решением может стать институционализация деятельности фонда и создание отдельного юридического лица. При этом должна быть внедрена практика обязательного ежегодного открытого доклада и обсуждения в Парламенте размеров поступлений, расходования и инвестиционной доходности фонда, а также необходимы ежегодный независимый внешний аудит и публикация его результатов, считает эксперт.

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?