Лента новостей
0

А.Шпекбаев: «Казахстан выработал системный подход по реализации антикоррупционной политики»

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 02.11.2015 17:00 Zakon.kz
«Акцент в противодействии коррупции смещен на ее превенцию, объединение усилий государства и общества в минимизации коррупции».
В Казахстане принят комплекс мероприятий в рамках реализации антикоррупционной политики, сообщает Zakon.kz со ссылкой на заместителя председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева.

«Ранее система противодействия коррупции главным образом была направлена на борьбу с последствиями коррупции и выражалась в наказании виновных лиц. Сейчас в антикоррупционную политику страны вносятся существенные коррективы. Так, акцент в противодействии коррупции смещен на ее превенцию, объединение усилий государства и общества в минимизации коррупции», - отметил А.Шпекбаев.

Комплекс мероприятий в этом направлении предусмотрен принятой в декабре 2014 года Антикоррупционной стратегией РК на 2015-2025 годы. Ее основные направления: противодействие коррупции в сфере госслужбы, в квазигосударственном и частном секторах, в судах и правоохранительных органах, внедрение института общественного контроля, повышение уровня антикоррупционной культуры и развитие международного сотрудничества.

В апреле 2015 года утвержден План Правительства по реализации данной Стратегии, определивший меры по противодействию коррупции и теневой экономике на ближайшие три года.

«В целях реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» такие приоритеты как формирование профессионального госаппарата и минимизация коррупции определены Главой государства как одни из основных, - подчеркнул зампред Агентства. - Принципиально важен факт, что комплексный подход в вопросах противодействия коррупции обеспечен благодаря одновременному принятию ряда таких законодательных актов как «О государственной службе», «О противодействии коррупции», «Об общественных советах», «О доступе к информации», «О всеобщем декларировании», «О государственных закупках», «О государственном аудите и финансовом контроле», «Об информатизации», а также Предпринимательского и Этического кодексов».

Он отметил, что новый этап реформирования государственной службы предполагает переход к карьерной модели и комплексное изменение процессов отбора и продвижения кадров в государственном аппарате. При этом новые механизмы ориентированы на усиление принципов меритократии и подотчетности на государственной службе, формировании управленческого аппарата, свободного от коррупции.

Важным требованием при отборе на государственную службу и карьерном продвижении – помимо образования и стажа работы – станет наличие компетенций, необходимых для эффективного исполнения служащим функциональных обязанностей на занимаемой должности. Такой подход в Казахстане будет использован впервые.
Значительные изменения предполагаются и в системе оплаты труда государственных служащих. Так, достижение стратегических целей госорганов будет обеспечиваться за счет достойного уровня оплаты труда за достигнутые результаты работы.

Все это отражено в недавно принятом законе «О государственной службе».

«Ожидается, что принимаемые меры приведут к профессионализации кадрового состава государственного аппарата и «взращиванию» карьерных служащих, а также будут мотивировать их к развитию своих компетенций и здоровой конкуренции между собой», - пояснил А.Шпекбаев.

При этом он отметил, что особое место в реализации принимаемых мер по защите меритократии и недопущению коррупции занимает разработка Этического кодекса, нацеленного исключительно на строгое соблюдение требований к поведению государственных служащих.

Как отмечается, в отличие от существующей редакции Кодекса чести, новый Этический кодекс определяет четкие этические стандарты в деятельности госслужащих, включая антикоррупционные ограничения, конкретизирует и систематизирует поведение управленцев в конкретных обстоятельствах.

«В Кодексе предполагается установить систему контроля соблюдения этических норм путем внедрения института уполномоченного по этике и возложения на руководителей госорганов персональной дисциплинарной или административной ответственности за необеспечение антикоррупционного климата», - отметил А.Шпекбаев.

Кроме того, внесены поправки по вопросам конфликта интересов. Конкретизирован перечень ситуаций, при которых возможно его наступление.

Заместитель председателя Агентства также заметил, что большое внимание в рамках реформы уделяется и вопросам недопущения коррупции. Проводится системная работа по повышению качества государственных услуг. Так, законом «О государственных услугах» обеспечивается ориентация деятельности госорганов на население и бизнес как потребителя услуг государства, а также закрепляется обязательность стандартов и регламентов их оказания.

«В настоящее время на системной основе ведется активная работа по переводу в электронный формат услуг, оказываемых государством (В 2015 году по результатам мирового рейтинга развития электронного правительства Казахстан занял 28 место), - сказал А.Шпекбаев - Кроме того, проводится оценка и контроль качества оказания государственных услуг, ведутся замеры уровня удовлетворенности населения и бизнеса».

По его словам, на это же и нацелена новая форма работы Агентства – анализ деятельности госорганов на наличие коррупционных рисков с внесением соответствующих рекомендаций по их устранению.
Агентство рассматривает этот формат работы одним из действенных механизмов повышения эффективности деятельности государственного аппарата.

В настоящее время в рамках взаимодействия Агентства и Центра ОБСЕ в Астане совместно разрабатывается методическое пособие по анализу и выявлению коррупционных рисков на основе лучших практик стран
ОБСЕ.

На четкое регулирование взаимоотношений государства и субъектов предпринимательства, защиту их прав и законных интересов направлен и новый Предпринимательский кодекс. Им также определены подходы к действиям частных компаний в сфере противодействия коррупции.

Снижение уровня коррупционных рисков за счет автоматизации деятельности госорганов обеспечивается новыми нормами закона «Об информатизации», а повышение эффективности использования бюджетных средств и управления государственными активами – закона «О госаудите и финансовом контроле».

«Необходимо также обозначить принятые в октябре 2015 года законы «Об общественных советах», «О доступе к информации», которые направлены на улучшение эффективности деятельности госорганов, создание реальных инструментов обеспечения подотчетности государства перед обществом, а также являются механизмом повышения уровня гражданской активности населения», - сказал зампред Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Кроме этого, комплексные меры по недопущению коррупции в госаппарате предусмотрены в рамках действующих с начала текущего года четырех новых кодексов: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях.

«Из числа нововведений нужно отметить внедрение альтернативной меры наказания по всем видам взяточничества - штрафов в размере, кратном сумме или размеру полученной взятки, что соответствует международным стандартам, - рассказал он. - В то же время, придавая большое значение принципу неотвратимости наказания, в Казахстане за совершение коррупционных правонарушений к ответственности привлекаются должностные лица, не взирая на ранги и должности».

А.Шпекбаев напомнил, что их совершение также влечет пожизненное лишение права работать на государственной службе или заниматься определенной деятельностью.

По его словам, на сегодняшний день в Казахстане четко проработаны законодательные меры, направленные на профилактику и пресечение коррупции.

К числу данных мер также можно отнести положения законопроекта по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов, предусматривающие повышение качества кадрового менеджмента и исключение условий для коррупции в органах правопорядка.

Аналогично внедряемым на госслужбе антикоррупционным механизмам вводится система мотивации сотрудников к службе в правоохранительных органах - дифференциация оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов.

В рамках реализации реформ в сфере верховенства закона в Казахстане планируется переход от пятиступенчатой к трехуровневой системе правосудия, ужесточение требований к кандидатам в судьи и увеличение возрастного ценза для кандидатов.

«Внедряемыми антикоррупционными инструментами в этой сфере можно считать обязательность аудиовидеофиксации всех судебных процессов и поэтапную передачу следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, - пояснил Шпекбаев.

Он также отметил, что в качестве главных позитивных последствий принятия новой редакции УПК является совершенствование системы исполнения уголовных наказаний, в том числе путем исключения норм, создающих условия для коррупционных проявлений при предоставлении осужденным свиданий, изменении им условий содержания и вида исправительного учреждения, а также поэтапного перехода от отрядного к камерному порядку содержания осужденных (в 1997 году Казахстан занимал третье место в мире по количеству тюремного населения, в 2015 году наша страна заняла 47-е место).

Зампред агентства также отметил, что в разработке отдельных норм принятого на днях закона «О противодействии коррупции» участвовали эксперты Гонконга, Сингапура, США, Республики Кореи, Великобритании и Италии.

С учетом международных стандартов законом разграничены уровни нарушений норм и правил служебной этики от конкретной коррупции. Под коррупционными правонарушениями будет пониматься деяние (действие или бездействие), имеющее признаки коррупции за которое установлена только уголовная или административная ответственность.

«Важно отметить вводимое законом новое определение «коррупции», которое предусматривает получение или извлечение лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ, в том числе в отношении третьих лиц. Соответствующие поправки будут внесены в Уголовный кодекс», - сказал А.Шпекбаев. - Теперь к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, также отнесены работники квазигосударственного сектора. При этом квазигосударственные организации, в том числе и в добывающей отрасли, определяются как субъекты противодействия коррупции».

Кроме того, для обеспечения оценки потенциальной коррупции в государственном и частном секторе на законодательном уровне впервые вводится понятие - анализ коррупционных рисков. Он будет осуществляться в отношении госорганов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора.

«Подобные анализы уже проводятся на центральном и региональном уровнях, а закрепление полномочий Агентства по данному направлению в законе значительно повысит их эффективность, отметил Шпекбаев. - Вводится понятие - внутренний анализ коррупционных рисков, проводимый всеми субъектами противодействия коррупции».

Вместе с тем частные компании, которые согласно новому законодательству будут являться субъектами противодействия коррупции, смогут также реализовывать вышеназванные антикоррупционные меры.

Новым законом также предусматривается обеспечение широкого вовлечения гражданского общества в реализацию новой антикоррупционной политики. В этой связи вводится понятие антикоррупционный мониторинг, который позволит на системной основе проводить анализ эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в этой сфере.

Кроме нормативных правовых актов и официальных сайтов госорганов мониторингу будут подлежать сведения неправительственных организаций, публикации в СМИ, данные социологических опросов.
Результаты анализов, научно-исследовательских и социологических исследований послужат основой для подготовки ежегодных Национальных докладов по противодействию коррупции на имя Главы государства.
Национальный доклад будет содержать рекомендации по устранению причин и условий, способствующих коррупции в различных сферах жизнедеятельности, а также анализ состояния и тенденции по пресечению фактов коррупции.

Также впервые вводится такое понятие как «формирование антикоррупционной культуры», под которым понимается деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции, по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающих нетерпимость к коррупции.

Механизм реализации заключается в непрерывном (на протяжении всей жизни) антикоррупционном воспитании и образовании.
Предусматривается развитие в обществе системы нетерпимости к коррупции и внедрение современных моделей антикоррупционного поведения. Уже имеется практика привлечения к данной работе наиболее эффективных институтов гражданского общества.

В 2015 году разработано открытое соглашение по взаимодействию против коррупции, к которому имеют право присоединиться различные организации, объединения, учебные заведения, граждане.

«Также подписано соглашение между Агентством и Национальной палатой предпринимателей, благодаря которому формируется антикоррупционная мотивация культуры в сфере предпринимательства, и ведение национального бизнеса получит возможность стать более прозрачным. Кроме того, предусмотрена обязательность публикования сведений из налоговых деклараций государственных служащих», - пояснил А.Шпекбаев.- Принят специальный законопроект, который с 2017 года обяжет государственных служащих к всеобщему декларированию (два вида деклараций: о доходах и имуществе, об обязательствах и активах). Он разработан для обеспечения прозрачности в сфере налогообложения на основе информации о реальных доходах и имуществе как один из механизмов противодействия коррупции. Это позволит выявлять расхождения между доходами и расходами физических лиц, в том числе государственных служащих.

Среди других мер противодействия коррупции предусмотренных новым законом, А.Шпекбаев отметил принятие антикоррупционных стандартов в системе государственного управления.

«В целом комплексный подход по превенции коррупции в Казахстане включает такие компоненты как кадровая политика, этичность и повышение мотивации служащих, а также формирование антикоррупционной культуры в обществе и совершенствование бизнес-процессов при взаимодействии с населением, - сказал он. - Реализуются меры, направленные на снижение коррупционных проявлений, в сферах взаимодействия государственного аппарата, населения и бизнеса».

С этой целью разрабатываются и утверждаются новые стандарты и регламенты государственных услуг, определяющие нормы поведения госслужащих при их оказании.

Все новые законодательные акты, подготовленные с учетом передовых мировых тенденций, способствуют началу нового этапа противодействия коррупции, резюмировал заместитель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: