Безопасность на транспорте - жизненная необходимость

 

И. Тлеугалеев,

Главный транспортный прокурор

 

Сегодня интеграционные процессы на евразийском и мировом пространстве, в том числе, в рамках Таможенного союза, ЕАЭС усиливают значимость транспортного потенциала страны. И, конечно, первостепенными задачами в этих условиях являются обеспечение безопасности граждан, предотвращение вреда здоровью и жизни людей.

По уровню общественной значимости транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений. Услугами транспорта пользуется практически все население страны. Подобно кровеносным артериям он соединяет отдельные регионы государств и государства между собой в единую политическую и экономическую систему.

Для Казахстана жизненная необходимость транспортной системы всегда определялась такими факторами, как огромная территория страны (2,7 млн. кв. км), низкая плотность населения, разобщенность центров промышленности и сельского хозяйства, удаленность от мировых рынков.

Львиная доля перевозок грузов и пассажиров по республике осуществляется железнодорожным транспортом. В стране сегодня эксплуатируется 21 тыс. км железных дорог. На данный вид транспорта приходится 68 процентов всего грузооборота и свыше 57 процентов пассажиропотока страны.

Крушения поездов последнего десятилетия, в том числе, произошедшие в странах с развитой транспортной инфраструктурой - Испании, Франции, России, наглядно продемонстрировали необратимые последствия нарушения норм безопасности - сотни человеческих жертв, колоссальный материальный ущерб.

Результаты прокурорских проверок и анализ определили ряд актуальных проблем в области обеспечения безопасности на железных дорогах Казахстана. В их числе - эксплуатация изношенного подвижного состава, некачественный и несвоевременный ремонт, неудовлетворительное техническое состояние железнодорожных путей и других сооружений, а также несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей эти вопросы. Приняты целенаправленные меры надзорного и организационного характера.

В целях недопущения аварий по актам прокурорского надзора приостановлено и отстранено от эксплуатации более трех тысяч единиц подвижного состава, обновлена часть вагонного парка, на отдельных участках магистральной сети ограничена максимальная скорость движения поездов. Совместной с национальным перевозчиком и уполномоченным органом работой на железнодорожных магистралях исключены сходы и крушения из-за распространенного излома боковых рам и других узловых агрегатов.

Разработана Концепция «Жизнь без опасности на стальных магистралях», по инициативе прокуратуры внесены поправки в законодательные и подзаконные акты, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности на транспорте, в профильном министерстве создан специальный Департамент по расследованию транспортных происшествий и инцидентов.

Из-за большой географической протяженности значительное место в транспортной системе Казахстана занимает воздушный транспорт.

В числе системных проблем в области отечественной гражданской авиации необходимо отметить отсутствие должного государственного контроля за соблюдением эксплуатантами воздушных судов требований национального законодательства и международных стандартов безопасности полетов, несовершенство действующего законодательства, нехватку квалифицированных кадров, отсутствие современных центров их подготовки, износ инфраструктуры большинства аэропортов и т.д. Принятыми прокуратурой мерами укреплен штат государственных авиаинспекторов, создано специальное управление по расследованию авиационных событий.

По представлениям прокуратуры уполномоченным органом приостановлена эксплуатация более 100 самолетов малой авиации, у которых истек календарный ресурс. По причине несоответствия требованиям безопасности полетов приостановлены сертификаты эксплуатантов четырех авиакомпаний.

В нашей стране достаточно динамично развивается водный транспорт. Казахстан плодотворно работает со странами прикаспийских государств. Страны этого региона являются стратегическими партнерами, что в целом позитивно сказывается на развитии нашей экономики, в том числе транспортного сообщения.

Для увеличения грузопотоков через международные транспортно-транзитные коридоры развивается береговая инфраструктура, в том числе по увеличению пропускной способности порта Актау. В порту Баутино развиваются базы поддержки морских операций по освоению нефтяных месторождений в казахстанском шельфе Каспийского моря. Имеются перспективы развития порта Курык. Отмечается рост числа морских судов под казахстанским флагом.

Эксплуатация водного, как и других видов транспорта, связана с риском аварий и крушений. В связи с нарушением требований безопасности приостановлена эксплуатация 26 морских и речных судов. По представлению прокуратуры об отсутствии мер со стороны уполномоченного органа по подъему затонувших морских и речных судов, угрожающих безопасности на водном транспорте, а также создающих риск наступления экологической катастрофы, постановлением Правительства РК от 28 мая 2013 года № 524 утвержден последовательный План мероприятий по очистке Урало-Каспийского бассейна от затонувших судов со сроком их завершения в 2016 году. В 2014 году по инициативе Главной транспортной прокуратуры создана Морская администрация портов Актау и Баутино. Это республиканское учреждение при Комитете транспорта Министерства индустрии и развития призвано обеспечить безопасность эксплуатации морских судов в каспийской акватории.

Казахстан присоединился к 12 основным конвенциям в области безопасности судоходства, принятым под эгидой Международной морской организации. По инициативе Главной транспортной прокуратуры на стадии ратификации находится еще семь отраслевых договоров.

Уделяется особое внимание изучению международного опыта в области обеспечения транспортной безопасности. Так, 4-6 октября текущего года Главная транспортная прокуратура приняла участие в работе «круглого стола» в г. Сочи на тему: «Актуальные вопросы обеспечения законности, интересов общества и государства в сфере транспортной деятельности», где был обсужден опыт работы Южной транспортной прокуратуры РФ и Главной транспортной прокуратуры по обеспечению безопасности на транспорте. 29 октября этого же года в г. Павлодаре состоялась встреча с транспортными прокурорами приграничных областей России, которые проявили взаимную заинтересованность в обмене опытом и передовыми методиками производства надзорных проверок.

2 декабря 2015, 11:41
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript