Существуют ли налоговые льготы при затратах на НИОКР в РК?

 

Анализ действующего законодательства Республики Казахстан (на октябрь 2015 года) относительно вопроса налоговых льгот при затратах на НИОКР в Республике Казахстан показал следующее. В Налоговом Кодексе Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года имеются статьи: ст. 100 (Вычеты); ст. 108 (Вычет по расходам на научно-исследовательские и научно-технические работы); ст. 115 (Затраты, не подлежащие вычету) и ст. 133 (Уменьшение налогооблагаемого дохода).

 

1. Согласно ст. 108 Налогового кодекса РК, расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы, кроме расходов на приобретение фиксированных активов, их установку и других расходов капитального характера, относятся на вычеты. Основанием для отнесения таких расходов на вычеты являются техническое задание на научно-исследовательскую и научно-техническую работу и акты приемки завершенных этапов таких работ.

При этом важно знать юридическое определение основных видов НИОКР закрепленных в ст. 1 Закона Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года. Так, «научно-исследовательская работа» (НИР) - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов. Под самими «научными исследованиями» (НИ) - понимаются прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности. «Научная деятельность» (НД) - представляет собой деятельность, направленную на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике. «Научно-техническая деятельность» (НТД) - определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях науки, техники и производства для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических и иных задач, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы, включая разработку нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований. Под «опытно-конструкторскими работами» (ОКР) понимается комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытание опытных образцов и полезных моделей[1].

Другое важное понятие - «коммерциализация технологий» закреплена в Законе Республики Казахстан от 9 января 2012 года «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Согласно ст. 1 данного Закона, под «коммерциализацией технологий» понимается - деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на получение положительного экономического эффекта[2].

Вопросы НИОКР регламентируются также и подзаконными актами. Так, важно отметить, что в перечень работ, относимых к НИ, научно-техническим (НТ) и ОКР согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года включены следующие виды работ:

1) разработка технического задания научно-исследовательской (научно-технической) работы (в том числе 2 подвида);

2) выбор направления исследования (7);

3) теоретические и экспериментальные исследования (7);

4) работы по обобщению и оценке результатов исследований (3);

5) подготовка технического предложения (4);

6) эскизное проектирование (8);

7) техническое проектирование (7);

8) разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца, создания опытно-промышленного производства (5);

9) предварительные испытания (4);

10) разработка нормативно-технической документации;

11) сопровождение процедуры внедрения (коммерциализация) результатов исследований и проектных работ[3].

 

2. Статья 133 Налогового кодекса РК посвящена, как было отмечено выше, вопросам уменьшения налогооблагаемого дохода. Согласно данной норме, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды расходов: в размере 50 процентов от суммы отнесенных на вычеты в соответствии со статьей 108 настоящего Кодекса расходов (затрат) на НИ и научно-технические работы (НТР) в связи с созданием объекта промышленной собственности. По такому объекту должен иметься выданный уполномоченным государственным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов охранный документ на объекты промышленной собственности. А также в наличии заключение уполномоченного органа в области науки о подтверждении суммы таких расходов (затрат)[4].

Указанные положения ст. 133 Налогового кодекса РК применяются в случае внедрения результата указанных работ на территории Республики Казахстан, подтвержденного заключением уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности о внедрении результата НИ, НТР на территории Республики Казахстан, в налоговом периоде, в котором осуществлена государственная регистрация охранного документа. При этом расходы налогоплательщика на получение охранного документа не признаются расходами на выполнение научно-исследовательских, научно-технических работ[5].

Порядок подтверждения внедрения результата НИ, НТ и (или) ОКР на территории Республики Казахстан регламентируются специальными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2012 года[6]. В Правилах закреплены определения основных понятий, связанных с НИОКР: научно-исследовательская работа; охранные документы; заключение о подтверждении внедрения результата НИ, НТ и (или) ОКР на территории Республики Казахстан; объекты промышленной собственности; заявитель; техническое задание (техническая спецификация); опытно-конструкторские работы и другие, необходимые для правильного толкования. Согласно Правилам, Процедура подтверждения внедрения результата НИ, НТ и (или) ОКР осуществляется в три этапа: 1) рассмотрение заявок национальным институтом развития в области технологического развития на полноту и качество их оформления, соответствия требованиям Правил; 2) подготовка национальным институтом экспертного заключения по заявкам, прошедшим первый этап отбора; 3) принятие уполномоченным органом решения о предоставлении заключения или отказа в его предоставлении на основании экспертного заключения национального института. В Правилах представлен перечень необходимых документов, которые подаются вместе с заявкой[7].

 

3. Планируемые возможные поправки в законодательство РК. В настоящее время разработаны проекты законодательных актов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство РК по вопросам налогообложения. В Рабочих группах депутатов Мажилиса Парламента РК обсуждаются предлагаемые Комитетом государственных доходов (КГД) МФ РК и Правительством РК поправки к Налоговому кодексу РК. Поправки затрагивают и вышерассмотренные нормы ст. 108 и 133 Налогового кодекса РК. Предлагаемые государственными органами и учреждениями профессионального сообщества финансистов, редакции указанных и других статей Кодекса находятся в постоянном изменении (в Интернете доступны различные варианты поправок). Также находится в стадии обсуждения для принятия проект Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности»[8] и сопутствующий ему проект Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Проектами указанных Законов также предлагается новая редакция ст. 108 и 133 Налогового кодекса РК, предусматривающая налоговые льготы при расходах на НИОКР[9].

Таким образом, действующим налоговым законодательством РК, налоговые льготы при затратах на НИОКР возможны в виде отнесения на вычеты расходов на научно-исследовательские и научно-технические работы, кроме тех, что пошли на приобретение фиксированных активов, их установку и других расходов капитального характера. Подтверждающими документами для вычетов могут служить техническое задание на НИОКР и акты приемки завершенных этапов таких работ.

Кроме того, налоговые льготы при затратах НИОКР возможны в виде уменьшения налогооблагаемого дохода в размере 50 % от суммы отнесенных на вычеты (согласно ст. 108 Налогового кодекса) расходов (затрат) на научно-исследовательские и научно-технические работы при создании объекта промышленной собственности. Подтверждающими документами при этом должны быть: охранный документ на объект промышленной собственности, выданный МЮ РК; заключение МОН РК о подтверждении суммы вышеуказанных расходов; заключение МИР о внедрении результата НИНТР на территории РК, в налоговом периоде, в котором осуществлена государственная регистрация охранного документа. Однако, механизм реализации данных законодательных положений в подзаконных, ведомственных актах КГД МФ РК и практика применения управлениями по районам департаментов КГД МФ РК норм Налогового кодекса РК, касающихся отнесения на вычеты расходов на НИОКР требуют дополнительного исследования.

 

 

Авторы:

Ж. Ильмалиев,

М. Курмангали,

С. Сатиева

 

 


[1] О науке / Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 407-IV / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000407

[2] О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности / Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года № 534-I / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000534

[3]Об утверждении перечня работ, относимых к научно-исследовательским, научно-техническим и (или) опытно-конструкторским работам / Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 830 / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000830

[4]Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV / О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000099_

[5]Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV / О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000099_

[6]Об утверждении Правил подтверждения внедрения результата научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ на территории Республики Казахстан и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1449 "Об утверждении Правил определения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на территории Республики Казахстан, необходимые для выполнения работ по контракту" Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2012 года № 940 / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000940

[7]Там же.

[8]О проекте Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» / Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2015 года № 720 Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500000720

[9] Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» /http://www.edu.gov.kz/sites/default/files/5.soputstvuyushchiy_zakon_rus_.pdf

 

7 декабря 2015, 17:03
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript