Лента новостей
0

Уголовное правонарушение: принципы гуманизации

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 12.11.2015 20:49 Zakon.kz
О введении института уголовных проступков
Юриспруденция является уникальной наукой, которая, с одной стороны, стабильна, а с другой, постоянно совершенствуется. В Уголовный Кодекс Республики Казахстан, который действует с 1 января 2015 года, введено понятие «уголовное правонарушение», которое в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяется на преступления и уголовные проступки (статья 10 УК РК).

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни.

Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.

Не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Всего в Кодексе предусмотрен 171 уголовный проступок, из них 58 составов переведены из Кодекса об административных правонарушениях, 9 новых и 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести.

В разряд уголовных переведены следующие правонарушения: побои (действия лица, причинившие физическую боль, но не повлекшие серьезных последствий для здоровья); причинение вреда здоровью (когда наступило расстройство здоровья и утрата трудоспособности); заражение венерической болезнью; злостное уклонение от содержания нетрудоспособного супруга (супруги); мелкое хищение чужого имущества; неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка; надругательство над памятниками истории и культуры или природным объектом, порча объектов благоустройства.
Эффективность института уголовных проступков подтверждается судебной практикой.

Отнесение отдельных составов административных правонарушений к уголовным проступкам не может рассматриваться как нарушение принципа гуманизации. Наоборот, 58 составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков позволит усилить защиту лиц, привлекаемых к ответственности. Это и обязательное привлечение защитника – профессионального адвоката, и применение всего комплекса процессуальных гарантий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом.
Действующим Уголовным кодексом предусмотрена система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы. Так, сфера применения штрафа расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку. Штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции.

Расширение сферы применения штрафа и ограничения свободы, введение в санкции статей альтернатив лишению свободы, реформирование института рецидива, расширение оснований примирения сторон, введение новых видов освобождения от уголовной ответственности (поручительство и процессуальное соглашение), запрет на назначение лишения свободы по экономическим преступлениям при возмещении ущерба, декриминализация трех преступлений, в том числе двух по экономическим преступлениям, перевод сто четырёх преступлений небольшой тяжести в уголовные проступки – всё это является свидетельством принципа гуманизации.

Более того, законодателем предусмотрено, что вступление в законную силу обвинительного приговора за уголовный проступок не влечет признания осужденного лицом, имеющим судимость.

Введение института уголовных проступков дает положительные результаты в работе правоохранительных органов и судей. Предусмотренная законодателем упрощенная процедура досудебного расследования упростила работу сотрудников правоохранительных органов по расследованию преступлений небольшой тяжести, что позволит направить больше ресурсов на расследование более тяжких преступлений.

Так, орган дознания составляет протокол об уголовном проступке в отношении подозреваемого немедленно, если он установлен. При необходимости выяснения обстоятельств уголовного проступка, данных о совершившем его лице, его месте нахождения протокол об уголовном проступке составляется в срок до трех суток.
В случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения. По уголовному делу в отношении нескольких уголовных правонарушений, в числе которых, кроме преступлений, имеются уголовный проступок либо уголовные проступки, производство осуществляется в форме дознания либо предварительного следствия.
Начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, согласовывает протокол, после чего все материалы предъявляются подозреваемому для ознакомления. После чего дело немедленно направляет прокурору для изучения, не позднее суток, а по делам, по которым подозреваемый задержан в порядке ст. 128 УПК, не позднее восьми часов выносит соответствующее постановление с направлением его копий заинтересованным лицам и направляет уголовное дело в суд.

В случае задержания подозреваемого в порядке ст. 128 УПК дело об уголовном проступке направляется прокурору не позднее тридцати шести часов с момента фактического задержания.

Рациональное использование ресурсов распространяется не только на работу правоохранительных органов, но и позволит существенно разгрузить и судопроизводство.
Дела об уголовных проступках подлежат рассмотрению в суде в течение пятнадцати суток с момента поступления в суд. В случае поступления ходатайств участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дела об уголовных проступках, за которые в качестве наказания предусматривается выдворение за пределы РК, а также по которым подозреваемый задержан в порядке ст. 128 УПК, рассматриваются в день поступления в суд.
При рассмотрении судом дел об уголовных проступках участие прокурора обязательно. Рассмотрев дело об уголовном проступке, судья выносит обвинительный или оправдательный приговор, прекращает дело по реабилитирующим или не реабилитирующим основаниям (ст.ст. 35 и 36 УПК), при установлении признаков преступления направляет дело соответствующему прокурору для решения вопроса о проведении досудебного расследования.

Решение по делу об уголовном проступке объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а копия решения вручается осужденному, потерпевшему и прокурору. В отсутствие указанных лиц копия решения направляется им в течение трех суток. Решение суда по делу об уголовном проступке может быть обжаловано сторонами в порядке и сроки, преду-смотренные УПК на общих основаниях (срок обжалования - 15 суток).Совершение уголовного проступка впервые признается обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказание (п.1 ч.1 ст.53 УК).
Правила назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за уголовное правонарушение, на уголовные проступки не распространяются (ст.55 УК).

За уголовный проступок лишение свободы не предусмотрено. Максимальный штраф за совершение уголовного проступка составляет 500 месячных расчетных показателей. Максимальное наказание за уголовный проступок, которое у нас предусмотрено, - арест, установлен до 6 месяцев, который вводится в действие с 1 января 2017 года.

В особенной части Кодекса такой срок предусмотрен только по 43 составам. По 30 проступкам установлен срок ареста до 2-х месяцев, по 32 – до 3-х, по 63 – до 4-х месяцев.

Следует отметить, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, в связи с чем следует ожидать рост их реального исполнения.
В связи с этим, в процессе применения Уголовного кодекса создаются условия для реального исполнения штрафных санкций и принудительного труда на благо общества вместо полной изоляции осужденных. Такой подход, наряду с другими положениями нового Уголовного кодекса, решает задачи снижения «тюремного населения». Введение Уголовного кодекса будет соответствовать мировым стандартам в области защиты прав и свобод человека. Новый Уголовный Кодекс призван сыграть определенную роль в эффективности борьбы с преступностью в нашей стране.

Торгын Кудайбергенова, судья суда № 2 г.Семей

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: