Лента новостей
0

Выходка, испортившая Гитлеру «свою» Олимпиаду

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 05.01.2016 16:54 Zakon.kz
Пронзительная история о дружбе темнокожего американца и истинного арийца, зародившаяся на Олимпиаде-1936 в гитлеровской Германии.
«Все флаги в гости будут к нам»

В Третьем рейхе уже вовсю идет пропаганда превосходства арийской нации над другими народами – недочеловеками. А тут – Олимпиада. На нее приехали люди разных народов. В 1936 году все флаги, невзирая на национальность и цвет кожи, прибыли в Берлин. И среди них – американский легкоатлет Джесси Оуэнс. Темнокожий американский атлет.

Но вначале небольшая предыстория. Сессия МОК в 1930 году избрала Берлин столицей Игр-1936. Среди кандидатов было несколько городов, в том числе и Барселона. Когда в 1933-м фашисты во главе с Гитлером пришли к власти в Германии, в мире стал нарастать протест против проведения Олимпиады в столице Третьего рейха. Появилась идея переноса соревнований в Барселону, но она не набрала достаточного числа сторонников, и Игры остались в Берлине. Против сторонников перенесения Олимпиады в Барселону сыграл нараставший общественно-политический кризис в Испании, вскоре прведший к гражданской войне и диктатуре Франсиско Франко.

Для фашистской Германии Олимпийские игры были желанным поводом продемонстрировать всему миру единство фюрера и народа, преимущество нового порядка и превосходство арийской расы. Правительство Германии бросило огромные средства на строительство спортивных сооружений и рекламные цели. Для торжественной церемонии отлили олимпийский колокол высотой более 3 метров и весом 10 тонн. Прусский орел, изображенный на колоколе, на этот раз держал в когтях не свастику, а пять переплетенных колец.

Задолго до открытия Олимпиады создавались и репетировались сценарии торжеств с участием Гитлера. Олимпийский факел изготовили на заводе Круппа. В 1936 году, вынашивая агрессивные военные планы, гитлеровцы лезли из кожи, чтобы продемонстрировать миру свое миролюбие и величие. В Играх ХI Олимпиады приняли участие 3963 спортсмена из 49 стран.

Истинный ариец

Карл Людвиг «Лутц» Лонг родился в Лейпциге 27 апреля 1913 года в семье владельца аптеки Карла Германа Лонга и Йоханы, внучки хирурга Карла Тирша и правнучки известного химика Юстуса фон Либиха. Дядями Луца были историк Ганс Дельбрюк и теолог Адольф фон Гарнак. Сам Лутц изучал право в Лейпцигском университете. При этом парень был щедро физически одарен от природы: прыгучий, скоростной, он занимался легкой атлетикой, стал прыгуном в длину. Лутц быстро прогрессировал, стал выступать за Германию на международных соревнованиях.

В 1934 году Лонг занял 3-е место на чемпионате Европы в Турине с результатом 7 м 25 см. В 1936-м в возрасте 23 лет он установил новый европейский рекорд и вошел в когорту лучших прыгунов мира. А в 1937 году Лонг стал членом Национал-социалистического союза студентов Германии. На берлинской Олимпиаде Лонг был одним из лидеров сборной. Его победа должна была доказать веру Гитлера в превосходство арийской расы.

J. C. из Кливленда

Джеймс Кливленд Оуэнс родился 12 сентября 1913 года в городке Оуквилль (Алабама) в семье Генри Кливленда Оуэнса и Мэри Эммы Фицжеральд и был младшим из 10 детей: семерых братьев и трех сестёр. Когда ему было 9 лет, семья была вынуждена переехать в Кливленд, штат Огайо, в рамках расовой сегрегации в США. Его новый школьный учитель, чтобы вызвать парня к доске, прибегал к сокращению J. C., но благодаря сильному южному акценту, получалось «Джесси». Прозвище впоследствии перешло в официальное имя.

Джеймс подростком перепробовал много профессий: поставлял продукты в бакалейную лавку, был грузчиком, открыл мастерскую по ремонту обуви. Со своей будущей женой Мини Руф Соломон познакомился еще в средней школе Фармунт, что в Кливленде, когда ему было 15 лет, а ей — 13.

Первая дочь, Глория, родилась у них в 1932 году. Поженились они в 1935-м, и этот брак дал им еще двух дочерей: Марлен (1939) и Беверли (1940).

Четыре медали

К 1936 году идеология Третьего Рейха уже была хорошо известна в мире. Однако большинство чернокожих атлетов США решили не бойкотировать берлинские Игры, считая, что полноценность своей расы разумнее продемонстрировать непосредственно на олимпийских стадионах.

И темнокожие атлеты оказались правы. Главным героем Игр-1936 стал афроамериканец Джесси Оуэнс, который специализировался в спринтерском беге и прыжках в длину. Он выиграл дистанции 100 и 200 метров, эстафету 4×100 метров (с мировым рекордом) и прыжки в длину. Впоследствии Джесси говорил, что никогда не удостаивался таких оваций, как в Берлине 1936-го. Его достижение смог повторить Карл Льюис на Олимпиаде 1984 года.

Объятия, всбесившие Гитлера

Как уже говорилось выше, Лутц Лонг был главной надежной сборной Германии и всего Третьего Рейха на этих Играх. Его основным соперником в секторе для прыжков в длину стал Джесси Оуэнс. Они не могли тогда предполагать, что Олимпиада станет началом их крепкой дружбы. Дружбы истинного арийца (если следовать всем канонам фашисткой идеологии) и темнокожего парня из Огайо.

Есть версия, что после того, как Оуэнс заступил две первые попытки квалификации, к нему подошел Лонг и посоветовал оттолкнуться на полметра дальше от черты. Посоветовал своему главному сопернику. Благодаря чему чернокожий чемпион попал в финальные соревнования. Однако спустя много лет эту версию опроверг один из американских журналистов.

Оуэнс победил в шестой попытке с мировым рекордом 8 м 6 см. Лонг был первым, кто поздравил Оуэнса с победой, обнявшись, они вместе ушли под трибуны. Эта «возмутительная» выходка вывела из себя Адольфа Гитлера, после чего тот в бешенстве покинул стадион. Через два дня Лонг занял 10-е место в прыжках тройным с результатом 14 м 62 см.

После Олимпиады Лонг с Оуэнсом, регулярно переписывались.

«Можно переплавить на золото все мои кубки и медали, – писал Оуэнс, – но и этого будет мало, чтобы перевесить ту дружбу, которая связывает меня с Луцем Лонгом».

Они хотели еще раз встретиться в 1939-м, но в Европе началась Вторая мировая война и планы двум друзьям пришлось скорректировать.

«Если меня убьют на войне…»

Луц Лонг был выпускником юридического факультета Лейпцигского университета, по окончании которого работал адвокатом в Гамбурге до начала войны. В начале 1943 года Лутца призвали в танковую армию Роммеля в чине оберефрейтора.

Лонг писал с фронта Оуэнсу, что чувствует свою скорую гибель, что у него родился сын Кай и он просит Джесси, чтобы тот после войны встретился с ним и рассказал об их дружбе.

В одном из писем были такие слова: «Если меня убьют на войне, будь свидетелем на свадьбе моего сына».

Опасения Луца сбылись, 10 июля 1943 года во время вторжения в Сицилию войск союзников Лонг был смертельно ранен. Через три дня, 14 июля, он умер в британском военном госпитале. Луц Лонг похоронен на военном кладбище Motta Sant’Anastasia на Сицилии. Посмертно Лонг был удостоен медали Пьера де Кубертена.

Оуэнс выполнил просьбу друга и в начале 1950-х был шафером на свадьбе Кая.

22 августа 2009 года внучка Оуэнса Марлин Дорч и сын Лонга Кай вместе вручали медали сильнейшим прыгунам в длину на чемпионате мира в Берлине.

В 1974 году Оуэнс был включен в Зал славы легкой атлетики США. В течение 35 лет он выкуривал по одной пачке сигарет в день. В декабре 1979 года у Оуэнса был диагностирован рак легкого в агрессивной форме. Неоперабельную опухоль с января начали лечить химиотерапией и радиацией.

31 марта 1980 года Джесси Оуэнс скончался в Тусоне, штат Аризона. Похоронен он на кладбище «Оаквудc» в Чикаго.

Фото delo.si
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: