Лента новостей
0

Рентный налог на экспорт угля. Кто прав? (Аят Кенженов, Директор юридической фирмы «Кенженов»)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.02.2016 00:26 Фото: zakon.kz

Рентный налог на экспорт угля. Кто прав?

 

Аят Кенженов

 Директор юридической фирмы «Кенженов»

 

Настоящая статья посвящена тому, как Республика Казахстан незаконно взимает с субъектов предпринимательства рентный налог на экспорт при реализации угля на территории других стран государств-членов Евразийского экономического союза.

Для понимания ознакомимся, что такое рентный налог на экспорт, кто является плательщиком и в каких случаях он взимается.

Согласно ст.300 Налогового кодекса РК (далее - НК РК)

п

лательщиками рентного налога на экспорт являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт:

1) нефть сырую и нефтепродукты сырые (имеются исключения);

2) уголь.

В соответствии со ст.301 НК РК объектом обложения рентным налогом на экспорт является объем угля, реализуемый на экспорт. Для целей настоящего раздела под экспортом понимаются:

1) вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в таможенной процедуре экспорта в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

2) вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Таможенного союза;

3) реализация на территории другого государства-члена Таможенного союза продуктов переработки давальческого сырья, ранее вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Таможенного союза для переработки.

Эта удивительная история развивалась следующим образом:

Наша юридическая компания «Кенженов» представляла в суде интересы ТОО «Жансар уақ» о признании незаконным уведомления налогового органа о предоставлении налоговой отчетности по рентному налогу за период с 4 квартала 2010 года по 3 квартал 2014 года включительно.

ТОО «Жансар уақ» является юридическим лицом, основным видом деятельности является оптовая реализация угля на территории РК и РФ.

С декабря 2010 года после вступления Казахстана в Таможенный союз с РФ и Белоруссией, ТОО «Жансар уақ» установило деловые контакты с контрагентами в РФ.

В период с сентября 2013г. по ноябрь 2014 года ГУ «Управление государственных доходов по Тайыншинскому району Департамента государственных доходов по СКО Комитета государственных доходов Министерства финансов РК» (ранее - Налоговое управление по Тайыншинскому району) выставило 4 уведомления с требованием предоставления налоговой отчетности по форме 570.00 - налоговая отчетность по рентному налогу на экспорт.

Первые 3 уведомления были отозваны Налоговым управлением после ответа ТОО «Жансар уақ» о незаконности их требований.

Последнее уведомление №17000000324 от 20.11.2014г. о предоставлении налоговой отчетности по форме 570.00 за период с 4 квартала 2010 года по 3 квартал 2014 года включительно, налоговый орган так и не отозвал (далее - Уведомление).

В декабре 2014г. мы вынуждено обратились в специализированный межрайонный экономический суд по СКО с требованиями о признании незаконным Уведомления и его отмене.

27 марта 2015года решением специализированного межрайонного экономического суда СКО в удовлетворении исковых требований ТОО «Жансар уақ» к ГУ «Управление государственных доходов по Тайыншинскому району Департамента государственных доходов по СКО Комитета государственных доходов Министерства финансов РК» отказано.

10 июля 2015 года апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам Северо-Казахстанского областного суда Республики Казахстан решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

30 сентября 2015 года кассационная судебная коллегия Северо-Казахстанского областного суда в составе председательствующего - председателя суда Әкетай М.А., судей Шакимова К.К., Кокановой Р.Н. судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменений по следующим основаниям:

«Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Товарищества, а суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, исходили из того, что вывоз угля с территории РК на территорию РФ с целью реализации является экспортом, соответственно подлежит обложению рентным налогом на экспорт, в связи, с чем требование УГД о необходимости представления декларации по форме 570.00. является законным. Кассационная коллегия считает выводы судов правильными, основанными на обстоятельствах спора и нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения».

А теперь переходим к нашим доводам на основании которых мы пытаемся доказать абсурдность позиции как налогового, так и судебного органов.

Суд при вынесении решения суд ссылается на ст.1 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008г., где определено понятие экспорт товаров.

Данное Соглашение касается только косвенных налогов при экспорте и импорте товаров.

В указанном Соглашении четко определено, что относится к косвенным налогам - налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).

Тогда как в нашем случае речь идет о рентном налоге, который не является косвенным налогом.

 То есть в данном случае суд применил нормативный правовой акт, который не регулирует спорные отношения.

Кроме того, суд ссылается на Закон РК «Об экспортном контроле» (далее - Закон), где также определено понятие экспорта.

Однако действие настоящего Закона распространяется на экспорт, реэкспорт, импорт, реимпорт, транзит и переработку продукции вне территории Республики Казахстан, указанной в ст.8 настоящего Закона, а также на деятельность государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля, участников внешнеэкономической деятельности (заявителей).

Статьей ст.8 Закона определен перечень продукции, подлежащей экспортному контролю. Необходимо отметить, что уголь не подлежит экспортному контролю, однако суд, применяет к спорным правоотношениям нормы данного закона.

Суд пришел к выводу, что ТОО «Жансар уақ» является экспортером угля в Российскую Федерацию, основываясь на нормативные правовые акты, которые не могут быть применимы к данному спору.

При этом, суд не принял во внимание наши доводы, основанные на нормах Договоров о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и о зоне свободной торговли, Таможенного кодекса Таможенного союза, Налогового кодекса РК.

Согласно Договору о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза «единая таможенная территория» - территория, состоящая из таможенных территорий Сторон (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация).

В соответствии с приложением № 1 Договора о зоне свободной торговли, Республика Казахстан в отношении отдельных видов товаров применяет рентный налог на экспорт в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, но в данном случае речь идет в отношении товаров, вывозимых с территории Республики Казахстан за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ст.212 Таможенного кодекса Таможенного союза экспорт - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. В указанном случае товары должны быть помещены под таможенную процедуру экспорта.

Более того, требования ст.242 Налогового кодекса РК гласят, что экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Указанные нормы полностью согласуются с вышеуказанными нормами международных договоров.

Необходимо отметить, что ТОО «Жансар уақ» реализовывало уголь в РФ в период с 4 квартала 2010 года по 3 квартал 2014 года включительно, в связи с чем, налоговый орган и требует представить налоговую отчетность по рентному налогу за указанный период.

Наши доводы о том, что статья 301 Налогового кодекса в новой редакции действует только с 01.01.2015 года остались без внимания и обоснованы судом следующим образом:

«… в ранее действовавшей редакции статьи 301 Налогового кодекса также было предусмотрено, что объектом обложения рентным налогом на экспорт является объем сырой нефти, газового конденсата, угля, реализуемый на экспорт. То есть, уголь, реализуемый на экспорт, и ранее, то есть до 01.01.2015 года, облагался рентным налогом. В новой редакции статьи 301 Налогового кодекса уточнено понятие экспорта, тем самым конкретизирована необходимость уплаты рентного налога на экспорт для лиц, реализующих товар с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза».

Тем самым, нарушены требования ст.37 Закона РК «О нормативных правовых актах» которые предусматривают, что действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Кроме того, согласно статье 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года (далее - Договор) в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены Евразийского экономического союза (далее - государства-члены Союза) не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором.

По нашему мнению, рентный налог на экспорт угля, установленный Республикой Казахстан, обладает признаками налога, имеющего эквивалентное действие применения вывозной таможенной пошлины, как это понимается в соответствии со статьей 28 Договора.

Таким образом, имеются основания полагать, что введенный Республикой Казахстан рентный налог на экспорт угля в настоящее время не отвечает правилам, закрепленным в статье 28 Договора.

При этом следует иметь в виду, что государство-член Союза может применить ограничение во взаимной торговле товарами в соответствии с положениями статьи 29 Договора. Пункт 1 статьи 29 Договора содержит перечень оснований для введения таких ограничений.

Отсюда следует, что требования ст.301 Налогового Кодекса РК противоречат требованиям международных договоров.

Согласно ч.3 ст.4 Конституции РК международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Это основные наши доводы, думаю не надо обладать особыми знаниями юристу, чтобы знать, что нормы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством.

Взыскание рентного налога противоречит идее свободной торговле в странах Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, которую из года в год успешно продвигает Президент нашей страны.

Более того, неправомерные действия налогового органа подрывают авторитет государства и Президента страны, т.к. подписанные им международные договора на деле игнорируются.

В заключении стоит отметить, что нашу позицию своим решением поддержала Коллегия Евразийской Экономической Комиссии.

8 декабря 2015г. Коллегия Евразийской Экономической Комиссии решила:

- Уведомить Республику Казахстан о необходимости исполнения пункта 3 статьи 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

- Предложить Правительству Республики Казахстан принять меры, направленные на отмену взимания в Республике Казахстан рентного налога на экспорт при реализации угля на территории других государств-членов Евразийского экономического союза.

До настоящего времени ответа Правительства РК не последовало. Будем ждать.

 

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: